Ольга Попова
Проект «Премудрости этикета» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
- «Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.»
(А. Усачёв)
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Премудрости этикета“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Мы живем в государстве, которое называется Российской Федерацией, и являемся его гражданами. Гражданин - это важное звание, которым гордятся люди и которое дано не всем. Каждый гражданин наделён правами, но имеет и обязанности, которые следует исполнять. Считаю, что самые важные качества гражданина, это трудолюбие, терпение, отвага, соблюдение правил этикета и так как если у человека нет этих качеств, то из него не получится настоящая личность.
Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятые в обществе. Объяснять разумность и необходимость соблюдения правил, приучать радоваться своим хорошим поступкам. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать к себе.
Этикет - это правила, нормы поведения, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах. Знания правил этикета и умение их использовать дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Этические нормы и правила, усвоенные с детства, становятся полезной привычкой. Доброжелательная атмосфера группы способствует успешной адаптации детей в новом коллективе.
Проблема:
Большая часть населения старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом. У каждого был наготове целый набор вежливых и даже учтивых выражений, которым в обязательном порядке учили дома и в школе. Была еще и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним. И как нам не хватает всего этого сейчас.
Мы перестали просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитом. Случается, что даже хорошо образованные люди, не всегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, общения.
Следовательно, вопросы по культуре речевого этикета с наибольшей остротой встают в наши дни.
Всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием, они сослужат в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом ладу с окружающими.
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в школе, на улице, в театре, дома и т. д. Но все эти правила сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей. Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!»
Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот Закон?
Предполагаемый результат:
Сформировать у детей понятие «этикет» и культурный человек, умение правильно употреблять слова приветствия, благодарности, вести разговор с партнерами.
Знание о правилах хорошего тона, знания о речевом этикете.
Умение анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми.
Позволит привлечь внимание к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований.
Занятия помогут многим посмотреть на себя со стороны.
Дети станут более внимательными. Самое главное, что смогут донести до родителей убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей.
Форма реализации проекта:
1. Речевая - уважительное отношение к людям и проявляется в нашей речи, манере общения, умение вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре, говорить комплименты.
2. Неречевая - поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к взрослым.
I этап Целеполагание.
Цель проекта: Сделать жизнь максимально приятной, научиться обходить все углы и нечаянные обиды. Научить применять правила этикета в повседневной жизни.
Задачи проекта:
• Формирование культуры поведения дошкольников в общественных местах, развитие навыков их применения в различных ситуациях.
• Развитие навыка вести себя в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
• Обогащение нормативного этикетного словаря.
• Развитие связной и диалогической речи.
• Формировать знания о правилах поведения в детском саду, в гостях, в лесу, в театре, на улице, у реки и т. д.
• Умение правильно ориентироваться в сложившейся ситуации, грамотно реализовать и действовать в окружающей его обстановке.
• Развивать умение высказывать свое мнение.
• Воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия.
• Мотивация на нравственные поступки.
• Формирование умения согласовывать свои действия с коллективом.
• Формировать навыки культурного поведения.
• Повышать уровень коммуникативной компетентности детей.
• Привлекать родителей к культуре воспитания детей в семье.
• Изучить понятие «этикет» и «культурный человек»
• Закрепить знание о речевом этикете.
• Воспитывать уважение к окружающим людям.
Подвиды этикета:
Определяется характером ситуации, в которой находится человек.
1. Речевой этикет
2. Столовый этикет
3. Гостевой этикет
4. Этикет телефонного разговора
5. Этикет в одежде
6. Семейный (Домашний) этикет
7. Этикет «О друзьях и Дружбе»
8. Этикет «Улиц и Дорог»
9. Этикет на праздниках
10. Этикет в общественных местах:
- Правила поведения;
- Уроки хороших манер.
II этап Подготовительный
Сотрудничество с родителями
Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы. Самое главное, что смогли донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей.
Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.
Подготовка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.
Подготовка творческих работ для выставки.
Составление плана работы по реализации проекта.
