Ольга Дубровина
Проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Покормите птиц зимой»
Актуальность.
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге.
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детского - взрослого сообщества (педагоги –дети –родители).
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети 5-6 лет, родители.
Цель проекта: развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности.
Задачи.
Обучающие.
Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах, особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор детей и словарный запас.
Развивающие.
Развивать интерес к зимующим птицам, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами.
Воспитательные.
Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.
Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.
Проблема.
У детей недостаточно сформированы знания о зимующих и перелётных птицах.
Ожидаемые результаты.
У детей возрастет объем знаний о зимующих птицах; возникнет желание заботливо, чутко и внимательно относится к ним; повысится уровень знаний и практических умений по данному направлению.
• Будут изготовлены кормушки для птиц, с привлечением родителей воспитанников. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
1 этап – подготовительный
- Определить тему проекта.
- Сформулировать цели и задачи проекта.
- Составить план реализации проекта.
- Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап. Основной.
• Проведение мероприятий по плану.
1. Физическое развитие
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
П/игры: «Прыгунчики-воробушки», «Совушка», «Голубь», «Перелет птиц», «Птички в гнездышках»
Пальчиковая гимнастика
«Птицы»
Игровые упражнения: «Смелые воробушки».
2. Социально-личностное развитие
Подкормка зимующих птиц
3. Речевое развитие
НОД.
Тема. Составление рассказа по картине «У кормушки»
Беседы: «Меню птиц», «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?», «Что кушает воробей?», «Почему нужно зимой кормить птиц».
Загадки по теме «Зимующие птицы».
Чтение художественной литературы.
С. Маршак «Где обедал воробей?»;
В. Берестов «О чём поют воробушки».
4. Познавательное развитие
Конструирование
Техника оригами
«Синица»
Формирование целостной картины мира
Тема: «Покормите птиц зимой»
(Кн. Волчковой «Конспекты занятий. Экология.», стр. 66)
Рассматривание альбома о птицах.
Наблюдения за птицами.
«Следы на снегу».
.Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Что за птица?», «Угадай, кого не стало», «Накорми птиц», «Назови и покажи зимующих птиц».
5. Художественно-эстетическое развитие
Рисование
Тема: «Птицы синие и красные»
(Кн. Голицыной «Конспекты к-т занятий», стр. 106)
Лепка
Тема: «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»
(Кн. Комаровой, стр. 126) Рассматривание набора картин «Птицы»
Предложить раскраски «Птицы».
3. Заключительный этап
Буклет для родителей «Покормите птиц зимой»
Участие в ежегодной муниципальной акции «Покормите птиц».
Продукты проекта.
Буклет для родителей «Покормите птиц зимой»
Презентация для детей «Зимующие птицы».
Кормушки, выполненные родителями совместно с детьми.
Маски птиц к подвижным играм.
Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
Альбом: «Зимующие птицы», «Все о птицах».
Картотека загадок, стихов о птицах;
Результат проекта.
Дети с удовольствием помогают птицам, научились правильно называть и различать птиц по их внешнему виду.
Обогатился словарный запас детей по теме проекта.
Обогатилась развивающая среда в группе.
На участке появились новые кормушки.
Дети усвоили: что птицам нужно помогать, подкармливать их, охранять.
Приложение.
Конспект НОД по познавательному развитию «Покормите птиц зимой»
Цель: Формирование экологической культуры у детей, обобщенного представления о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах; о видах корма для птиц;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
- активизировать словарь детей по теме.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к миру птиц, активизировать внимание, память, мышление;
- развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное, бережное, заботливое отношение к птицам; желание помогать им в трудное для них время.
Оборудование и материалы к занятию: ноутбук, проектор, презентация «Перелетные птицы», картинки с изображением зимующих птиц, магнитная доска, карточки – символы с кормом для птиц, кормушки для птиц, сделанные родителями вместе с детьми, сало, семена подсолнуха, ягоды рябины, пшено, кусочки белого хлеба.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети играют в игровых зонах. Слышится стук в дверь.
