Александра Лунёва
Проект познавательно-творческого характера «Транспорт нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 55 общеразвивающего вида г. Владивостока».
Образовательный проект познавательно – творческого характера
для детей средней группы «Тигрята»
2019 – 2020 учебный год.
Публикация «Проект познавательно-творческого характера „Транспорт нашего города“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
Автор проекта : Лунева Александра Борисовна, воспитатель высшей категории.
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Транспорт нашего города».
Девиз проекта :«Город родной изучаем - всё о транспорте узнаем!».
Вид проекта :
по срокам: краткосрочный 3 недели (с 3.02.2020 по 21.02.2020);
по составу участников: групповой, семейный;
по типажу:познавательно-творческий;
Автор: Лунева Александра Борисовна,воспитатель высшей категории.
Участники проекта :воспитанники средней группы, воспитатель, старший воспитатель, родители (законные представители);
Целевая аудитория :воспитанники 4 – 5 лет;
Масштаб:в условиях дошкольного учреждения;
2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА
2.1. Актуальность:
Современные дети растут в обстановке пространства, границы которого сужены родительской опекой. Чаще всего дети видят отрывочные картины окружающего через окно автомобиля или автобуса. Родители в последнее время ограничиваются посещением развлекательных мероприятий и практически не гуляют с детьми по улицам города, не обращают внимание на архитектуру, памятники, на то, чем заняты другие люди. Многие семьи передвигаются по городу исключительно на личном автомобиле. А ведь ещё лет 10 назад каждый ребёнок добирался с родителями в разные концы города с пересадками, имея возможность прокатиться на всех видах транспорта. Дети не могут оценить красоту и величественность родного города, его уникальность. Поэтому я решила начать с того, чтобы обратить внимание детей какой разнообразный транспорт есть в нашем городе. Наш Владивосток расположен на сопках, потому был построен фуникулёр, наш город – это порт, поэтому мы можем наблюдать великолепные морские лайнеры, парусники, гордые военные корабли и рыболовные суда. Этим проектом я хочу не только восполнить недостающие знания детей о родном городе, но и изменить отношение родителей к развитию своих детей, дать понять, что прогулки и беседы могут научить ребенка большему, чем все энциклопедии. Ведь здесь еще добавляется эмоциональная близость родителей и детей, гордость за то, как много знают родители, как интересно слушать их лично, а не смотреть «развивашки» на планшете.
2.2. Проблема:
Знания детей о транспорте чаще всего не связаны с реальной жизнью – это представления, которые дети почерпнули из мультфильмов, картинок в книжках и плакатов, демонстрирующих им на занятиях в детском саду. Дети не осознают насколько разнообразен транспорт в нашем городе и для чего он нужен, ведь большая часть из них передвигается исключительно на автомобиле родителей.
2.3. Цель– формирование целостного представления детей о транспорте родного города и о профессиях людей, с ним связанных.
2.4. Задачи проекта :
Образовательные:
1. Познакомить детей с видами транспорта родного города с конкретной классификацией названий (водный, воздушный, наземный, специализированный, военный);
2. Дать детям элементарные представления об истории изменения транспорта в нашем городе.
3. Расширять знания детей о профессиях взрослых, связанных с различными видами транспорта; обратить особое внимание на специфику портового города Владивостока.
4. Закреплять представления детей о значении транспорта для людей.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к родному городу, желание узнать что-то новое.
2. Воспитывать ответственное поведение рядом с проезжей частью, уважительное отношение к другим пассажирам, находясь в общественном транспорте.
Развивающие:
1. Обеспечивать условия для развития познавательной активности детей.
2. Развивать коммуникативные умения и навыки.
3. Поощрять желание детей проецировать свои умения и знания по теме через продуктивные виды деятельности.
2.5. Ожидаемые результаты:
В группе будут преобразованы условия для самостоятельного выбора деятельности (рисование, конструирование, работа с бросовым материалом, рассматривание иллюстративного материала) по теме «Транспорт». Будут изготовлены настольно-печатные игры по данной теме: «Четвёртый лишний», «Чья тень?». Расширится подборка детских книг и энциклопедий на тему «Транспорт». Будут изготовлены новые атрибуты для сюжетно-ролевых игр по данной теме: рули, сумка кондуктора, билеты. С помощью родителей будут изготовлены макеты транспорта нашего города : «Вокзал», «Фуникулёр», «Стоянка кораблей», «Аэропорт».
