Елена Савонина
Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
В связи с этим по речевому развитию детей в системе проводятся коррекционно - развивающие мероприятия, хотя, некоторые мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в разнообразные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.
Публикация «Проект (практико-ориентированный) „Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Важную роль в развитии речи ребёнка играет правильно поставленное дыхание, а также владение артикуляционными органами. Это органы, которые участвуют в образовании звука. К ним относятся язык, губы, зубы, голосовые связки, лёгкие. Дети ещё ими владеют плохо, они не могут в точности повторить движения этих органов.
Чтобы маленькие дети овладели необходимыми умениями и навыками для формирования правильной речи, мы применяем разнообразные игровые упражнения, которые способствуют эмоциональному восприятию детьми информации и игровых действий.
Для обучения через игру нами приобретены и созданы дидактические игры, в которые играют дети, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и с воспитателем. Каждая дидактическая игра содержит познавательные и воспитательные игровые составляющие, сопровождаются игровыми действиями и организационными отношениями.
Особого внимания требовали и требуют дети с задержкой в речевом развитии, неправильно произносят звуки, не умеют связно выстраивать фразы из 2-х 3-х слов. Родителей таких детей волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два - три года, а слов – «всего ничего»; «что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения.
1. Цели и задачи проекта.
Для определения содержания работы была изучена основная общеобразовательная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией: М. А. Васильевой. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Она легла в основу моего проекта, в котором развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (обследование предметов и игрушек с ребенком, поручения, игры, использование потешек и т. д.
Участниками проекта стали дети, родители, воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед.
Цель проекта - развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Поставлены задачи:
• целенаправленно обогащать словарь детей;
• развитие активной речи;
• формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
• поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
• формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
• Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
2. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
Развитие речи - главное в возрасте 3 – 4 лет. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно: пальчиковую гимнастику, зарядку для язычка и губ, повторять звуки и слова, чётко проговаривая, и глядя в лицо. Читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки; следить за своей речью, не подделываться под детскую речь. Развивать мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т. д.
После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы. Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.
К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.
Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», «найди домик», различными мозаиками, «лото», «вкладыши»
После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки, пирамидки, учились нанизывать бусинки на верёвочку, рисовали, лепили.
Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читала потешки, сказки.
Создавала условия для проведения дидактических игр, которые, как считаю, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности.
Для обучающих игр-занятий использовала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания, например: «Клавишные доски», «Рамки с застежками», «Открой и закрой», «Пересыпаем ложкой», и др. развивают волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания, и самое главное, упражняя свою активность.
3. Работа с родителями.
К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.
В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Главное, обязательно разговаривать с ребенком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях. В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание.
Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки, лепить, рисовать и т. д.
Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером, во время бесед с родителями давала рекомендации.
Так же было проведено собрание для родителей: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие». На родительском собрании были рекомендованы и показаны логоритмические упражнения с использованием художественных произведений. Многие родители как выяснилось, не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее воздействие.
Были подготовлены консультации для родителей на темы:
• использование сенсорных игр для развития речи;
• а ваш малыш еще не говорит?
• речевое развитие на третьем году жизни;
• роль семьи в развитии речи ребенка;
• детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять.
Кроме консультаций для родителей я также давала рекомендации по данной теме и проводила индивидуальные беседы с родителями, которые в этом нуждались, отвечала на их вопросы.
Было проведено анкетирование родителей, целью которого было – лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей. Все родители с удовольствием приняли участие в анкетировании. В анкетировании приняло участие 14 респондентов.
Положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей воспитанников, всех членов коллектива МДОУ, педагога-психолога, учителя – логопеда.
4. Работа с педагогом – психологом
.
В начале учебного года совместно с педагогом – психологом проводили диагностику по картам нервно-психического развития. Были получены рекомендации от педагога - психологом по занятиям для развития сенсорики у детей. Цель данных занятий: развитие у детей ориентировочно - исследовательских действий, формировать способности воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения, определять их свойства и качества, форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Работа направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.
5. Результаты проведенной работы.
В ходе работы над проектом уделялось большое внимание организации предметно – развивающей среды. Были созданы условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребенка, обогащать его знания и развивают умственные способности в данном возрасте.
В группе оформили пространственную среду таким образом, что бы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, воображения, активной речи; организации двигательной активности. Игровой и дидактический материал расположили в поле зрения детей. Таким образом, созданная предметно – развивающая среда позволяет развивать у детей координацию в процессе обучения и самостоятельной двигательной активности, способствует развитию умения детей играть – в ходе игры совершенствуются основные движения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении у детей развивается понимание речи, расширяется словарный запас и активизируется имеющийся словарь. Развивающая речевая среда способствует развитию речи как средство общения. В играх с дидактическим материалом обогащается чувственный опыт детей, развиваются память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук, закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов.
В работе с детьми использовались так же элементы всемирно известной системы дидактических игр, автором которой является Мария Монтесори. Для обучающих игр - занятий были взяты интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы развивают волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину. Приобретая знания, дети упражняют свою активность.
Отмечается положительная динамика в развитии активной речи у 87,5% детей, и по сенсорике у 83% детей.