Наталья Баева
Проект «Подвижные игры России, Белоруссии, Молдовы в детском саду»
ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РОССИИ, БЕЛОРУССИИ, МОЛДОВЫ В ДЕТСКОМ САДУ».
«Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» К. Д. Ушинский.
Авторы проекта -воспитатель : Баева Н. В.
Тип проекта : долгосрочный (2 года).
Участники проекта : дети 5-7 лет, педагоги детского сада, родители воспитанников.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Проект „Подвижные игры России, Белоруссии, Молдовы в детском саду“» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Темочки
В нашем детском саду, как и во многих других, вместе повседневно общаются и воспитываются дети разных национальностей. Наблюдая за их общением, хотелось бы обратить внимание на недостаточное развитие представлений среди детей о многообразии национальностей и культур, на необходимость воспитывать чувство национального самосознания, культуру уважения и дружеского отношения в детях к сверстникам других национальностей.
Возможности детского сада позволяют создать условия для решения данной проблемы. Главными носителями национальных ценностей, конечно же, должны выступать родители, а передавать эту важнейшую информацию проще и доступнее всего через народную игру.
Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
ЦЕЛЬ:
Изучение подвижных игр народов России, Белоруссии, Молдовы; ознакомление дошкольников с фольклором и национальными обычаями разных народов; воспитание чувства уважения к традициям и языку народов. Развитие выносливости, ловкости, умения подчиняться правилам и договариваться в игровой группе. Укрепление здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
*Знакомство детей с культурой народов России, Белоруссии, Молдовы, развитие познавательного интереса.
*Формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.
*Внедрение новых форм работы с семьёй. Способствование укреплению семейных связей.
*Формирование представлений о разнообразии народных подвижных игр.
*Воспитание патриотических чувств, взаимопомощи, дружеских отношений, уважения к людям других национальностей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- ознакомление дошкольников с народными подвижными играми;
- умение воспитанников взаимодействовать в условиях межнациональных отношений;
- развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
- повышение образовательного уровня родителей через введение их в увлекательный мир народных игр;
- обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.
ПЛАН ПРОЕКТА :
Проект включает три основных этапа:
1-й – подготовительный: постановка цели и задач проекта; сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; подбор методической, познавательной и художественной литературы; предварительная работа с детьми; выбор оборудования и материалов; создание развивающей и обучающей среды в группе; подбор наглядного иллюстрированного материала; прогнозирование результата; подбор консультаций для родителей; составление плана совместной деятельности с детьми и родителями.
2-й – основной: совместная деятельность с детьми и родителями.
Работа с детьми:
Беседы: «Дружат дети всей планеты», «Что означает «Народное единство»?», «Все мы разные», «Наш мир велик и разнообразен», «Праздники разных народов», «Традиции разных народов», «Дети разных стран – друзья», «Что общего в играх разных народов?».
Дидактические игры : «Часть – целое» (народные костюмы, «Собери мир» (книга-пазл, «Путешествие по миру», «Чей орнамент?», «Найди названный предмет», «Путешествие по сказкам», «Угадай, откуда я приехал», «Чем похожи?».
Настольные игры : «Народы мира», «Герои сказок», «Куклы и игрушки»,
Просмотр презентаций, видеоматериалов, рассматривание иллюстраций, рисунков, фотографий о странах- Молдове, Белоруссии, России и их народах.
Чтение художественной литературы: «На этой планете можно жить» А. Свирина, М. Ляшенко, «Путешествие по глобусу» Р. Кошурникова; чтение молдавских, белорусских, русских народных сказок; чтение стихотворений «Российская семья В. Степанов, «Лучшее богатство» О. Александрова, «Всемирный хоровод» С. Маршак, «Есть одна планета-сад» Я. Аким, «Народы мира от А до Я».
Просмотр и использование демонстрационного материала «Народы мира», «Народы России и ближнего зарубежья».
Просмотры мультфильмов разных народов.
Презентации «Игры, танцы, пляски, хороводы разных народов»,
Создание картотеки: «Русские народные игры», «Подвижные игры Белоруссии», «Подвижные игры Молдовы».
Работа с родителями:
Консультации на тему: «Толерантность», «Подвижные игры для всей семьи», «Подвижная игра в жизни ребенка», «Подвижные игры народов мира», «Подвижные игры народов России».
Участие в выставке творческих работ «Народы мира».
Родительское собрание «Мы разные».
Помощь в изготовлении атрибутов к играм.
3-й – обобщающий (заключительный) :
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов; проведение мероприятия «Фестиваль подвижных игр народов России, Молдовы, Белоруссии»; награждение активных детей и родителей; презентация и защита проекта на педагогическом совете.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
* Картотеки:
«Подвижные игры народов России»,
«Молдавские народные подвижные игры»,
«Белорусские подвижные игры».
* Презентации:
«Игры, танцы, пляски разных народов».
*Картотека дидактических игр.
*Иллюстрации, фотографии о России, Молдове, Белоруссии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асмолов А. Г. «На пути к толерантному сознанию» М. 2000. с7.
2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность – дорога к миру» М. 2001
3. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» Педагогика. 1997-479с.
4. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М. : ЦГЛ, 2004
5. Апполонова Н. И. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Дошкольное воспитание, 1992 №5,6
6. Кузина Н. Б., Батурина Г. И. «Занимательная педагогика народов России» М. :1998
7. Кенеман А. В. «Детские подвижные игры народов СССР» Под редакцией Т. И. Осокиной. М. : Просвещение, 1998