Зорина Наталья Алексеевна
Проект познавательно-игровой «Вместе с родителями — за безопасность детей на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Публикация «Проект познавательно-игровой „Вместе с родителями — за безопасность детей на дорогах“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать исподволь готовить их со встречей с улицей, с движением транспорта. Приучать обращаться за помощью к старшим, рассчитывая на их отзывчивость.
Чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения, сформируем у них навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше будет каких-либо происшествий с ними на дороге
Тип проекта : познавательно-игровой
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 26 по 30 октября)
Участники проекта : воспитатель, учитель-логопед, дети подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР, родители.
Цель проекта : Создание условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи проекта :
- Закреплять знания о правилах дорожного движения.
- Расширять знания о светофоре.
- Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
- Формировать навыки правильного поведения на дороге.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
- Систематизировать знания детей о ПДД путем проигрывания проблемных ситуаций
Предполагаемые результаты:
Дети:
к окончанию проекта ребёнок должен :
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам, сформированные знания о дорожных знаках;
- соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте,
умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
Родители :
- тесное сотрудничество с педагогами;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Педагог:
- повышение знаний по безопасности;
- взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Обеспечение ресурсной базы:
• Макеты дорожных знаков, разметка перекрестка и прилегающих к ней дрог, а также пешеходных переходов, тротуаров, макеты транспортных средств;
• детская литература по ПДД;
• компьютер, мультимедийные презентации;
• дидактические игры;
• иллюстрации, картины;
• атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Дорожное движение», «Путешествие на автобусе» и др.
Интеграция образовательных областей:
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры.
Этапы проекта
I. Подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды:
• Определение цели и задач проекта.
• Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
• Организация развивающей среды в группе - оформление уголка безопасности. (В группе был расширен и обогащен новыми материалами уголок ПДД. В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке периодически менялись памятки и все возможные рекомендации.)
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.
• Подборка художественной литературы по теме проекта.
2. Работа с родителями
(Анкетирование родителей «Осторожно дорога», кроссворд «Правила дорожного движения», оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме).
II. Основной этап.
1. Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.
Включает себя:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
III. Этап подведения итогов деятельности
Итоговое мероприятие:
Чтение стихов «Шпаргалка для родителей - путеводитель по дорожным знакам».
(выложен в чат для родителей)
Составление синквейна «Машина».
(выложен в чат для родителей)
Выставка детских работ.
Создание проблемной ситуации:
В строительном центре сооружена постройка «Улица поселка». Воспитатель вносит дорожные знаки, расставляет их. Спрашивает детей : что это за знаки? Для чего они нужны? Можно ли без них обойтись? Почему? Предлагает пофантазировать: что было бы, если бы на улицах города не было дорожных знаков? После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: существуют ПДД, которые нужно соблюдать. Необходимо знать, как правильно вести себя на улицах города. Педагог предлагает всем вместе собрать неизвестную и интересную информацию. создать развивающую игру «Правила поведения на улице для дошколят».
Модель трех вопросов:
Что мы знаем?
-По улице нужно ходить спокойным шагом.
-Ходить нужно только по тротуару.
- Переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора.
-На проезжей части нельзя кататься на коньках, санках, велосипеде, играть с мячом.
Что мы хотим узнать?
- Для чего на проезжей части зебра?
- Об устройстве светофора.
- Какие бывают знаки для водителей и пешеходов.
- Правила езды на велосипеде.
- Правила поведения в транспорте.
-Что нужно делать, если потерялся на улице?
- Какие опасности возможны для детей на улице и как их избежать?
- О работе ДПС
Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
- Спросить у взрослых.
- Прочитать книги.
- Посмотреть телепередачи.
- Узнать у сверстников
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
- закрепление в речи детей слов : пешеход, пассажир, транспорт, светофор, жезл, пешеходный, соблюдать, следить;
- закрепление в речи названия дорожных знаков.
Разминка.
