Кудашкина Лидия
Проект по самообразованию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»
Воспитатель: Кудашкина Л. А.
Саранск – 2020 г.
Вид проекта - творческий.
Продолжительность – долгосрочный 2020 – 2021 учебный год
Исполнители проекта - дети, педагоги, родители.
Цель:
Публикация «Проект по самообразованию „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
Расширить знания о народных промыслах
Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Воспитывать у детей любовь к русскому декоративно-прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.
Задачи:
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
Систематизировать изученную литературу.
Актуальность:
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, в изобразительном искусстве. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В положениях ФГОС ДО четко обозначена задача формирования патриотизма, гражданственности, нравственности, а это возможно только при условии активного использования произведений искусства в качестве средства и условия гармоничного развития ребенка. Посредством общения с народным искусством, происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю. Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К. Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. При правильном руководстве изобразительной деятельностью она может быть одним из средств личностного развития детей, так как в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира.
Формы и методы работы:
Проведение тематических занятий,
Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Экскурсия в городскую художественную школу, в краеведческий музей.
Встречи с интересными людьми.
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
Изучение программы по возрастным группам детей.
Работа с методической литературой
Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
Обработка анкетных данных.
Подготовка и оформление документации.
Проект «Синяя птица Гжели»
Предполагаемый результат:
Повысить собственный уровень образования в области «Художественно эстетическое развитие» путём изучения теории и практики использования народного декоративно-прикладного искусства. Сформировать и развить творческие способности детей в изобразительной деятельности, способствовать самовыражению детей в самостоятельной деятельности, развить основы художественной культуры детей через народно прикладное искусство, Приобщить родителей к жизни и развитию их детей в группе, вызвать интерес к народно-прикладному искусству как к одному из способов развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Используемая литература.
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
8.«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
9. И. А. Лыкова. Соленое тесто в семье, в детском саду и в начальной школе.
Издательский дом «Цветной мир»- Москва 2014.
10. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга Для учителя. - М. Просвещение, 1984г.
План работы по народному декоративно-прикладному творчеству
Раздел плана Форма работы Практические выходы Примечание
Сентябрь
Работа с детьми Оформление альбома по народным промыслам «Городецкая роспись».
Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях.
Рисование расписных платочков.
Просмотр презентации «Городецкая роспись». Приобщение к социокультурным ценностям.
Эмоционально отзываться на произведения народного искусства, развивать интерес к национальной культуре.
Работа с родителями Индивидуальные консультации.
Консультация на тему «Лепим из теста всей семьей».
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения.
Анкетирование «Народное искусство жизни вашей семьи». Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными способностями.
Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении.
Развитие детского творчества в народной направленности.
Выявить особенности воспитания в разных семьях.
Октябрь
Работа с детьми Художественно-эстетическое развитие. Лепка народной игрушки «Козлёнок».
Рассматривание изделий с городецкой росписью.
Упражнение по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи и усвоению технических приёмов.
Проведение осенних праздников в старшей группе с использованием народных традиций
Рисование дымковских барышень с использованием элементов декоративной росписи. Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу.
Рекомендуется всем детям для развития моторики.
Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения «Городец».
Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.
Развивать интерес к народным промыслам.
Работа с родителями Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дома» Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.
Ноябрь
Работа с детьми Просмотр презентации «Сказочная Дымка» Декоративная роспись фигурок (игрушек) по мотивам народных узоров.
Выставка «Осень в Дымковской слободе».
Беседа о видах городецкой росписи.
Оформление альбома «Дымковская роспись»
Изготовление дидактической игры «Составь узор» Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи.
Работа с родителями Консультация «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии личности дошкольника»
Оформление информационного стенда «Творчество гжельских мастеров» Развивать сотрудничество и взаимопонимание с родителями по нравственному и художественно-эстетическому воспитанию.
Повысить уровень активности и заинтересованности родителями этой темой.
Декабрь
Работа с детьми Рассказ о дымковской росписи, игрушках.
Изготовление новогодних игрушек.
Лепка из теста «Пряничные человечки». Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Работа с родителями Посещение занятий
Конкурс новогодней игрушки. Оказание методической помощи родителям.
Январь
Работа с детьми Просмотр презентации «Васильковая Гжель».
Изготовление «сервиза» по мотивам гжельской росписи. Воспитывать уважение и интерес к мастерам своего дела.
Развивать навыки изобразительной деятельности.
Работа с родителями Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания»
Консультации:
«Играйте с детьми в народные подвижные игры» Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.
Февраль
Работа с детьми Расписывание детьми под хохлому силуэтов деревянной посуды.
Просмотр презентации «Филимоновские игрушки».
Изготовление дидактической игры «Четвертый лишний».
Развлечение «Мы за чаем не скучаем» Развивать интерес к художественному творчеству.
Работа с родителями Консультация «Семейные традиции». Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания.
Март
Работа с детьми Просмотр презентации «Русские умельцы».
ООД «Умелые мастера»
Лепка из теста «Кулоны для мам»
Роспись посуды для кукол. Узор в стиле народной росписи (гжельской).
Выставка поделок на тему «Народные промыслы». Развивать интерес к декоративному рисованию.
Работа с родителями Выставка совместных поделок на тему «Народные промыслы». Помочь развивать у ребенка художественные способности.
Пополнение методической копилки
Апрель
Работа с детьми Мониторинг.
Презентация «Золотая Хохлома»
Лепка индюка из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки.
Декоративное рисование : «Филимоновский петушок».
Рисование на тему «Кукла в русском национальном костюме». Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.
Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Работа с родителями Создание уголка народных промыслов.
Семейный консилиум «Оглянись вокруг!». Повышение эффективности воспитательного процесса.
Совместный поиск «интересных людей» (народных мастеров в регионе)
Май
Работа с детьми Роспись силуэтов гжельской посуды соответствующими элементами (гжельская роза, травка).
Лепка из теста «Красивые узоры».
Выставка «Мы мастера своего дела». Развитие интереса к народным промыслам.
Развивать радость от совместного сотрудничества.
Работа с родителями Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных способностей детей. Продолжать развивать устойчивый интерес к народному искусству.