Ирина Ефременко
Проект с детьми 6–7 лет «Подружиться с эмоциями»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: дошкольная старшая группа (дети 6-7 лет)
Вид проекта : информационный, игровой, познавательный;
Продолжительность проекта : краткосрочный (продолжительность проекта - 21 день)
Участники проекта : педагог-психолог, воспитатель, воспитанники ДОУ (дети старшей группы, родители воспитанников ДОУ
Проект реализуется через образовательные области:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- социально-коммуникативное развитие
- художественно-эстетическое развитие
- музыкальное развитие
Публикация «Проект с детьми 6–7 лет „Подружиться с эмоциями“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
- физическое развитие
Актуальность проекта
«Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». Л. С. Выготский
Под эмоцией в широком смысле понимается «душевное переживание, чувство». Эмоции сопровождают практически любые проявления активности человека. Эмоциями считают простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение. Выразительные формы проявления эмоций : жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, вегетативные изменения. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Проблемой развития эмоций личности занимались : Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин.
В современном мире взрослые все чаще уделяют внимание развитию познавательных способностей детей и забывают о формировании эмоциональной сферы детей, а этой сфере необходимо придавать такое же значение, как и интеллектуальным достижениям детей.
В чем же важность формирования эмоциональной сферы? Эмоционального интеллекта?
Способность различать собственные эмоции, управлять этими эмоциями, а также различать эмоции другого человека, лучше понимать друг друга, не пользуясь речью- называется эмоциональным интеллектом
Эмоции, чувства занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его развитие. В дошкольном возрасте формируется и развивается эмоциональная сфера.
Эмоциональное развитие – это одно из главных условий, которое в будущем обеспечивает эффективность процесса воспитания и обучения ребенка. Существует тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как следствие возникают нарушения в эмоциональной сфере. Почему эту проблему важно обсуждать и решать?
Потому что у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, застенчивость, агрессивность и т. д.
С 6-7 лет начинается новый этап развития дошкольника – этап становления личности. Одна из особенностей ребенка среднего возраста - стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим. Вторая особенность ребенка среднего возраста - он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам. Вся жизнь ребенка теперь в игре. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты. В игре формируется самооценка ребенка.
В связи с этим мы решили разработать и провести проект по развитию эмоциональной сферы у дошкольников средней группы детского сада: «Подружимся с эмоциями»
Цель проекта :
- Формирование эмоционального интеллекта дошкольников, способствующее решению конфликтных ситуаций в реальной жизни группы.
Задачи:
Развивающие:
- создание условий для знакомства детей с миром эмоций;
- развитие умений их различать и понимать;
- создать условия для формирования знаний у дошкольников о методах, приемах для решения конфликтных ситуаций в реальной жизни группы детей дошкольного возраста;
- помочь понять детям о необходимости и важности конструктивного разрешения конфликта;
- развивать связную речь, моторику, воображение, память, мышление, внимание, память;
- формирование доброжелательных взаимоотношений между братьями и сестрами детей
через развитие эмоционального интеллекта;
- способствовать преодолению робости, застенчивости, обучение умению публичного выражения эмоций, чувств;
- побуждать детей к самостоятельности;
- познакомить с различными способами выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание узнавать о различных проявлениях эмоций, чувств как у себя, так и у другого человека;
- воспитывать уважительное отношение к другим людям.
Работа с родителями:
- познакомить родителей с предстоящим проектом, в форме индивидуальных бесед и консультационного материала по проблеме;
- предложить родителям принять участие в реализации данного проекта (подбор наглядного материала, просмотр мультфильмов, беседы с детьми)
первый этап - организационный
день
недели мероприятия организатор/
место проведения ответственный
пн. 1. постановка целей и задач,
определение актуальности
и значимости проекта, разработка
плана мероприятий по реализации
проекта;
2. подбор и изучение методической
и художественной литературы,
подбор мультфильмов и подбор иллюстраций, картинок по тематике проекта. педагог-психолог,
воспитатель/
группа/ каб. пед. -
психолога педагог-психолог,
воспитатель
вт. 1. подбор и изготовление
дидактических игр, наглядного и игрового
материала по тематике проекта;
2. разработка бесед и подвижных игр,
квестов по тематике проекта. педагог-психолог,
воспитатель/
группа/каб. пед. -
психолога педагог-психолог,
воспитатель
ср.
