Юлия Кулямина
Проект «Правила поведения для безопасности жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект.
Правила поведения для безопасности жизни детей.
Возрастные особенности малышей и потенциальные опасности
Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.
Публикация «Проект „Правила поведения для безопасности жизни детей“» размещена в разделах
Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Ведь дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно, хорошо, а тем, чего хочется, что интересно, приятно.
Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность. Цель педагогов — сохранить жизнь и здоровье малышей и вооружить их навыками безопасного поведения в окружающей среде.
На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они осознают, что взрослый является организатором совместных действий и помощником. Он дает оценку поведению, учит первым правилам, основам взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми.
В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с ними. Учитывая эти особенности малышей, мы и строим свою работу по организации их безопасной жизнедеятельности и формированию у них собственного опыта безопасного поведения.
Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению
С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что — нет. Для этого используем многочисленные методы и приемы, в частности: объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения; художественное слово и тому подобное.
Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм поведения используем художественное слово: стихи, потешки, приговорки, короткие сказки и рассказы.
Обучая детей, мы широко используем их желание быть похожими на взрослых, подражать им. Поэтому одним из основных приемов формирования безопасного поведения у маленьких воспитанников есть пример значимых для них взрослых — воспитателей и родителей, с которыми они тесно и охотно сотрудничают.
Для активизации закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям, применяется метод беседы. Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде групповой комнаты.
Предметная среда как фактор безопасности жизнедеятельности
Чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в групповых помещениях, все застежки в хозяйственных шкафах, дверях туалетной комнаты, раздевалки размещаются значительно выше роста ребенка и систематически проверяются, чтобы они были в рабочем состоянии.
Ведущей деятельностью детей третьего года жизни является предметно-манипулятивная.
Тщательно подбирая игрушки и игровое оборудование, необходимо следить, чтобы они соответствовали стандартам качества, изготовленные из экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию детей. Все игрушки легкие и простые в использовании, удобно размещаются в игровых ячейках не выше уровня глаз детей.
Самостоятельность и дисциплинированность — гарантия безопасности
Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств уделяется должное внимание. Прежде всего, детей обучают самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки.
Дисциплинированность, прежде всего, предполагает способность к самоконтролю, который в раннем возрасте еще только начинает развиваться. Дисциплина — это сбалансированность между потребностью ребенка в самостоятельности и необходимостью придерживаться определенных ограничений. Развивая в детях дисциплинированность, взрослые направляют их поведение, постепенно уменьшая степень своего контроля и давая детям возможность самостоятельно управлять поведением собственного.
Демонстрации доверия детям и признание их возможностей ведет к росту в них самоуважения и уверенности в себе. А когда дети довольны собой и взаимоотношениями с другими людьми, они более подготовлены слушать и учиться.
Ожидания и требования взрослого относительно дисциплины должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, то есть тому, что он способен делать и понимать.
Практическое ознакомление детей с правилами безопасного поведения
Формы и приё мы работы с детьми:
1. Беседа, ситуативный разговор:
• «О поведении в группе»,
• «О правилах спуска и подъёма по лестнице»,
• «О поведении на прогулке : не уходить с площадки и не лезть в кусты; как играть с песком, с мячом»,
• «О поведении после прогулки»,
• «О правилах работы с изобразительными материалами: не есть пластилин и краски, не грызть карандаши и мелки, не размахивать ими»,
• «Правила вежливости с кошками и собаками»,
• «Не разговаривай с незнакомыми людьми»
2. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций ( например:
- детская энциклопедия «Будь осторожен, малыш!» издательство РОСМЭН, «Осторожным надо быть!» - автор Ольга Корнеева,
- «Уроки светофора» - автор Виталий Лиходед,
- сказки «Бобовое зёрнышко», «Козлятки и волк»,
- стихи и рифмовки автора Николаева Елена https://www.stihi.ru/2015/12/07/3572
«Едет машина - шофёр сидит, едет машина – мотор гудит. Би-би-би! Ты с дороги уходи!», «Спрячу, спрячу язычок, и – молчок! Ротик-домик – на замок, на замок!» - при спуске по лестнице с железными перилами зимой.
3 Рассматривание предметных картинок
• «не играй с электричеством»,
• «не играй с огнём»,
• «не играй с колющими, режущими предметами»,
• «не пробуй жидкости и лекарства»,
• «не выбегай на проезжую часть»,
• не свешивайся из открытых окон и балконов»,
• «не ешь грязными руками», «не ешь снег и сосульки»,
• «не играй с бродячими животными»)
4. Создание игровой ситуации
• «Помоги котёнку перейти дорогу»
• «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки»,
• «Зайчик обжё гся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т. д.
5. Театрализованная деятельность («Приключения Цыплёнка» https://www.proza.ru/2015/12/14/1684)
Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, мы значительное внимание уделяем формированию в их сознании понятий «хорошо» — «плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаем игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.
Работа по организации безопасности жизнедеятельности малышей предполагает формирование у них культурно-гигиенических навыков, в частности, мы учим детей правилам поведения за столом, как-вот: не залезать руками в тарелку или чашку другого ребенка; не брать в рот предметы; не сосать пальцы; не грызть ногти.
Во время еды напоминаем детям, что чашку следует держать за ушко, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому подобное.
Учим детей, как правильно сидеть на стуле : спина ребенка прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за столом.
