Татьяна Бритвина
Проект «Покормите птиц зимой» для детей средней сурдологической группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ СОШ № 40 г. Липецка
Проект на тему : «Покормите птиц зимой».
Подготовил: воспитатель
Бритвина Т. В.
г. Липецк, 2015г.
Проект «Покормите птиц зимой».
(развитие познавательно-исследовательских способностей детей).
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Вид проекта : познавательный, недельный, фронтальный.
Участники: воспитатели, дети средней сурдологической группы, музыкальный работник.
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“ для детей средней сурдологической группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, труд.
Актуальность:. Актуальностью данного проекта является то, что экологическое образование дошкольников должно быть непрерывным в процессе обучения, воспитания и развития ребенка, направленное на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: изучение образа жизни и поведения птиц зимой, воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Необходимо узнать, почему так много птиц зимой, познакомиться с жизнью птиц, зимующих в наших краях. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
Задачи познавательных областей:
1. Познание.
- расширить представление о жизни зимующих птиц, о внешнем виде и строении тела птиц.
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
- обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц, закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Коммуникация.
- учить формулировать ответы на поставленные вопросы.
- формировать умения пользоваться средствами общения (дактильная речь, жесты) и взрослыми для получения нужной информации.
2. Чтение художественной литературы.
-учить читать адаптарованные тексты на тему проекта, активизировать речь детей, учить рассказыванию о птицах.
3. Художественное творчество.
-развивать у детей способность создавать работы по аппликации и рисовать на тему проекта.
- поддерживать инициативу в проявлении творчества при воплощении художественного замысла.
4. Труд.
- побуждать детей к совместной трудовой деятельности.
- вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зиму.
- научить детей правильно их подкармливать.
Основные направления реализации проекта :
-совместная деятельность воспитателя с детьми – наблюдения за поведением и питанием зимующими птицами, чтение художественной литературы, рассматривание и беседа по картинам «Птицы зимой», «Кормушка», ведение календаря наблюдения за птицами, изготовление кормушек для птиц, выполнение аппликации, рисунков, лепка;
- совместная деятельность родителей и детей – прогулки в лес, парк с целью наблюдения за птицами, изготовление кормушек;
- непосредственно образовательная деятельность на тему «Покормите птиц зимой».
Предварительная работа:
-поисковая деятельность по подбору материалов для реализации проекта (оснащение центра «Познавательно- исследовательская деятельность»);
- подбор художественной-иллюстративной литературы по теме (оснащение центра «Чтение»);
-изготовление и развешивание кормушек для птиц, заготовка корма - кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала. (центр «Труд»).
- изготовление поделок, рисунков, аппликации по теме, рассматривание и рисование птичьих следов, раскрашивание силуэтов птиц, лепка «Воробей», «Ворона», коллективное панно «Птицы на кормушке» «Как розовые яблоки на ветках снегири» (центр «Изобразительное творчество»).
- оформление информационного объявления для родителей (домашнее задание - конкурс «Лучшая кормушка», изготовление стенгазеты на тему: «Покорми птиц зимой - и они отплатят тебе летом») Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»).
- подготовка и проведение дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр (Центр «Социализация»)
«Воробушки и автомобиль», «Больница для птиц», «Зимующие птицы», «Собери из частей птицу», «Птицы – большие и маленькие», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше улетит?», «Воронята», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка»
- проведение викторины «Кто лучше знает птиц?», организация птичьей столовой «Зёрнышко» на территории сада, фотоконкурс «На птичьей столовой».
В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:
- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
- Сытой птице мороз не страшен.
- Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Тематический план работы
для детей средней группы
к проекту : «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Месяц Тема Содержание
Сентябрь «Птицы – покорители воздушного океана» Беседа по теме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, изготовление книжек самоделок о птицах с подбором загадок, стихов, конкурс рисунков «Птицы нашего края».
Октябрь Орнитологическая экскурсия Наблюдение за жизнью птиц в нашей местности. Проведение викторины «Кто знает лучше птиц». Знакомство с профессиями орнитолог, эколог.
Ноябрь Круглый стол «Как помочь зимой птицам» Изготовление и развешивание кормушек, оформление и распространение листовок, заготовка кормовой смеси для птиц.
Декабрь Акция «Покормите птиц зимой» Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами.
Январь Акция «Покормите птиц зимой» Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами.
Февраль Акция «Покормите птиц зимой» Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами.
Март КВН «Птичьи разговоры» Вспомнить сказки, загадки, рассказы, стихи о птицах, познакомить детей с фольклором разных народов.
Апрель Презентация: «Птицы наши друзья» Обработка информации, выступление с докладом о проделанной работе. Награждение участников проекта памятными призами.
Май Экскурсия в музей экологии Встреча с экологами. Выпуск стенгазеты «Люби и береги природу»
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим в средней группе.
Викторина "Кто лучше знает птиц?"
Задачи:
1. Закрепить знание детей о птицах : диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;
2. Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
3. Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия:
I этап: Актуализация: показ картинок с птицами.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.
Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.
1. Вопросы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
– Назовите домашних птиц.
Дети: Куры, утки, гуси, индюки.
– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.
2. Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.
3. Упражнение “У кормушки”.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.
4. Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.
Вопросы:
– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?
Дети: У них на лапах перепонки.
– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?
Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.
5. Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
- Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
- У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
- У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
- Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
7. Задание “Каждую птицу на свое место”.
Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.
Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц, живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).
8. Упражнение “Кто, где спрятался?”
На игровом поле пейзажи Африки. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц жарких стран и задает детям вопросы:
– Кто спрятался на пальме? Почему, вы, так думаете?
Дети: На пальме спрятался попугай, потому что мы видим попугаичьи крылья.
– Кто спрятался в море? Почему, вы, так думаете?
Дети: В море спрятался пеликан, потому что мы видим пеликаний клюв.
9. Упражнение “Четвертый лишний”.
Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.
III этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Литература:
1. «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А. Н.
2. «Прогулки в детском саду» Кравченко И. В., Долгова Т. Л.
3. «Пернатые друзья лесов» Строкова В. В.
4. «Спутник юного защитника природы» Борейко В. Е., Грицеко В. Н.
5. «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.
.
Сценарий экологической праздника.
«Зимующие птицы».
Цель:
• Воспитание любви и бережного отношения к птицам.
• Активизировать и обогащать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей.
• Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
• Учить замечать красоту зимнего леса, формировать эмоциональное отношение к природе.
Участники праздника: родители, педагоги, дети.
Подготовка к празднику: • Провести анкетирование родителей.
• Организация и проведение конкурса «Кормушки для птиц».
• Оформление плакатов и листовок «Покормите птиц зимой».
• Оформление выставки «Меню для птиц».
• Изготовление костюмов, атрибутов для театрально-игровой деятельности.
• Магнитофонная запись с ответами детей.
Ход проведения:
На экране появляется фотография зимнего леса, звучит аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима».
Ведущий:
Вот зимний лес густой,
Качает нам всем головой
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
- Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с птицами, животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, когда мы подкармливаем зимующих птиц, когда попадем в сказочный зимний лес!
-Сегодня мы будем говорить озимующих птицах, наших соседей по планете.
Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы :
-Назовите зимующих птиц.
-Почему их называют зимующими?
-Почему птицы летят зимой ближе к человеку?
-Как мы помогаем зимующим птицам?
Ведущий:
- Птицы несут нам радость, они наши верные помощники и друзья, защитники наших лесов. Много птиц вы разных знаете и загадки быстро отгадаете.
Задания родителям «Придумай загадку».
На каждый стол кладется чудесная коробочка с игрушечными зимующими птицами. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о зимующих птицах, чтобы дети могли отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный - дать описание каких-то характерных особенностей птицы, невербальный - изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.
Ведущий:
-Спасибо! Загадки составлены и отгаданы. Сколько на свете удивительных птиц! Важно помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь, ведь они наши соседи на планете, наши друзья.
Ведущий:- Зима очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Мы все вместе можем им помочь.
«Парад кормушек».
(дети и взрослые демонстрируют изготовленные совместно кормушки)
Ведущий: - Зимой подкормка птиц - самый эффективный способ помочь пернатым. Пернатые довольно успешно могут противостоять холодам, но только если вокруг много корма. Ваша кормушка может спасти жизнь многим птица
Упражнение "Кто как поет?"
Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.
Подвижная игра “В птицу превратись”.
Ведущий говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в синицу, ворону.
- Сегодня мы отправляемся в зимний лес на открытие птичьей столовой «Зернышко» .
Ведущий: Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Ведущий: - Оглянитесь вокруг, как красиво! А что вам нравится здесь?
Ведущий:- В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушать жизнь леса и его обитателей (не задевать ветки кустов- зимой они очень хрупкие и легко ломаются; не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; не оставлять после себя мусор.
Игра «Отгадай, кто я?»
Ведущий предлагает родителям и детям разделиться команды. Каждая команда придумывает себе имя зимующей птицы, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга (парами) и по очереди начинают приветствие.
-Здравствуйте! Угадайте наше имя. Участники перечисляют какую пищу едят эти зимующие птицы, передают внешнее описание, другая команда отгадыват.
Родители дети развешивают кормушки на деревья (имитированные).
Ведущий: Внимание! Внимание! Говорит лесное радио! Передаем важное сообщение: Птичья столовая «Зернышко» открыта! (Звучит музыка).
Потому-то так важны кормушки! Консультация для родителей.
Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.
Но где, же они укрываются на ночь и от сильных морозов и ветров? Большеклювые черные вороны тянутся по ближе к селам, к скотным дворам, там вьют гнезда, а вот в городе вороны кормится и на свалках и возле жилья людей, а на ночь улетают в лес. Зато синицы, голуби, воробьи и даже дятлы днюют и ночуют. Под крышами домов на чердаках. У нас в крыше бани живут воробьи им там тепло, а еще воробьи, которые именуются у нас полевыми, селятся очень часто в скобочниках. Они за ранее занимают их и стойко «обороняют» скворечники, воюя с прилетевшими весной скворцами и даже с очень агрессивными сороками. Во дворе нашего дома весит скворечник, так воробьи живут в нем круглый год, и никого в него не пускают.
При устройстве кормушки не стоит увлекаться сложными и причудливыми конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных коробок, нужно взять коробку с небольшими бортиками по четырем углам привязать верёвочки, соединить их вместе и подвесить на ветку дерева. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления (и птицы постоянно сыты, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применять укреплённую вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку.
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьям
В нашем крае рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.