чт. 1. разработка рекомендаций для родителей
по тематике проекта :
- индивидуальных;
- на сайте ДОУ «У меня братишка есть! У меня сестренка есть!»
2. составление бесед, презентаций по тематике проекта (использование ИКТ и ТСО) педагог-психолог,
воспитатель/
группа/каб. пед. -
психолога педагог-психолог,
воспитатель
пт. 1. организация предметно-развивающей
среды в группе ДОУ (размещение
наглядного материала в группе, тематические уголки:
- для выражения негативных эмоций «подушка-колотушка» и варежки «мирилки»;
- для выражения ежедневных эмоций «Паровозик эмоций»)
2. составление каталога игр и сказок по тематике проекта для использования в дальнейшем в группе. педагог-психолог,
воспитатель/
группа/каб. пед. -
психолога педагог-психолог,
воспитатель
Основной этап - практический
день
недели работа с детьми/мероприятия организатор/
место проведения ответственный
пн. 01.04.2024
Беседа о культуре поведения «Вежливые слова»
Рассматривание иллюстраций в книгах по тематике проекта Воспитатель;
Педагог-психолог
/группа Воспитатель;
Педагог-психолог
вт. 02.04.2024 Обсуждение м/ф «Крошка енот»;
Игра «Путешествие в лес»
Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа Воспитатель;
Педагог-психолог
ср. 03.04.2024 Чтение сказки «Маленький медвежонок» (сказкотерапия; автор О. В. Хухлаева);
Обсуждение сказки «Маленький медвежонок»
Показ иллюстраций, картинок по теме «Такие разные эмоции и чувства» (радость, грусть, злость);
Обсуждение картинок «Такие разные эмоции и чувства» Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа Воспитатель;
Педагог-психолог
чт.
04.04. 2024 Чтение и обсуждение сказки:
«Сказка про ежика Витю»
(сказкотерапия; автор О. В. Хухлаева);
Показ картинок и иллюстраций с изображением ежика;
Обсуждение картинок и иллюстраций
по теме: «Почему ежик колючий?»;
Знакомство с выражением
«Колючий как ежик».
НОД «Поможем ежику»
(конструирование) Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа Воспитатель;
Педагог-психолог
пт. 05.04.2024
Беседа о культуре поведения («Вежливые слова»);
НОД «Письмо от Карлсона»
Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа Воспитатель;
Педагог-психолог
пн.
08.04.2024 Обсуждение м/ф «Два жадных медвежонка»
НОД «Поможем лесным жителям» Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа
Воспитатель;
Педагог-психолог
вт. 09.04.2024
Обсуждение поведения и поступков героев м/ф «Лесное яблоко»;
Дидактическая игра «Как разделить и собрать яблоко» Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа Воспитатель;
Педагог-психолог
ср. 10.04.2024
Игра – квест «Сюрприз от Карлсона» (на прогулке)
Беседа о культуре поведения («Вежливые слова»); Воспитатель;
Педагог-психолог /группа Воспитатель;
Педагог-психолог
чт. 11.04.2024
Подвижная игра «Самолетики» (задание от Карлсона) (на прогулке);
Чтение сказки ««Сказка про ежика Витю» (автор О. В. Хухлаева) (повтор). Воспитатель;
Педагог-психолог
/группа
Воспитатель;
Педагог-психолог
пт. 12.04.2024
Чтение сказки «Сказка про тигренка» (сказкотерапия);
Обсуждение сказки про тигренка.
