Получи документы

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры посредством русских народных подвижных игр»

Орлова Лариса
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры посредством русских народных подвижных игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект :

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

Подготовила воспитатель по физической культуре :

Орлова Л. М 1 квалификационная категория.

Информационная карта проекта

П/н Раздел Содержание

1. Направленность проекта Формирование физической активности детей.

2. Тема Формирование у детей устойчивого интереса к русской национальной культуре.

Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры посредством русских народных подвижных игр“» размещена в разделах

3. Авторы Орлова Лариса Михайловна – воспитатель по физической культуре.

4. Руководитель –старший воспитатель МАДОУ

5. База проекта МАДОУ

6. Сроки Краткосрочный, 1 месяц.

7. Тип проекта Игровой, познавательный, творческий

8. Аннотация

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто их придумал? На эти вопросы есть только один ответ: они, как сказки и песни тоже созданы народом. В народных играх много юмора, задора, энергетики и веселья. В них проявляются лучшие человеческие качества: доброта, взаимовыручка, благородство и многие другие. Они сопровождаются неожиданными моментами, считалками и зазывалками.

Современные дети играют в эти игры все меньше и меньше. Игры созданные народом оказались забытыми. С самого раннего детства детей теперь увлекают компьютерные игры. Они мало двигаются, реже общаются со сверстниками.

Поэтому наш проект очень актуален и своевременен. Ведь если с самого раннего детства начинать знакомить детей с родной культурой, национальными традициями, народными праздниками, русскими играми, то это будет способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. Наши русские, народные и фольклорные, несправедливо забытые игры окажут большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически и морально укрепят ребенка.

Все народные и фольклорные игры разнообразны и развлекательны. Поэтому увлечь детей будет не трудно. Самое главное поддержать интерес к ним и заново познакомить с правилами наших по - настоящему народных игр.

Наш проект и создан для того, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь поближе узнать свое прошлое, свои истоки.

9. Ресурсы Нормативно– правовая база:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• ФГОС ДО

• Устав ДОУ.

Методическая база:

Диагностические методики:

Русские народные игры. Иван Панкеев;

Русские народные подвижные игры, практическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

• Зайцева Е. Коляда: Представление для детей с народными играми, песнями, считалками/ Е. Зайцева// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. -1999.-№5.-С. 18-21.-(Репертуар).

Кадровое обеспечение:

• Педагоги-воспитатели;

• Методист детского сада;

• Музыкальный руководитель д/с;

• Преподаватель ФИЗО д/с.

Технические и материальные ресурсы:

• Наглядные материалы;

• Спортивный инвентарь;

• Музыкальный материал;

• Материалы для художественного творчества;

• Материалы для работы с родителями;

• Компьютер, проектор.

10. Цель

1. Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.

2. Познакомить с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.

3. Развить физические качества – быстроту, ловкость, выносливость в народных играх.

4. Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.

5. Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа.

6. Способствовать развитию педагогической компетентности родителей.

11. Задачи

1. Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;

2. Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;

3. Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;

4. Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;

5. Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;

6. Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;

7. Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.

12. Предполагаемый результат

1. В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:

1.) Умение самостоятельно организовывать игру;

2.) Живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;

3.) Продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;

4.) Активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).

14. Оригинальность

- создание условия успешного внедрения народных игр в жизнь детей, глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатым и разнообразным по своему содержанию

- привлечение новых мультимедийных технологий на занятиях.

- возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения. В целях данного проекта были проведены : беседы, опросы родителей и детей и выявлено, что сокращается двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм). Родители недооценивают значение народных подвижных игр в развитии и воспитании ребёнка, сами не знают и, следовательно, не могут обучить этим играм ребёнка.

-Данный проект содержит картотеку Русские народные подвижные игры.

Актуальность:

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Незнание детьми традиций русской народной культуры не позволит ребенку самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народными играми.

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение.

Проблема, на решение которой направлен проект.

В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование западных мультфильмов, различных телевизионных программ. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

В целях реализации данного проекта были проведены : беседы, опросы родителей и детей и выявлено, что сокращается двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм). Родители недооценивают значение народных подвижных игр в развитии и воспитании ребёнка, сами не знают и, следовательно, не могут обучить этим играм ребёнка.

План реализации проекта :

Этапы Содержание

1 этап Подготовительный

Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.

2 этап Основной

Цель: Выполнить задачи проекта.

3 этап Заключительный

Цель: Создание условий для вовлечения детей в игровую деятельность, формирование устойчивого интереса к обычаям русского народа, многообразию народных игр.

Этапы реализации проекта

Этап Содержание

1 этап Задачи:

1. составление плана работы, подбор методик;

2. формирование целей, задач;

3. создание необходимых условий для реализации проекта;

4. разработка проекта;

5. подбор и изучение необходимой литературы;

6. составление картотек.

