Вера Черкасова
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Современные дети обладают в наш век огромным выбором разных игр и игрушек. Но какова сущность этих игрушек? Каков посыл может дать эта игрушка? Какой идеальный образ несет она ребенку?
А ведь, если задуматься, такие игрушки как монстры, куклы Барби и им подобные современные игрушки воспитывают в детях агрессию, стремление к разрушению, обедняют эмоциональный мир ребенка. Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом. И слепо следуя современным тенденциям покупают своему дорогому чаду новомодную игрушку.
Публикация «Проект „Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Наши предки в течении многих поколений изготавливали игрушки в соответствии с русскими народными традициями. Для русской культуры характерно бережное отношение к ребенку, не смотря на строгие меры воспитания. Не было страшных игрушек или уродливых, это считалось нехорошо и даже опасно для детей. Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы, свистульки, глиняные игрушки, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление.
Проблема:В какие игры и с какими игрушками играли наши сверстники раньше на Руси?
Гипотеза :Игрушка знакомит нас с историей культуры, историей страны и народа.
Ресурсное обеспечение: Необходимое оборудование:
Альбом «Народная игрушка»; деревянные, тряпичные, народные игрушки, рисунки детей на тему «Матрешка», «Дымковская барышня»лоскутки ткани, нитки, тесёмки, русская народная музыка, атрибуты для народных игр, Дидактические игры «Разрезные картинки»
Цель: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Цели для родителей: Способствовать формированию игровой культуры у детей.
Задачи:Формировать знания о разнообразии народной игрушки (деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная).
Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла – пеленашка, кукла – колокольчик, лоскуток, рукодельница, шаркунок, береста)
Познакомить детей с материалами из которых делались игрушки (лоскутки, солома, береста).
Научить мастерить тряпичную куклу – пеленашку, куклу – колокольчик, игрушку – забаву- зайчик на пальчик. Научить собирать шаркунок.
Формировать интерес, эмоциональную отзывчивость, воспитывать бережное отношение к игрушками
Тип проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты : Дети:
— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
— освоят элементы росписи;
— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;
— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.
Родители:
— освоят технику изготовления народной игрушки;
— будут вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепятся семейные связи;
— обогатят родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
— примут активное участие в жизни детского сада и группы;
— продолжат развитие своих творческих способностей;
— повысится компетентность родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).
Планирование проекта :Планируем проект по следующим образовательным областям:
Физическое развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Планируем проект по следующим образовательным областям:
Физическое развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Планируем проект по следующим образовательным областям:
Физическое развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Работа над проектом осуществлялась :Во время непрерывной образовательной деятельности.
В ходе режимных моментов.
В самостоятельной деятельности детей.
В совместной деятельности.
Взаимодействие с Городским Музеем, Городской библиотекой.
1этап подготовительный.
определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
изучение методической литературы;
подбор художественной литературы;
подбор иллюстраций, альбомов, презентаций, видеофильмов;
подбор настольно-печатных игр, дидактических игр, подвижных русских народных игр, народных игрушек;
подготовка материала для художественного творчества;
обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
1этап подготовительный.
определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
изучение методической литературы;
подбор художественной литературы;
подбор иллюстраций, альбомов, презентаций, видеофильмов;
подбор настольно-печатных игр, дидактических игр, подвижных русских народных игр, народных игрушек;
подготовка материала для художественного творчества;
обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
2 этап проекта. НОД Тема: «Русская народная игрушка».
Беседы:
«Как играли и во что ваши прабабушки и прадедушки?»
«Из чего и как делали народные игрушки?».
Рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
Презентация «Какими игрушками играли наши бабушки»
Загадывание загадок по теме проекта.
Считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки.
Д/ игра: «Разрезные картинки»
Д/ игра: «Узнай игрушку по описанию»
Д/ игра: «Сосчитай матрешек» (ФЭМП)
Художественно – эстетическое развитие:
Лепка дымковской игрушки - «Козлик».
Роспись силуэтов дымковских игрушек, рисование матрешек
Социально – коммуникативное развитие:
Организация сюжетно-ролевых игр «Семья» «Дочки – Матери.»
Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»
Проблемные ситуации «Кукла поломалась», «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ванька-Встанька».
Чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек»
Чтение стихотворения «Дымковская барышня».
Познавательно – исследовательская деятельность, ручной труд:
Мастерская народных мастеров : «Народная кукла своими руками»
Работа с родителями:
Консультация «Как выбрать игрушку для ребёнка?»
Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.