Обсуждение мультфильма
«Просто так!» Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа
Воспитатель;
Педагог-психолог
пн. 15.04.2024 Чтение и обсуждение сказки «Белочка-припевочка»;
Игра «Путешествие в лес» Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа Воспитатель;
Педагог-психолог
вт. 16.04.2024 Сказка «Когда я злюсь» (автор К. Спилман) - формирование эмоционального интеллекта;
Знакомство с уголком выражения
эмоций и чувств «Паровозик эмоций» Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа
Воспитатель;
Педагог-психолог
ср. 17.04.2024 Показ картинок, иллюстраций
«Угадай эмоцию»;
Сказка «Когда я боюсь» (автор К. Спилман)- формирование эмоционального интеллекта Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа Воспитатель;
Педагог-психолог
чт. 18.04.2024 Чтение и обсуждение сказки «Маленький медвежонок» (сказкотерапия; автор О. В. Хухлаева) (повтор);
Показ иллюстраций, картинок по теме «Такие разные эмоции и чувства» (радость, грусть, злость);
Обсуждение картинок «Такие разные эмоции и чувства»
Игра «Поссорились-Помирились» Воспитатель;
Педагог-психолог/
группа Воспитатель;
Педагог-психолог
заключительный этап
пт. 19.04.2024 Игра «Утренний круг»;
Знакомство с уголком выражения
эмоций и чувств «Паровозик эмоций»;
Обучение детей (с помощью
взрослого) обозначать свою эмоцию
дня на стенде «Паровозик эмоций» Воспитатель;
Педагог-психолог/группа Воспитатель;
Педагог-психолог
Инновационные технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Технологии проектной деятельности
Информационно-коммуникативные технологии
Личностно-ориентированные технологии
Игровая технология
Планируемый результат:
- расширить у детей знания и представления об эмоциях (радость, грусть, злость, страх);
- вызвать интерес к окружающему миру и человеку в этом мире;
- развить стремление детей самим преодолевать негативные эмоции и радоваться своим успехам в этом;
- помогать ребенку проявлять активность в сложном процессе становления его взрослым человеком
План реализации проекта :
1 этап-подготовительный
- опрос детей на темы: «Какие эмоции или чувства вы знаете?
- формулировка цели и задач проекта;
- разработка плана мероприятий по реализации проекта;
- подбор и изучение методической и художественной литературы; иллюстраций по теме проекта;
- организация предметно-развивающей среды для самостоятельного выражения своих эмоций и чувств детьми;
- составление консультаций, презентаций (использование ИКТ и ТСО) по теме эмоций и чувств;
- разработка конспектов занятий (бесед) по ознакомлению детей с эмоциями и чувствами;
- подбор, изготовление дидактических игр, наглядного материала.
Второй этап-основной
(работа с детьми)
Третий этап – заключительный
(обобщение опыта, рефлексия)
Развитие речи:
Знакомство с литературными произведениями:
- «Маленький медвежонок» (автор О. В. Хухлаева);
- «Сказка про ежика Витю» (автор О. В. Хухлаева);
- Сказка «Белочка-припевочка» (автор О. В. Хухлаева);
- Сказка «Когда я боюсь» (К. Спилман) формирование эмоционального интеллекта;
- Сказка «Когда я злюсь» (К. Спилман) формирование эмоционального интеллекта;
- «Сказка про тигренка» (сказкотерапия)
2. Просмотр и обсуждение мультфильмов:
- «Крошка енот»; «Два жадных медвежонка»; «Лесное яблоко»; «Просто так!»
3. Беседы-обсуждения:
- Беседа о культуре поведения («Вежливые слова»);
Познавательное развитие
4. Использование дидактических игр:
- Дидактическая игра «Как разделить и собрать яблоко»;
- Дидактическая игра «Сортировка»
Музыкальное развитие:
5. Прослушивание музыкальных произведений:
- песня «Если с другом вышел в путь» (песня Михаила Т. и Владимира Шаинского);
Художественно-эстетическое развитие:
6. НОД по изобразительной деятельности и конструированию
- «Поможем ежику» (раскраска-аппликация)
Социально-коммуникативное развитие
- игра-квест «Сюрприз от Карлсона»
- игра «Поссорились-Помирились»
- игра «Утренний круг»
- включено в деятельность по другим образовательным направлениям.