«Как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу»
(Выполнение движений по тексту)
Дорогу так перехожу, сначала влево погляжу, (поворачиваем голову налево, подносим левую руку к голове - «козырек»)
И, если нет машины, иду до середины. (Шагаем на месте, высокое поднимание колен)
Потом смотрю внимательно, направо обязательно (поворачиваем голову направо, подносим правую руку к голове - «козырек»)
И, если нет движения, шагаю, без сомнения. (Шагаем на месте, высокое поднимание колен)
Воспитатель: Друзья, вы запомнили, как переходить дорогу по пешеходному переходу? (да) Ребята, а вы знаете трехцветного доброго друга всех людей, который помогает на дороге, кто он такой? (Светофор)Конечно светофор!
Три глаза есть у светофора:
Подчиняйся им без спора!
Красный свет нам говорит:
- Стой! Опасно! Путь закрыт! Запомнили, что красный цвет нам говорит? (дети отвечают)
Желтый свет - предупрежденье:
Стой, жди сигнала для движения. Запомнили, что желтый цвет нам говорит? (дети отвечают)
А когда горит зелёный,
Ясно всем, определённо
Светофор тот говорит:
«Переход для вас открыт!»
Зеленый свет - открыл дорогу :
Переходить ребята могут! Запомнили, что зеленый цвет нам говорит? (дети отвечают)
Воспитатель: Молодцы ребята! Дорогу открывает зеленый свет. Он самый любимый цвет у светофора.
Зарядка под песню «Зеленый свет» (В. Леонтьева)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Автобус. Докажите свой ответ.
На какой остановке мы садимся в автобус? На автобусной остановке. Кто управляет автобусом? Водитель. Заводим свои автобусы и начинаем движение (показываем руками, что держимся за руль). От остановки мы что сделали? Отъехали. И дальше мы что делаем? Едем. Внимание! Впереди мост. К мосту мы что сделали? Подъехали. На мост мы что сделали? Въехали, заехали. По мосту что сделали? Проехали. С моста что сделали? Съехали. Через мост мы что сделали? Переехали. Ехали мы, ехали и наконец, что сделали? Приехали.
«Что лишнее?»
Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. (Лишний поезд, так как он ездит по рельсам, а остальные летают.)
Автобус, лодка, катер, теплоход. (Автобус)
«Верно или не верно».
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Трамвай «дружит» с поездом или домом?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?
Мотоцикл «дружит» с малиной или машиной?
Игра «У меня есть» – «Один – много» : игра проводится в форме диалога.
– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.
– У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.
– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.
– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.
– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.
– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль
Игровое упражнение "Закончи предложение"
Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с противительным союзом а.
Материал: мячик.
Игровые действия. Закончить предложение, начиная со слов а потом.
Ход игры.
Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложения. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов а потом, и возвращает мяч.
Педагог: "Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре. "
1-ый ребё нок: ". а потом переходить улицу".
Педагог: "Нужно посмотреть налево. "
2-ой ребё нок: ". а потом начинать переход".
Педагог: "Следует взять взрослого за руку. "
3-й ребё нок: ". а потом переходить улицу".
Педагог: "Нужно дождаться полной остановки транспорта. "
4-й ребё нок: ". а потом начинать переход".
Игровое упражнение "Продолжи предложение"
Цель: развивать логическое мышление и связную речь (закрепить умение составлять предложения с подчинительным союзом потому что).
Игровые действия. Закончить предложение.
Ход игры.
Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.
- На перекрёстке случилась авария, потому что.
- Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что.
- На остановке собралось много народу, потому что.
- Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что.
- У светофора все машины затормозили, потому что.
- Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что.
- Дети долго не могли перейти дорогу, потому что.
- Водитель сигналил мальчику, потому что.
Игра "Семейка слов"
Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.
Материал: мячик.
Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина.
Ход игры.
Педагог приглашает детей на ковёр и берё т в руки мяч:
"Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина".
Игровое упражнение "Подбери действие"
Цель: активизировать глагольный словарь по теме "Правила дорожного движения"
Материал (по необходимости) : сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос "что делает?". Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?" Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
Игровое упражнение "Подбери маленькое слово"
Цель: активизировать употребление простых предлогов.
