Ольга Усачёва
Проект «Правила дорожного движения» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 185»г. Саратов
Педагогический
ПРОЕКТ
"Правила дорожного движения"
Старшая группа
Выполнила:
Воспитатель: Усачева Ольга Николаевна
Саратов
Делаем ребятам
Предостереженье
Выучите срочно
Правила движения,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Ю. Яковлев
Публикация «Проект „Правила дорожного движения“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.
Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Поэтому наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.
Актуальность темы:
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыш и обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение. Поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры и на площадках ПДД.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения.
Проблема:
На сегодняшний день остро стоит проблема популяризации уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу. Необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге. С каждым годом все больше автомобилей выезжают на наши дороги. Чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.
Концептуальные основы проекта :
Систематизация знаний о правилах дорожного движения.
Объекты исследований и наблюдений: пешеходы, остановка пассажирского транспорта, зимняя дорога, транспорт и работа водителя, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки что обусловлено рядом причин.
• Изучение и соблюдение ПДД играют важную роль в нашей жизни.
• Многие взрослые относятся к соблюдению ПДД крайне безответственно и несознательно.
Основные направления работы по программе :
Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде города;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Цель:
Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
• Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения; умения ориентироваться в различной обстановке;
• Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
• Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Тип проекта :
Долгосрочный, информативно-поисковый.
Принципы
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Роль родителей в реализации проекта :
Сбор материала, приобретение книг и оснащение ими уголка ПДД в группе.
Консультации «Дети на дороге», «Маленький пешеход», «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
Составление детьми безопасного маршрута от дома до детского сада.
Изготовление реквизитов для проведения открытого занятия по теме «Знаете ли вы Правила дорожного движения».
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
1. Подбор материала по Правилам дорожного движения.
2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
3. Знакомство с литературными произведениями.
4. Внесение в группу дидактической игры «Нам на лице не страшно».
5. Использование игр:
дидактических: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни»;
подвижных : «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.
6. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
7. Анкетирование родителей. (Приложение №6)
Этап формулирования проблемы.
На этом этапе мы с детьми сформулировали проблему. Из-за чего герои художественных произведений и мультфильмов попали в беду: недостаточное знание правил дорожного движения. Исходя, из этого у нас появилась цель: обобщить и закрепить знания детей по правилам безопасного поведения на дорогах, создать макет улицы. И мы начали искать пути решения этой проблемы и цели на следующих этапах проекта.
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу, к светофору, на автобусную астоновку;
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ;
7) создание коллективных работ по аппликации, лепке, рисованию.
Перспективный план работы по ознакомлению с правилами дорожного движения старшей группы на 2012-2013 учебный год
Месяц
Тема мероприятий Цель Образоват.
области
Сентябрь
НОД: "Наш город"
Беседа: Мы идем по тротуару
Чтение: Происшествие с иг-рушками. (В. Клименко)
Ознакомить детей с движе-нием транспорта и пешехо-дов, дать представление о том, как важно уметь пра-вильно ходить и ездить по городу.
Познание
Ком-я
Чтение
Безоп-ть
Октябрь НОД:" Поведение детей на улице".
Беседа:" Дорога не место для игр. " "Игры во дворе дома".
Чтение: "Мне купили самокат "Веселый футбол"." Ковер-самолет". Познакомить детей с основ-ными правилами поведения на улице, обсудить с детьми различные ситуации котрые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. Познание
Ком-я
Чтение
Безоп-ть
Ноябрь
НОД: "Транспорт"
Разгадывание кроссворда о транспорте, загадок.
Рисование: "Автобус".
Конструирование: "Машины на дороге".
Чтение:"Любопытный мышонок" (Г. Юрмин)
Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам. Познание
Ком-я
Худ. тв.
Чтение
Декабрь
НОД: "Когда мы пассажиры"
НОД: "Что такое Светофор?"
Чтение: "Три чудесных цвета". (А. Северный)
П/и "Светофор"
Ручной труд: "Светофор" (шары из полосок) Добиться, чтобы дети усвоили понятия "пешеход" "пассажир" и получили представление о правиль-ном поведении в общест-венном транспорте. Познание
Ком-я
Чтение
Игра
Худ. тв.
Январь НОД: "Правила дорожного движения".
Беседа: " Какие бывают пешеходы?"
Чтение:"Мы идем через дорогу". (М. Дружинина)
Рассматривание плакатов о ПДД.
Чтение: "Песенка о правилах" В. Кожевниеков Познакомить с правилами ПДД, закрепить значение сигналов светофора, дать представление где и как переходить улицу, формировать навык ориентироваться по дорожным знакам. Познание
Ком-я
Чтение
Безоп-ть
Февраль НОД:"Дорожные знаки".
Д/и "Внимание! Дорога!"
Рисование: "Нарисуй знак"
Д/ И: "Учитесь, играя"
Рассматривание плакатов. Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки, их положение на дороге. Познание
Ком-я
Игра
Худ. тв.
Март НОД: "Экскурсия к дороге"
Лепка: "Наша улица" (коллективная)
Игра "Автошкола" (Пр. №2)
Игра: "Узнай знак"
Д/и "Дорожные знаки" Закрепить знания о транс-порте, о правилах дорожно-го движения, закрепить знания о дорожных знаках. Познание
Ком-я
Игра
Худ. тв
Апрель
НОД: "Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.
Рисование: " На перекрестке" (коллективная)
Д/ и: "Внимание! Дорога!
Игровые ситуации:"Кто самый лучший пешеход?"; "Расположи правильно дорожные знаки". Рассмотреть различные си-туации, которые могут воз-никнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. Закрепить правила дорожного движения, дорожные знаки.
Познание
Ком-я
Игра
Худ. тв.
Безопас-ть.
Май
Конкус "Знатоки дорожных наук". (Приложение №5)
Викторина: "Дорожная грамота".
Аппликация: "На перекрестке (коллективная)
Тест: "Подбери слова"(Пр. 3)
Д/и "Продолжи предложение Закреплять знания по ПДД, развивать творческую акти-вность, логическое мышле-ние, внимание.
Выявить знания по ПДД, уровень развития словар-ного запаса, логическое мышление, творческие способности, воображение.
(Пр. 4) Познание
Ком-я
Соц-я
Худ. тв.
Без-ть.
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей, (Приложение №1)
2) повторное анкетирование родителей. (Приложение №6)
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод
Показателями эффективности роботы стало следующее
• Отсутствие несчастных случаев с детьми.
• Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными особенностями) .
• Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (регистрируется поведение детей на предъявление картинки или создание реальной ситуации на макете «Улица нашего города) .
• Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
• Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
• Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Приложение 1
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.
Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.
Мониторинг проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 4х балльной системе:
высокий – 4 балла;
средний – 3 балла;
низкий – 2 балл.
низший-1 балл
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т. д.)
5. Опасные места на улицах и дорогах.
6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.
7. Виды и назначение транспорта.
8. Опасные и безопасные действия.
9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях, границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный, домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.