У воспитанников будут сформированы предпосылки к самостоятельному поиску информации по теме проекта (совместно с родителями); умение изображать различные виды транспорта в виде рисунков, пластилинографии, поделок из бросового материала.
У воспитанников моей группы значительно пополнится пассивный словарь по данной теме, а также расширится активный словарь, улучшится диалогическая и связная.
Дети научатся: различать и называть виды транспорта; рассказывать об отдельных видах транспорта, классифицировать транспорт по видам ; получат информацию об изменении транспорта в городе Владивостоке со времени его основания и по сегодняшний день.
2.6. Ресурсы проекта :
кадровые (педагоги младших групп, старший воспитатель, родители воспитанников);
материально– технические: групповое помещение, музыкальный зал детского сада, мультипроектор, телевизор, ноутбук;
финансовые: малозатратный проект.
3. ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный (информационно-аналитический).
Задача: Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта
1. Подбор и изучение литературы, интернет ресурсов по вопросам проектной деятельности с составлением картотеки.
2. Изучение опыта других педагогов работы по развитию представлений детей о городском транспорте.
3. Консультирование со старшим воспитателям по вопросам проектной деятельности.
4. Составление диагностических таблиц для детей по теме «Транспорт».
5. Наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения знаний по разделам программы, опрос, анкетирование.
6. Анализ результатов педагогического мониторинга.
Методическое обеспечение проекта.
Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
1. Составить перспективно-тематический план по теме проекта.
2. Разработать цикл режимных моментов, ОД, сценария итоговой викторины в рамках проектной деятельности.
3. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта.
4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.
II этап – основной
Работа с детьми
Образовательные области по ФГОС ДО:
1. Речевое развитие:
Чтение Х/ Л: Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», «Автомобиль»; В. Берестов «Про машину»; рассказ М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице»; С. Михалков «От кареты до ракеты», «Должен помнить пешеход перекресток-переход»; В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк».
Отгадывание и самостоятельное придумывание загадок о транспорте.
Словесные игры: «Потому что…», «Доскажи словечко», «Небылицы», составление простых предложений по опорным картинкам.
Ситуативные беседы: «Как я ездил к бабушке», «Что я видел по дороге в детский сад», «Как мы с мамой дорогу переходили».
ТРИЗ «Хорошо-плохо».
2. Познавательное развитие :
Наблюдения на прогулке «Транспорт движется по мосту», наблюдения в окно «Транспорт в утренние и вечерние часы». ОД «Путешествие по городу Владивостоку». Просмотр электронной презентации «Как менялся транспорт Владивостока».
3. Художественно-эстетическое развитие:
ОД конструирование из бумаги «Кораблик»;
ОД рисование «Улица города»;
Индивидуальная работа: лепка из пластилиновых жгутиков «Транспорт»; изготовление поделки «Машина для папы» из бросового материала.
Создать условия для свободного рисования и раскрашивания.
4. Социально-коммуникативное развитие:
Мозговой штурм «На чём я могу добраться из Владивостока в другой город? Страну?» с использованием карты.
Беседы: «Правила поведения в общественном транспорте», «Правила знаем, их соблюдаем» (ПДД).
5. Физическое развитие:
П/И «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Самолеты»;
игры с су-джок по теме «Транспорт»;
дыхательная, пальчиковая гимнастика по теме «Транспорт»;
работа по развитию мелкой моторики пальцев рук: выкладывание из палочек на тему «Транспорт».
Работа с родителями (законными представителями).
Задачи:
Вовлечение родителей в проектную деятельность.
1. Подготовка консультативного материала для родителей «Прогулки по родному городу».
2. Оформление макетов «Транспорт нашего города», книги загадок о транспорте с привлечением родителей.
3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
III этап – заключительный
Итоговое мероприятие с детьми.
Продукт проекта : Итоговая викторина «Мы летим, плывем и едем».
- Оформление в группе уголка «Книги и энциклопедии о транспорте».
- Выставка макетов: «Фуникулёр», «Аэропорт», «Стоянка кораблей», «Вокзал»; рисунков и поделок.
- Изготовление альбома «Транспорт нашего города».
4. План реализации проекта «Транспорт нашего города».
С родителями:
- Провести анкетирование родителей по выявлению интереса к теме проекта, что бы они хотели в итоге проекта для своих детей.
- Изготовление пособий (наглядного материала) «Виды транспорта».
- Подготовить демонстрационный материал «Загадки и отгадки».