Во время работы с раздаточными материалами на занятиях учим детей :
не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху соседа.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во время работы на занятиях по лепке отдаем предпочтение использованию экологически чистых материалов (глины, соленого теста и др). При этом каждый раз напоминаем детям, что брать глину или тесто в рот не следует.
Во время игровой деятельности учим детей :
уходя с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не толкаться, никого не обижать, не подходить близко к лошадке-качалке, ничего не доставать из-под нее, когда кто-то из детей качается; не толкать ребенка, который качается, чтобы он не упал, дождаться своей очереди
В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с горшочком: не метаться на горшках; не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с горшком.
В умывальной комнате, во время мытья рук, учим детей правилам пользования мылом, водой:
не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду, потому что можно поскользнуться и упасть.
Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной комнате :
не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели; не засовывать ноги между прутиками в постели.
Воспитывая у детей безопасное поведение, следует соблюдать чувство меры. Необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Недопустимо применение так называемой «шоковой терапии» с акцентированием внимания на страшных последствиях чрезвычайных ситуаций.
Такой подход может травмировать психику детей и в будущем повлиять на их психическое состояние и поведение. Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.
Во время прогулки закрепляем у детей такие правила поведения :
не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.
В зимний период напоминаем детям, что нельзя:
брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки.
Встречая на дворе животных, скажем, кота или собаку, подводим детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться с ними следует осмотрительно:
не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.
Игровые ситуации для воспитания безопасного поведения у детей раннего возраста
Правила поведения в туалетной комнате
Сажаем куклу Олесю на горшок (в горшке жидкость). Создаем ситуацию, при которой кукла Олеся обливается жидкостью.
Почему кукла облилась?
— Поднялась вместе с горшком.
Что надо сделать?
— Переодеть куклу.
Зачем?
— Кукле неприятно, мокро, холодно.
Дети помогают воспитателю переодеть куклу. Еще раз напоминаем детям правила поведения на горшке.
Правила поведения в умывальной комнате
Маленькие зайчата игрались, разбрызгивали воду. Рядом проходил мишка, поскользнулся, упал, ушиб лапку.
Почему мишка ушиб лапку?
— Потому что поскользнулся и упал.
Почему мишка поскользнулся и упал?
— Потому что зайчата разлили водичку и было скользко.
Правила поведения за столом
Незнайка упал со стульчика.
Почему это произошло?
— Потому что он закашлялся.
Почему закашлялся?
— Крутился на стульчике, тщательно не пережевывал пищу.
Во время еды напоминаем детям о Незнайка и правилах безопасности во время приема пищи: тщательно пережевывайте пищу, и только потом глотайте.
Правила поведения во время игр
У Зайчика болит ушко, он плачет:
Почему Зайчик плачет?
— Ему больно.
Почему у Зайчика болит ушко?
— Мишка сунул бумажку Зайчику в ушко.
Зайчик обратился к врачу Айболита, который помог достать бумажку из ушка и наложил повязку.
Правила поведения со сверстниками
Рассказ воспитателя:
«В садик пришел мальчик Дима. С первых дней пребывания в садике Дима обижал деток. А однажды он захотел игрушку, которой игрался в это время Костя. Он подошел к Косте и стал забирать игрушку, толкнул его, Костя заплакал».
Беседа с детьми:
Почему заплакал Костя? (Ему стало больно, обиделся на Диму за то, что тот забрал игрушку).
Можно ли обижать детей, отбирать игрушки? (Нельзя)
А как нужно поступить, когда хочешь игрушку, которой кто-то сейчас играет? (Нужно вежливо попросить)
Правила поведения во время прогулки
Кукла Рая болеет, у нее болят глазки.
Почему?
— Попал песочек в глаз, они болят и слезятся.
Закрепляем правила поведения : почему нельзя сыпать песок друг на друга? (Песок может попасть в глаза, будет больно и неприятно)
Правила поведения во время прогулки в зимний период
У Незнайки заболело горлышко, у него ангина.
Почему?
— Незнайка сосал сосульку.
Последствия: теперь он не ходит в садик, зато лежит в постели и принимает горькие лекарства.
Правила поведения с острыми предметами
Кукла Зоя была очень непослушной. Она украдкой от мамы взяла ножницы, хотела сама срезать себе ногти на ручках. Срезая ноготка, порезала пальчик. Ой, как ей больно!
У нее болит пальчик! Идет кровь.
Кто виноват в том, что кукла Зоя порезала пальчик?
Почему у куклы болит пальчик?
— Взяла без разрешения острый предмет — ножницы. Что же теперь следует сделать?
— Помочь кукле Зое. Как помочь?
— Обработать ранку.
Дети помогают: мажут пальчик зеленкой, забинтуют ручку.
Скоро у куклы Зои заживет пальчик, но пока будет болеть.
Обсуждаем с детьми, какие еще острые предметы и почему нельзя брать детям в руки (нож, молоток, ножницы, иглы и тому подобное).
Правила личной гигиены
Кукла Лина заболела. У нее болит животик.
Почему?
— Не помыла ручки перед едой, съела грязное яблочко.
Следствие: через грязные руки в животик попали микробы, потому животик и заболел.
Повторяем с детьми правила личной гигиены, пренебрежение которыми может привести к инфекционным заболеваниям.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Практика показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Родители обязаны уделять много внимания этим вопросам, в частности должны и сами придерживаться общепринятых правил безопасного поведения.
Ведь, если поведение родителей дома противоречит представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка педагоги дошкольного учреждения, то ожидаемых результатов достичь сложно или даже невозможно.
Поэтому во время индивидуальных бесед с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.