Игровые действия. Подобрать нужный предлог.
Ход игры.
Педагог предлагает детям соединить слова в предложении маленьким словом (предлогом) :
- Автобус подъехал. остановке. (к)
- Пешеход идёт. дороге. (по)
- Машина отъехала. гаража. (от)
- Автобус переезжает. мост. (через)
- Машина остановилась. гаража. (у)
- Мотоцикл съезжает. моста. (с)
- Регулировщик стоит. перекрёстке. (на)
Подвижная игра "Машины"
Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и выполнить упражнение.
1. На улице нашей 1. Дети двигаются из одного конца
Машины, машины. группы в другой, держа в руках
Машины малютки, воображаемый руль.
Машины большие.
2. Спешат грузовые, 2. Делают разворот, двигаются
Фырчат легковые. в противоположную сторону.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
3. - Эй, машины, полный ход, 3. Когда все "машины проехали",
Я - примерный пешеход: один из детей - пешеход -
Торопиться не люблю, переходит улицу и произносит
Вам дорогу уступлю. эти слова.
Я. Тайц
Дидактическая игра "Переход"
Цель: закрепить знания правил дорожного движения.
Материал: полоски бумаги ("переход", магнитный светофор.
Игровые действия. Вспомнить правила дорожного движения и выполнить движения по тексту стихотворения.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, внимательно слушать текст стихотворения и выполнять соответствующие действия.
1. Утром встаёшь ты, 1. На полу полосками бумаги
выходишь из дома - обозначен переход, на светофоре
На перекрёстке красный свет. Дети стоят у "перехода»
твой старый знакомый.
Он огоньком тебе
красным мигнёт,
Скажет: "Опасно.
Закрыт переход.
2. Жёлтый зажегся - 2. На светофоре - жёлтый свет.
Чуть - чуть подожди.
3. Вспыхнет зелёный - 3. Дети идут по "переходу";
Свободно иди". сначала смотрят налево, потом -
Игровое упражнение "Есть - нет"
Цель: закрепить умение согласовывать числительные с существительными.
Материал: предметные картинки по теме "Правила дорожного движения" (два жезла, пять светофоров, пять дорожных знаков, три фуражки и т. д.)
Игровые действия. Сосчитать предметы на картинке и назвать их.
Ход игры.
Педагог: "Я предлагаю поиграть в игру "Есть - нет". Первый игрок назовёт, что есть у него на картинке. Например: "У меня есть два жезла". Следующий игрок продолжит: "А у меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров". И так далее по кругу"
Образовательные области:
Непосредственно-образовательная деятельность
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Презентация: «Путешествие в прошлое светофора», «Зачем нужны автомобили», «Машины специального назначения»
«Транспорт нашего города»
Решение проблемной ситуации «Как ходить по улице»
Разбор ситуации «Обзор закрыт», «Кажется, не опасно»
Минутка ПДД «Что делать если при переходе проезжей части, пешеход что-то выронил из рук»
«Почему опасно стоять на середине проезжей части?»
Икт «Умные пчелки» по теме.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Беседа по картине «Перекресток», «Я –грамотный пешеход»
Беседа «Сигналы регулировщика»
Чтение «Самосвал»
Беседа «Сигналы регулировщика»
Чтение:
Г. Юрман «Любопытный мышонок», А. Дорохов «Подземный переход». Н. Носов «Автомобиль», О. Бедарев «Азбука безопасности», С Михалков «Моя улица, «Велосипед», Скверная история», Я. Пишумов «О правилах дорожного движения»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Аппликация
Мастерская дизайнеров «Кто интересней украсит машину»
Конструктивно-модельная деятельность
Игра– задание. (Построить гараж по размеру машины и ее назначению)
Рисование
«Дорожное движение»
Составление альбома «Опасности вокруг нас»
Музыкальное развитие
«Трамвай» (муз А. Александрова, сл. М. Ивансен, «Поездка за город» (муз. В. Герчик, «На автобусе по городу» (муз. В Агафонникова, сл. В. Викторова, Л. Кондрашенко)
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Спортивное соревнование «Безопасное колесо»
Самостоятельная деятельность детей
-рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт, ПДД», раскраски по теме.