Физическое развитие
7. НОД по физической деятельности:
Подвижные игры:
- «Путешествие в лес»;
- «Самолетики»
Взаимодействие с родителями:
8. Работа с родителями:
- участие родителей в подборе мультфильмов, просмотре и бесед с детьми, помощь в изготовлении наглядного материала по тематике проекта
Третий этап-заключительный:
- игра «Утренний круг»;
- Обозначение ребенком (с помощью взрослого) своей эмоции дня на стенде «Паровозик эмоций»
Подвижная игра «Самолёты»
(формирование целенаправленного поведения у детей средней группы детского сада)
Проведение подвижной игры «Самолёты», формирующей целенаправленное поведение у детей средней группы детского сада.
Развивающие задачи:
- формирование представлений о нормах взаимоотношений в детском сообществе;
- способствовать формированию устойчивого интереса к деятельности, к сверстникам;
- способствовать формированию сплоченного коллектива детей;
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения между сверстниками в группе;
- воспитание организованного поведения, умения соблюдать игровые правила.
Содержание: Дети строятся в 2-3 колонны (в зависимости от количества детей в группе) в разных местах площадки, которые отмечаются цветными ориентирами (кубик, лента или др.). Играющие дети изображают летчиков на самолетах. Каждое звено строится за ориентиром своего цвета. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места (приземляются, строятся в колонны)
Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
Игровые сигналы:
1. Воспитатель: «К полету готовься!» - дети заводят мотор
2. Воспитатель: «Летите!» - дети поднимают руки в стороны и бегают по площадке врассыпную, в разных направлениях, стараясь не сталкиваться друг с другом.
Воспитатель: «На посадку!» - дети находят свои места, строятся в колонны
Объяснение и закрепление правил игры до начала непосредственно игры:
1. По какому сигналу летчики заводят мотор? (после слов «К полету готовься!»).
2. По какому сигналу самолёты начинают летать? (после слов «Летите!»).
3. По какому сигналу самолёты возвращаются на аэродром? (после слов «На посадку!»).
4. Какое звено самолётов считается выигравшим? (в котором все самолёты первыми вернуться на своё место).
После каждой игры необходимо проанализировать ход игры.
1. Можно сказать, что команда синих самолётов выиграла? Почему? (потому что все летчики первыми вернулись на своё место). На табло выставляется один кружок напротив синего самолёта.
2. Можно сейчас, после игры, сказать, что все летчики были хорошими друзьями? Почему? (потому что в полёте никто не сталкивался, все вовремя уступали друг другу).
Игра проигрывается не менее 2-3 раз. После каждого проигрывания ставится кружок напротив выигравшей команды самолётов.
В завершении 2-3 игр, необходимо провести итоговый педагогический анализ.
1. Какая команда самолётов победила сегодня в игре? (дети сравнивают кружки на табло и определяют, где больше кружков).
2. Все лётчики сегодня были хорошими друзьями? Почему? (Да, потому что в полёте никто не сталкивался, все вовремя уступали друг другу)
Используемая литература:
1. К. Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта» изд-во «Питер», 2018
2. К. Спилман «Когда я боюсь. Полезные сказки» изд-во «Питер», 2019
3. М. А. Панфилова «Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов» изд-во «Гном», 2018
4. О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев «Лабиринт души. Терапевтические сказки» изд-во «Академический проект», 2021
5. Т. П. Трясорукова «Развитие базовых эмоций. Рабочая тетрадь» изд-во «Феникс», 2021
6. И. Н. Андреева «Азбука эмоционального интеллекта» изд-во «BHV», 2012
7. Т. В. Громова «Страна эмоций» изд-во «Перспектива», 2002
8. интернет ресурсы.