Используемые методики:

Цель: заинтересовать детей темой народных игр, народного творчества.

Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».

Анкетирование родителей «Народные детские игры».

Постановка проблемной ситуации: «Народная игра, — что это такое?»

Показатели результативности:

Познавательная активность – любознательность ребенка, его открытость новому, готовность познавать мир (причем не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный, природный) – один из наиболее трудно измеримых и при этом важных критериев.

Физическая активность – современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Появление интереса детей к народным подвижным играм, желание их узнать.

2этап Основной

Задачи:

1. Разработать план мероприятий.

2. Заинтересовать детей народными играми. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

3. Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа.

4. Провести завершающее мероприятие.

Шаги реализации:

Познавательное развитие:

заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.

объяснение правил игры;

рассказ об истории народных подвижных игр;

беседы: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?», «Как играли в старину».

Физическое развитие:

организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей;

совместная игра;

овладение русскими народными подвижными играми с правилами;

объяснение техники безопасности.

Художественно-эстетическое развитие:

знакомство с фольклором;

ознакомление с атрибутами игр;

стимулирование сопереживания персонажам русских народных подвижных игр;

ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.

Показатели результативности:

разработан план мероприятий, способствующих формированию физической активности детей;

проведен комплекс мероприятий по приобщению детей к художественному творчеству;

получена обратная связь о результатах проведенного физкультурно-оздоровительного мероприятия «Как играли в старину».

повысился уровень заинтересованности детей и родителей к народным играм путем внедрения дистанционных форм обучения.

3 этап Задачи:

1. Обобщение опыта работы по теме «Русские народные подвижные игры».

2. Создание условий для вовлечения детей в игровую деятельность, формирование устойчивого интереса к обычаям русского народа, многообразию народных игр.

3. Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.

4. Составить отчет о проделанной работе.

Шаги реализации:

Оформление картотеки «Русские народные игры».

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры».

Музыкальное развлечение «В игры русские играем - веселимся, не скучаем».

Использование картотеки русских народных игр при составлении календарно-тематического плана работы.

Проведение физкультурно-оздоровительного мероприятия «Как играли в старину».

Использование картотеки считалок, закличек.

Организация выставки художественно-творческих работ по теме проекта.

Критерии и показатели результативности:

Познавательный критерий:

двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;

познавательную активность, фантазию;

обогащение словарного запаса детей названиями предметов быта русского народа.

Эмоционально-волевой критерий:

любовь и уважение к народной культуре;

смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности.

Деятельностный критерий:

- интерес и желание играть в русские народные игры;

-повышение уровня физической активности дошкольников;

Продукт проекта :

1. Картотека народных игр по теме проекта,

2. Составление рекомендаций по проведению народных подвижных игр;

3. Составление рекомендаций по использованию фольклорного материала в работе.

4. Составление отчета о проделанной работе.

5. Фотовыставка на тему проекта.

Результат, прогноз и перспектива:

-В ходе проекта, мы много беседовали о том, как жили люди в прежние времена, много играли в русские народные игры, и по окончанию нашего проекта, мы можем сделать вывод, о том, что у детей сформировались представления о жизни, традициях, обычаях, культуре русского народа.

-У детей появился интерес к русским народным играм и творчеству в целом, дети стали сами просить нас поиграть в русские народные игры, послушать русские народные песни и подтанцевать под них.

-Был создан позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) мог развить свои способности в процессе совместной деятельности и творчески организовать общение и игру;

- Дети стали проявлять интерес к народным подвижным играм, знают много игр и могут самостоятельно их организовать;

- Дети знают считалки, заклички, умеют договариваться на игру, проявляют выдержку, волю, стремление к победе, соблюдают правила игры - родители стали активными участниками мероприятий.

Список литературы:

1. Аниконова Т. Г. Народные игры. Учебное пособие. — Белгород, 2004.

2. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Игры для дошкольников : Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2002.

3. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников : Учебно-методическое пособие. — М. : АРКТИ, 2005.

4. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте : пособие для воспитателей детского сада. — М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.

5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М. : Наука, 2012. 6. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников : Методическое пособие. — М. : Айрис-пресс, 2004.

7. Козырева О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников : пособ. для воспитателей и инструкт. физ-ры дошк. образоват. учреждений. — М. : Просвещение, 2007.

8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры : Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой. — М. : Просвещение, 1986.

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. — М. : Академический Проект, 2001.

10. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. — М. : Владос, 2002.

11. Третьякова О. В. Русский народный календарь. — М. : Метафора, 2006.

Публикации по теме:

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры посредством русских народных подвижных игр»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 12:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры посредством русских народных подвижных игр»» (включая файлы) размещена пользователем Орлова Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД