Екатерина Нестеренко
Проект «Православный театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Публикация «Проект „Православный театр“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателями, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.
Мы учим жить сердцами и делами.
Мы знаем, наша помощь им нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
Мы дарим сердце и чуть- чуть тепла.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели.
Проект : информационный, долгосрочный, межгрупповой.
Актуальность проекта : Сейчас проводится активная работа по духовно- нравственному воспитанию детей, но проблема духовности еще существует в нашем обществе. Многие люди отмечают православные праздники, но не все знают историю этих праздников. К сожалению, у родителей не всегда есть ответы на большое количество вопросов. Поэтому моим решением было создать этот проект, чтобы расширить знания о православных святых у детей, у родителей, для того чтобы научить их жить свято веря в чудеса, и брать пример с дел Святых.
Цель проекта : приобщать детей и их родителей к православной культуре, к традициям русского народа.
Задачи:
– Расширить знания о Святых.
– Познакомить с обычаями и традициями православной веры.
– Рассказать детям историю праздников, их значение в Христианстве.
– Развивать позитивное отношение к житию Святых.
Предмет исследования – Житие святых.
Срок реализации проекта : с 1 июня 2014г. по 31 мая 2015г.
Методы и приемы:
1. Работа с литературой.
2. Экскурсии.
3. Сбор и обработка информации.
4. Рассматривание иллюстраций, презентаций.
5. Творческая работа.
6. Практический метод (изготовление поделок).
Планируемые результаты:
• Обогащение знаний у детей и взрослых о житие Святых.
• Заинтересованность детей совместно с родителями к подготовке и проведении праздничных мероприятий.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательней активности, коммуникационных навыков.
• Активное участие родителей и педагогов в реализации проекта.
I. Целевой раздел.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений которых, обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, является духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам православной истории, в том числе и библейских сюжетов. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение истории православия для духовно-нравственного воспитания детей.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
• приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
• раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств,
• охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
• создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка на традициях православия.
II.Содержательный раздел
Кружок «Православный театр» направлен на приобщение дошкольников к православным традиционным на примере жития святых и библейских историй.
Перспективный план театрализованных постановок с детьми.
Месяц № Тема Программное содержание
Сентябрь 1 Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья» Приобщение детей к православной культуре, на примере жития святых. Познакомить детей с подвигом маленьких сестер.
Октябрь 2 Игумен Земли русской Преподобный Сергий Радонежский. Знакомить детей с житием Сергия Радонежского. Развивать восприятие социальных эмоций, образно-логического мышления и памяти, развитие образной и связной речи. Продолжать воспитывать у детей интерес к родной культуре, любовь к родной земле и ближним, сформировать представление о важности благодарения как нравственном акте; воспитание уважения к Родине, бережного отношения к языку, культуре и иконам. Приобщать детей к добрым делам, через знакомство с житием Святых
Ноябрь 3 Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины матери. Знакомить детей с историческими событиями, произошедшими в жизни Девы Марии. Прививать любовь к своим мамам.
Декабрь 4 Николай Чудотворец и чудесное возвращение ковра. Знакомить детей со Святым Николаем Чудотворцем. Приобщать детей к православию, через знакомство с Святыми. Познакомить с чудесами Божьими.
Январь 5 Рождество Христово Знакомить детей с самым радостным детским праздником. Приобщать детей к православной истории. Прививать любовь к православным праздникам.
Февраль 6 Илья Муромец- богатырь Земли Русской. Знакомить детей с подвигами богатыря русского Ильи Муромца. Приобщать детей к истории русского народа.
Март 7 Царская семья Продолжать приобщать детей к истории святых мучеников. Знакомить с историей царской семьи. Учить детей подражать примеру царских дочерей: быть трудолюбивыми, добрыми и т. д.
Апрель 8 Праздник праздников и торжеств- Святая Пасха. Приобщать детей к православным традициям. Знакомить с православными историями и библейскими рассказами.
Май 9 Георгий Победоносец. Продолжать знакомить детей с героями для благого примера подражания. Воспитывать чувство справедливости, милосердия, мужества.
