Любовь Федорова
Проект «Правильное дыхание — залог здоровья и красивой речи!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта Правильное дыхание, как залог здоровья и красивой речи!
Сроки реализации проекта Сентябрь 2013 – февраль 2014
Нормативно-правовая база Проекта Проект может быть использован при работе ДОУ по программе М. А. Васильевой «От рождения до школы» и соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Проект „Правильное дыхание — залог здоровья и красивой речи!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
• Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106);
• Закон РФ 10.07.1992 г., № 3266-1 (с изменениями и дополнениями) «Об образовании»;
Разработчики проекта Федорова Любовь Александровна
(Учитель – логопед МАДОУ Тисульского детского сада №2 «Лукоморье»)
Цель проекта Формирование у детей правильного физиологического и речевого дыхания.
Задачи проекта
1. Оказать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм детей;
2. Расширить знания детей о дыхании;
3. Познакомить и обучить детей физиологическому (диафрагмальному) дыханию;
4. Познакомить и обучить детей речевому дыханию;
5. Повысить уровень концентрации внимания;
6. Развивать мелкую и общую моторику;
7. Расширять и обогащать словарный запас детей;
8. Развивать связную речь.
Целевая группа Воспитанники подготовительной к школе группы МАДОУ Тисульского детского сада №2 «Лукоморье».
Ожидаемые результаты проекта
Дети владеют информацией о правильном физиологическом и речевом дыхании, понимают значение использования правильного дыхания в жизни человека, владеют приемами дыхательной гимнастики, пользуются правильным речевым дыханием.
Актуальность
Здоровье - это неотъемлемая ценность каждого человека, без которого невозможно полноценное физическое, психическое и социальное развитие. Основная база физического и психического здоровья закладывается в дошкольном возрасте.
Число детей, имеющих нарушения речи (дизартрия, сенсорная, моторная алалия, заикание) с каждым годом увеличивается. Учитывая, что у детей, имеющих перечисленные мною ранее речевые патологии, нарушено и дыхание, я взяла за основу проекта развитие физиологического и речевого дыхание. Ведь работа над правильным дыханием преследует не только коррекционные задачи (обеспечивает ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения, но и способствует оздоровлению детей, т. к. дети имеющие правильное дыхание болеют простудными заболеваниями намного реже.
Регулярная работа над формированием правильного дыхания способствует профилактике таких заболеваний как:
• полипы носовой полости, что часто является причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняется процесс правильного речевого дыхания, меняется интонационная окраска голоса, происходят изменения в строении органов артикуляции
• гайморит
• хронический бронхит
• аденоидит
• ринит
• ринофарингит
• риносинусит
Работа над проектом ведется не только учителем - логопедом, но и воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем. Для того, чтобы полученные в данной области знания и навыки закреплялись дома, будет проведена работа с родителями, в ходе которой родители будут обучены дыхательной гимнастики, упражнениям на формирование дыхания и получат теоретические знания о необходимости владения и применения правильного физиологического и речевого дыхания.
Выделяют 3 вида дыхания :
1. Верхнее (ключичное) – наполняется лишь верхняя часть легких;
2. Среднее (грудное) – легкие наполняются наполовину;
3. Нижнее (диафрагмальное) – легкие полностью наполняются воздухом;
Речевое дыхание формируется на базе нижнего (диафрагмального дыхания)
Этапы реализации проекта :
1. Формирование физиологического (диафрагмального) дыхания;
На начальном этапе формирование физиологического дыхания будет проводиться на базе релаксации. Данный тип дыхания дается с рождения, и в расслабленном состоянии ребенок будет автоматически переходить на диафрагмальный тип дыхания. Кроме того, формирование физиологического (диафрагмального) дыхания на базе релаксации уравновешивает процессы торможения и возбуждения, что позволяет снизить избыточную нагрузку на сердечно - сосудистую систему. Упражнения проводятся сначала в положении лежа, когда дети усвоили – сидя, а затем стоя.
2. Формирование речевого дыхания.
Работа с детьми в данном направлении проводится ежедневно: воспитателями в режимных моментах, родителями дома, специалистами включается в НОД, а учителем - логопедом при проведении индивидуальной и подгрупповой работы. В соответствии с возрастом и физическими возможностями детей дыхательные упражнения единовременно проводятся не более 5-7 минут. На 1-вом этапе проекта дыхательные упражнения проводятся не более 3 минут. По мере освоение детьми данных упражнений время проведения постепенно увеличивается (максимум до 7 минут). При хорошей погоде дыхательная гимнастика или игры на формирование правильного дыхания проводятся на свежем воздухе. Игры и упражнения дыхательной гимнастики подбираются по принципу – от простого к сложному. На начальном этапе с детьми проводятся более легкие игры на формирование правильного дыхания и используются упражнения из дыхательных гимнастик Лазаренко и Толмачева, а по мере освоения включаются более сложные игры и упражнения из дыхательной гимнастики Стрельниковой, которые являются более сложными для детей.