Анна Ивлева
Проект «Посади дерево — помоги планете»
▼ Скачать + Заказать документы
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».
Возрастная группа: дети 5-6 лет (старшая группа).
Место реализации проекта : дошкольное отделение «Ромашка» МБОУ «Губинская СОШ».
Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Посади дерево — помоги планете“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Космос. Проекты
- Посади дерево. Экологические акции древонасаждений
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Продолжительность: долгосрочный.
Цель: сформировать основы экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой природы, научить сохранять и приумножать природное богатство.
Задачи:
• Дополнить, обобщить и систематизировать знания детей о деревьях, сформировать у них представления о строении и развитии деревьев, о их значении в жизни человека;
• Познакомить с разнообразием деревьев;
• Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года;
• Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;
• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
• Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Актуальность: В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты, так как потерялся непосредственный контакт человечества с природой: люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. В настоящее время дети очень мало общаются с природой. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль. Очень часто можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Поэтому, с одной стороны – важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром (в частности, с деревьями, формирование у них убеждения о необходимости бережного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной и систематической работы привели к выбору темы проекта. Суть этого проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей и их родителей к зелёным насаждениям, углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Посадить дерево очень просто. Действие, которое займет несколько минут, будет иметь эффект на протяжении десятков лет. Деревья улучшают состав воздуха и почвы, радуют глаз. Это наш дар будущим поколениям, Земле и всему живому.
Ожидаемый результат:
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Повышение экологической грамотности детей и их родителей;
• Формирование осознанно-правильного отношения к природе;
• Создание экологически-развивающей среды на участке дошкольного отделения;
• Повышение познавательных интересов детей через различные виды деятельности;
• Активное участие детей и их родителей в акциях по посадке древесных культур на территории Орехово-Зуевского района Московской области.
Методы и приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Продукты проекта :
• систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья»;
• выставка творческих работ детей;
• посадка деревьев на участке и за периметром дошкольного отделения, на территории Орехово-Зуевского района Московской области;
• разработанные рекомендации и консультации для родителей.
Ресурсное обеспечение проекта :
• учебно-методическая и художественная литература по тематике проекта (книги, энциклопедии и пособия о строении и развитии деревьев);
• демонстрационные материалы (иллюстрации и фотографии деревьев);
• материально-техническое оборудование (фотоаппарат, компьютер);
• взаимодействие с семьей (сбор посадочного материала и инвентаря).
Этапы проекта :
Подготовительный этап
Изучение уровня знаний детей, ознакомление с темой проекта, постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта. Подбор материала, оборудования, художественной литературы, иллюстраций для реализации проекта. Продумывание хода бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Организация и пополнение развивающей среды.
Основной этап (см. «Приложение»)
• Реализация комплекса мероприятий, направленного на достижение поставленной цели (наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований, сочетание деятельности с рисованием, аппликацией, оригами и играми, разучивание стихов и загадок, участие в экскурсиях) Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. Посадка саженцев, создание условий для их роста. Сбор семян и листьев для изготовления гербария. Участие в акциях по посадке древесных культур на территории Орехово-Зуевского района Московской области.
Заключительный этап.
Подведение итогов проекта. Оценка полученных результатов. Разработка рекомендаций и консультаций родителям.
Практическая значимость проекта : участие в проекте способствует систематизации и расширению имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях, повышению познавательной активности детей, формированию осознанного бережного отношения к природе, повышает интерес и активность детей и их родители к участию в благоустройстве участка детского сада и территории района посредством высадки молодых саженцев деревьев.
Используемая литература:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»., Москва «Мозаика – Синтез», 2008
2. Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова «Образовательные проекты в детском саду», Москва «Айрис-пресс», 2008
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера», 2009
4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва «Просвещение», 1973
5. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез», 2010
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», С-Петербург «Детство пресс», 2010
7. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез», 2010
8. Н. А. Рыжова Программа "Наш дом - природа" : пособие для педагогов». Москва «ЛИНКА – ПРЕСС», 2005
9. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров, родителей», Москва «ГНОМ и Д», 2002
Приложение
1. НОД: «Деревья нашего двора».
2. Беседы с детьми:
- «Красота природы бесценна»;
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Что мы знаем о деревьях?»;
- «Какие деревья растут на участке»;
- «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»;
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
- «Как сберечь деревья?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
• Чтение стихов, рассказов, сказок о деревях : Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Е. Серова «Зеленая страна», И. Семенова «Березка», А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева», «Липкины дары», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», Н. Некрасов «Зелёный шум».
• Заучивание: И. Бунин «Листопад». Ф. Тютчев «Первый лист».
• Отгадывание и придумывание загадок.
• Пословицы и поговорки о деревьях.
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года : И. Э. Грабарь «Рябинка», А. Лопатина «Мудрость дерева», И. И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
4. Игровая деятельность
• Дидактические игры: «Найди листок, какой покажу», «Сравни», «Найди, о чем расскажу», «Найди листок, как на дереве», «Узнаю деревце», «Зеленый мир», «Чудесный мешочек», «Загадайте, я отгадаю», «Где что зреет?», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как семечко выросло»,
• Подвижные игры на участке: «Листья и ветер», «Найди такой же лист», «Найди свое дерево», «Лесные пятнашки», «Шишки, желуди, орехи», «От дерева до дерева», «Дерево, куст, ручей, тропинка», «Обними дерево», «Если б я был деревом…».
• Настольно-печатные игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».
• Сюжетно-ролевые игры: «Как мы ездили в лес», «Экскурсия в парк».
5. Пальчиковая гимнастика «Деревья», утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице».
6. Наблюдения и исследовательская деятельность: экскурсия по экологической тропе, знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписей со звуками природы, рассматривание деревьев на территории детского сада и за е пределами, исследование дерева, опытно-экспериментальная деятельность (проведение опытов «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары», «Деревянный брусочек», «С какой ветки эти детки?», «Сравнение коры с разных деревьев», составление гербария из листьев деревьев участка, коллекционирование
7. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево», «Портрет семьи дерева», «Части дерева»;
- аппликация «Декоративное панно из осенних листьев», «Осенняя березка»;
- декоративная лепка «Гроздь рябины спелой», «Осенний ковер».
8. Труд на участке и в природе:
- уход за деревьями, уборка сломанных веток на участке;
- изготовление кормушек для птиц.
9. Викторина «Что мы знаем о деревьях?».
10. Работа с родителями:
• Рекомендации: «Чем занять ребенка на прогулке?»
• Консультация: «Природа как воспитатель», «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»
• Совместная творческая деятельность: выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия».
• Совместные походы детей и родителей в парк, лес, на природу.
• Посадка саженцев деревьев на участке дошкольного отделения.
• Участие родителей и детей в акциях «Наш лес. Посади свое дерево», «Лес Победы».