Июнь 10 Святые Кирилл и Мефодий. Приобщать детей к истории славянской письменности. Знакомить детей с житием святых
Июль 11 Петр и Феврония Муромские. Формировать бережное отношение к семье на примере Святых Петра и Февронии. Знакомить с житием святых.
Август 12 Апостолы Петр и Павел. Знакомить детей с чудесами Божьими. На примере Святых апостолов Петра и Павла. Приобщать детей к православной культуре.
Театрализованной постановке предшествует работа, направленная на обогащение знаний о событии, которое будет инсценироваться. Подготовка к театрализации подразумевает различные виды деятельности: чтение художественной литературы, рассматривание икон, беседы о Святых, подготовка атрибутов для представления, декораций.
III. Организационный раздел.
Для работы кружка в ДОУ оборудован методический кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал:
литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
литература для родителей и педагогов;
аудиокассеты и видеоматериалы:
демонстрационный и раздаточный материал для проведения бесед;
игры по духовно-нравственному воспитанию;
иллюстрации;
иконы
учебный иконостас
костюмы для спектаклей.
Для реализации кружка создан материально-технический ресурс:
фото-видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера, необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
компьютер, мультимедийное обеспечение, плазменный телевизор с проигрывателем - для проведения бесед, просмотра презентаций.
Список используемой литературы
1. Л. Н. Гончарова- «Основы Православной Культуры. Программа и примерные конспекты занятий».
2. «Детский церковный календарь» В. Н. Крупин М., 2002
3. Журнал «Свечечка»
4. «Лесенка чудесенка» литературно-художественный православный календарь для детей и родителей на 2012, 2013, 2014гг. Е. Баум, А. Фомкина М.
5. Методическое пособие «Самые главные праздники» О. М. Потаповской М., 2004
6. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений «Основы христианской культуры» С. Афанасьева 2002
7. «Николай Чудотворец». Житие и чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского. – М. 2002
8. «Православные праздники» А. С. Ананичев М., 2006
9. Православное воспитание детей дошкольного возраста Р. И. Киркос 2006г.
10. Учебно-методическое пособие для педагогов детских садов «Мир – прекрасное творение» Л. П. Гладких
11. «Энциклопедия православной жизни» Г. Калинина, Г. Стромынский, 2009
12. «Энциклопедия детского фольклора» Т. Пиксасова, Р. Триндицкая М., 2008
13. «Я иду на урок в Воскресную школу» : Закон Божий и уроки детского творчества. В. В. Жукова, Т. Г. Волкова М., 2010
Используемые ссылки.
1. https://@us.zdesvsyo.ru/photo/46-0-3300
2. https://www.mlekopit.ru/family/creative-groups/
3. https://yandex.ru/images/search
Фонотека
1. «Богородица» сл. И. Языковой, муз. Ю. Пастернака.
2. «Рождественская ночь» сл. неиз. ав. муз. Л. Орловой.
3. «Свеча Рождества», сл. Г. Евневича, муз. М. Малевича.
4. «Рождество», сл. Т. Шоргиной. муз. Л. Ершовой.
5. «Крещение», сл. О. Лихачевой, муз. Лепешинского.
6. «Христос Воскрес», сл. И. Языковой, муз. Л. Ершовой.
7. «Звонят-звонят колокола», сл. и муз. Л. Ершовой.
8. «Пасха», сл. Э. Котлер. Муз. Л. Ершовой.
9. «Звон колоколов».
10. «Сказание о Святом великом чудотворце Николае».
11. «Сказание о Святом великомученике Георгии Победоносце».
12. «Сказание о Святом Илье Муромце»
Фильмотека
1. «Радонеж», «Рождество», «Святой Георгии» Лучшие фильмы 2007 года о вере и спасении
2. «Раб Божий Николай»Н. С. Астахов, Т. Г. Белевич. (По произведениям Н. В. Гоголя и Святоотеческой литературы)
3. «В гостях у Батюшки»Беседы протоиерея Артемия Владимирова с детьми и для детей
4. «Рождественские истории»Фильм снят в рамках программы «Духовно-нравственные основы демографического развития России». Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»