-п/и «Автосолон»
Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД. Водители. Гараж»
ИТОГ ПРОЕКТА
В анкетировании принимало участие 8 родителей.
ВЫВОД: Результаты анкетирования показали, что родители знакомят детей, правилам дорожного движения в семье в сотрудничестве с ДОУ. Все родители (100 %) считают, что детей необходимо знакомить с ПДД через практические навыки, беседы с ребенком, чтения ДХЛ. Знания по обучению детей в семье родители передают используя жизненный опыт, рекомендаций педагога. Беседуют с детьми по данной теме: достаточно часто. Для этого в каждой семье имеются игрушки, книжки, машины, картинки, пазлы, знаки, различные настольно-печатные игры.
Самыми продуктивными формами работы в ДОУ родители хотят видеть – это совместные мероприятия, с инспектором, индивидуальные беседы, информация в уголке для родителей.
Таким образом: из результатов анкетирования видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам дорожного движения. В этом вопросе родители остаются неравнодушными, внимательными, так как именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге, будут осторожными на дорогах и применять знания в повседневной жизни.
Поэтому необходимо в ДОУ больше проводить совместные мероприятия по ПДД, организовывать встречи с инспекторами, оформлять в родительских уголках рекомендации, памятки, методические приемы обучения детей ПДД.
Положительные результаты проекта можно оценить по следующим показателям:
Наличие у детей мотивации к самостоятельной работе по данной теме.
Уровень вовлеченности детей к решению данной проблемы.
Проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД.
Активность детей при проведении конкурсов и различных мероприятий.
Умение детей правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (в различных игровых ситуациях);
Приложения
Лексическая тема «Правила дорожного движения».
Родителям рекомендуется :
1. Повторите с детьми наземный транспорт: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, грузовик, фургон, такси, мотоцикл, велосипед. Закрепите названия частей машин: кабина, кузов, салон, фары, колеса, руль, мотор, капот, бампер
2. Закрепите с детьми значение приставочных глаголов (выехать, заехать, подъехать, объехать, проехать, приехать) – ребенок с удовольствием поиграет с вами в эту игру, если смоделировать улицу из кубиков и выполнять действия игрушечными машинами.
3. Поиграйте в речевые игры
«Один - много» со словами: машина – машины, фара -, кабина -, автобус -, дорога -, светофор -, грузовик -, велосипед -, руль -, водитель -, остановка -, знак - …
«Большой - маленький» со словами: кузов – кузовок, дорога -, знак -, пешеход - ,
«Чего не стало?», «На чем поедем?». Следите, чтобы ребенок правильно произносил окончания слов.
3. Повторите подвижное упражнение «Мы шоферы», дети покажут движения.
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо-влево – чистота.
Волосы ерошит ветер:
Мы шоферы хоть куда!
Упражнение «Скажи наоборот» со словами:
Темный – светлый, горький – сладкий, грустный – веселый, идти – стоять, заснуть – проснуться, плакать – смеяться, чистый – грязный, голодный – сытый, тупой – острый, грубый – ласковый.
Игра «Доскажи словечко»
Есть сигналы светофора —
Подчиняйся им без. (Спора)
Желтый свет — предупреждение:
Жди сигнала для. (Движения.)
Зеленый свет открыл дорогу :
Переходить ребята. (Могут)
Красный свет нам говорит:
— Стой! Опасно! Путь. (Закрыт)
Все будьте правилу верны:
Держитесь. (Правой стороны)
И зверята даже знают:
На дороге не. (НЕ играют)
Сделайте аппликацию светофора в тетради, повторите значение сигналов светофора.
Выучить четверостишье:
Нам на перекрестках
С давних-давних пор
Помогает друг наш –
Умный светофор.
Выполнить задание на распечатках «Чего не бывает» - ребенок должен найти нелепицы и сказать, что неправильно
Выучить свой адрес.