-Изготовление фотогазеты: "Наш проект".
С педагогами:
- Подготовить презентации для детей : «Путешествуем по городу Владивостоку» по теме транспорт, «Путешествие к аэропорту»,«Путешествие к морскому вокзалу»,«Транспорт прошлого и транспорт будущего».
- Подготовить папку – ширму на тему: «Готовим будущего пешехода».
- Подобрать иллюстративный материал по теме проекта : «История транспорта Владивостока».
- Изготовить альбом с фотографиями «Транспорт родного города».
-Изготовить игру на магнитах для доски «Четвёртый лишний».
-Подготовить карточки для выкладывания из палочек.
С детьми:
Чтение художественной литературы:
1. Н. Носов «Автомобиль»,«Как Незнайка катался на газированном автомобиле».
2. В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк».
3. В. Берестов «Про машину».
4. С. Михалков «От кареты до ракеты»
5. Отгадывание загадок о транспорте.
Художественное творчество:
1. Рисование нетрадиционным способом: «Открытка. Мы летим, плывём и едем» с использованием печатей.
2. Лепка пластилиновыми жгутиками «Транспорт».
3. Конструирование из бумаги «Кораблик».
4. Графомоторика: «Обведи по контуру».
5. Выкладывание из палочек «Водный транспорт».
6. Изготовление поделки из бросового материала: «Машина для папы».
Интеллектуальные (дидактические) игры:
1. ТРИЗ «Хорошо-плохо».
2. «Четвёртый лишний».
3. Словесные игры: «Потому что.», «Доскажи словечко».
4. Мозговой штурм: «На чём я могу добраться из Владивостока в другой город? Страну?» с использованием карты.
5. Словесная игра: «Небылицы».
Физическое развитие:
1. Малоподвижная игра «Виды транспорта».
2. Пальчиковая игра с су-джок: «Будем транспорт называть»,
3. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Самолеты», «Воробушки и автомобиль».
4. Пальчиковая игра:«Плывет, плывет кораблик».
5. Дыхательная гимнастика: «Спустило колесо».
6. Гимнастика для глаз: «Самолет, самолет отправляется в полет».
Образовательная деятельность по темам:
1. Познание. «Путешествие по городу Владивостоку».
2. Художественное творчество. Рисование. «Улицы города».
3. Итоговая викторина: «Мы плывём, летим и едем».
Деятельность в режиме дня:
1. Рассматривание фотографий «Как менялся транспорт Владивостока» (Из прошлого в будущее).
2. Рассматривание детской энциклопедии «История транспорта».
3. Просмотр электронных презентаций.
4. Презентация детьми своих работ, выполненных совместно с родителями.
Трансляция :
Оформление выставки в фойе детского сада по результатам проекта : детские поделки, совместно изготовленные с родителями макеты, фотогазета «Наш проект».
ЛИТЕРАТУРА
Список использованной литературы и источников:
Список литературы:
1. Авдеева, Н. Н, Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста М. : Просвещение, 2007 г.
2. Арон К. Д., Сахарнов С. В. Едем, плаваем, летаем. М. : «Детская литература», 1993
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М. : Просвещение, 2001.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2016.
5. Гаврилина, С. Е. Безопасность вашего малыша. Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Гудимов, В. П. Сборник тематических загадок для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2002.
7. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб. «Речь», 2013
8. Коломийченко Л. В. ,Чугаева Г. И., Югова Л. И. Дорогою добра Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М. : ТЦ «Сфера», 2015
9. Никулина Ф. Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. Волгоград, Учитель. 2015
10. Петров, А. В. Я бегу через дорогу. М. : Карапуз, 2003.
11. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ Волгоград. Учитель 2015.
12. Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект. М. Издательство Рост
Электронные ресурсы:
13. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-transport/
14. https://primamedia.today/post/359 25 лучших песен про Владивосток
15. https://kidwelcome.ru/detskie-stihi/stihi-pro-transport
16. https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskie-igri-ugaday-transport-2711796.html
17. https://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/igry-dlja-doshkolnikov-po-teme-transport.html
18. https://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей (раздел дошкольное образование и воспитание)[Электронный ресурс],
19. https://www.uchportal.ru/load/81 -учительский портал (раздел дошкольное образование)[Электронный ресурс],
20. https://dob.1september.ru/ журнал дошкольного образования[Электронный ресурс],
21. https://nsportal.ru социальная сеть работников образования[Электронный ресурс].