Воспитатель. Ребята, вы слышите кто-то к нам стучится в дверь.
Воспитатель открывает дверь и вносит игрушку – сороку.
Сорока Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Ответы детей.
Сорока. Да, я – Сорока-белобока. Была сегодня в лесу, там так мало птиц. Ничего не пойму, что к чему.
Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь Сороке-белобоке разобраться в чем дело?
- Тогда давайте отправимся в лес. Закройте глаза, я скажу волшебные слова, и мы окажемся в лесу.
- Раз, два, три повернись,
На лесной опушке окажись!
- Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой чистый воздух! А, слышите голоса? (звучит звукозапись голосов птиц)
- Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте догадаться кто же это?
Дети садятся на «пенечки» (мягкие модули, отгадывают загадки, находят картинки с изображением птиц и прикрепляют их на магнитную доску.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата,
Животик желтоват,
На голове черненькая шапочка,
Да еще полоска шарфика. (Синица)
Окраской-сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
- Какие это птицы? (Зимующие)
- Почему они так называются?
- Посмотрите на птичек и скажите, что есть у всех птиц?
Дети. Туловище (показ)
Дети. Голова (показ)
Воспитатель. У всех птиц на голове есть то, чего нет, например, у животных. Что же это? (Клюв)
- Зачем птице клюв? (Клевать, чистить перышки, пить воду)
-Что помогает птицам видеть?
- А уши есть у птиц? (да, они спрятаны под перышками)
- Как может передвигаться птичка? Что ей в этом помогает?
- Посмотрите, а сколько лап у птички?
- Как вы думаете, что есть у птиц, но нет у животных?
- У птиц есть крылья.
-И так, у птицы 2 лапы, 2 крыла, есть клюв, и … хвост.
-А хвост-то зачем птице? Он, наверное, ей мешает.
Ответы детей.
Воспитатель. Хвост при полете помогает птице менять направление, а еще взлетать и мягко приземляться
- Чем же покрыто тело птиц? (перьями)
_Зачем им перья? (тепло сохраняют, помогают летать)
- Посмотрите, какие перышки принесла вам Сорока-белобока. Одно перышко длинное, жесткое.
(Предлагаю посмотреть, потрогать)
- Это перышко называется маховым. Оно помогает птице летать. Где на теле находятся маховые крылья?
- А другое перышко – маленькое, легкое, пушистое. Это перышко пуховое.
- Как вы, думаете, какие перышки согревают птицу маховое или пуховое?
- Ребята, напомните мне, какое время года сейчас?
- Да, зима. Зима – трудное время для птиц. А почему зимой так мало птиц?
Ответы детей. Улетели на юг.
-А как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Предлагаю посмотреть видеофильм «Зимующие птицы» (5 мин)
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
- Что же мы с вами положим в кормушку для воробья
Ответы детей.
- Воробьи питаются семенами растений, зернышками, крошками.
Предлагаю покрошить хлеб, положить пшено на тарелку.
- Для синицы положим … что? (ответы детей)
- Синицы питаются зернышками, крошками, но любимое их лакомство – сало.
Кусочек сала добавляем к корму.
- Снегири любят клевать, как вы думаете, что? Ягоды рябины. Давайте положим рябину на нашу тарелку
Корм для птичек мы приготовили.
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук-
Тук-тук-тук.
Сорока. Спасибо, ребята, за угощения. Теперь я всем расскажу, какие вы добрые и заботливые. До свидания, ребята!
Воспитатель. Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад
Раз, два, три – повернись
В детский сад возвратись!
ИТОГ.
-Каких птиц вы встретили в лесу?
- Как можно назвать их одним словом?
- Мы сейчас с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой корм, который приготовили, и покормим птиц.
-Кого угостим салом? (рябиной, крошками, зерном, салом?