III этап Реализация проекта
Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей.
1. Занятия:
1.) «Азбука вежливости»
2.) «Этикет - что это?»
3.) «С чего начинается Утро?»
4.) «Вежливые слова»
5.) «Поведение за столом»
6.) «А у нас гости»
7.) «Как ведем себя в обществе (на улице, музее, театре?»
8.) «Что такое Дружба?»
9.) «У меня позвонил телефон»
2. Познавательные беседы:
1.) «Принимаем гостей»
2.) «Правила поведения в общественном транспорте»
3. Разрешение проблемных ситуаций
1.) «Принимаем гостей»
2.) «Я иду в гости»
4. Чтение художественной литературы:
1.) рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»
2.) А. Барто «Вовка - добрая душа»
3.) р. н. с. «Два жадных медвежонка», «Как мужик гусей делил», «Лисичка сестричка и серый волк», «Кот и лиса», «Царевна-лягушка», «Колобок»
4.) К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»
5. Беседы:
1.) «Где моя большая ложка?»
2.) «Сервируем стол»
3.) «Застольное поведение»
4.) «Чаепитие друзей»
5.) «Мы дежурим по столовой»
6. Рассматривание картин
«Уроки вежливости»
7. Разучивание пословиц и поговорок
8. Психогимнастика
9. ИЗО - деятельность
10. Театральные игры
Драматизация по сказке В. Осеевой «Просто старушка»
11. Игра
«Снова гости к нам пришли», «Приятного аппетита»
12. С/р игра
«Правила дорожного движения», «Нормы поведения на улице», «Нормы поведения в общественном транспорте»
13. Проблемные ситуации
14. Ведение беседы
15. Приветствие
16. Вежливость
17. Одежда
18. Дружба и друзья
19. Общение
20. На природе: в лесу, на лугу, у реки
21. Вести разговор
22. Речь человека
23. Домашний этикет
IV этап Заключительный
Диагностика речевого развития детей.
В процессе организованной образовательной деятельности велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.
В ходе деятельности особое внимание уделялось созданию доброжелательного психологического климата. Доброжелательные взаимоотношения между детьми и педагогом поддерживались при помощи использования приемов: «Поддержка, похвала детей», «Вовлечения в деятельность малоактивных, застенчивых детей». Создавали ситуацию успешности для каждого ребенка.
Таким образом, в результате гармоничного сочетания различных методов и приемов проект прошел на достаточно хорошем уровне, цели и задачи поставленные мною были выполнены.
А. С. Макаренко отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только во время беседы с ним, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты. Все родители хотят, чтобы их ребенок был вежливым. «Вежливость не рождается сама собой.» Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки, говорить по телефону и многому другому.
Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережем свое здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.
Проведя исследования мы пришли к выводу: Речевой этикет возник в глубокой древности. Является словесным «поглаживанием». Этикет дарит здоровье, улучшает настроение. Речевой этикет делает нашу речь красивее и богаче, а нас добрее и внимательней друг к другу.
Правил этикета много. А вот основа у всех правил одна - здоровый смысл и уважение к другим людям. Каждый может быть уверен: люди, которые не знают вас близко, не узнают какой вы замечательный человек, будут судить о вас по внешнему виду, по вашему поведению, манерам и речи.
Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому. Знание этих правил не передается по наследству.
Правилам этикета люди должны учиться!
Речевой этикет позволяет устанавливать с другим человеком контакт в определенной благоприятной тональности.
Огромное значение в этикете придается речи. Человек должен уметь контролировать ее громкость, тон, тембр и содержание. Самая важная сторона речи - ее содержание, т. е. то о чем мы говорили.
Вот простая формула речевого этикета: «Думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, какие из этого будут последствия.»
Золотые правила Этикета
«В любой жизненной ситуации ведите себя так, как бы Вам хотелось, чтобы другие вели себя по отношению к Вам»
Я хочу, чтобы было так, поэтому я и занялась исследовательской работой и дальше буду продолжать работать над этой темой.