Морланг Светлана
Проект в подготовительной группе «Волшебные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект подготовительная к школе группа
Тема: "Волшебные игры"
составитель:
Морланг Светлана Евгеньевна
воспитатель
2020г.
Актуальность:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Волшебные игры“» размещена в разделах
на сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться им.
Срок реализации: 2020-2021 учебный год.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
1. закреплять правильное произношение всех звуков русского языка.
2. Учить делить 2-3 сложные слова на слоги, вычленять словесное ударение и определять его место в структуре анализируемого слова.
3. учить различать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные.
4. формировать умение называть слова с заданным звуком, закреплять знания о том, что звуки и слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
5. Учить самостоятельно использовать простые и сложные предложения в разных видах рассказа, грамматически правильно изменять все слова, входящие в активный словарь.
6. Развивать умение догадываться о смысле незнакомых слов.
7. Формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.
8. Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь.
9. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов воспитателя, передовать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
10. Учить самостоятельно составлять описательный и сюжетный рассказ по картине.
Ожидаемые результаты:
1. качественное расширение активного словаря дошкольников
(дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы, многозначные слова)
2. Дети овладевают грамматическим строем речи словообразованием (созданием новых слов, синтаксисом (построением предложений).
3. связная речь - дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.
4. взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития.
Этапы реализации:
I этап: подготовительный
Подобрана специальная методическая литература по данной теме, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Игровой и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения.
2этап: содержание проекта
Для реализации проекта было разработано планирование. В него включила дидактические игры (игры с предметами, настольные - печатные, словесные, игры и упражнения с использованием метода моделирования (применение графической знаковой символики при заучивании стихотворений, составлении загадок, пересказе и сочинение сказок, использование схем для описания одежды, посуды, животных).
Месяц Раздел Название
Дидактической игры Задачи
Сентябрь
Развитие словаря 1. Волшебные очки Продолжать обогощать словарный запас на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
2. Царевна Несмеяна Закреплять согласование прилагательного с существительным.
Грамматическое
Развитие речи
1. Куда вы прячетесь Активизировать в речи употребление предлогов.
2. Горшки Учить умению вести диалог при рифмовке производственных и однокоренных слов.
Звуковое развитие речи. 1. Оркестр
Учить правильно произносить звуки [р],[р] в слогах.
2. Теремок Учить правильно произносить свистящие и шипящие звуки.
Развитие связной речи 1. Никогда не унывай
Развивать связность речи при описании своего эмоционального состояния, настроения.
2. Хорошо-плохо Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Октябрь
Развитие словаря
1. Конкурс хвастунов Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
2. Где мы были- мы не скажем, а что делали- покажем Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Грамматическое
Развитие речи 1. Как тебя зовут? Учить вести диалог.
2. Маковое зернышко Активизировать в речи употребление глаголов.
Звуковое развитие речи. 1. Пила Учить правильно дифференцировать свистящие и шипящие звуки.
2. Пчелы и комары Учить правильно произносить и дифференцировать звуки [з]-[ж].
Развитие связной речи 1. Почта Углублять представление о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты. Развивать связную речь.
2. Где я живу Учить свободно использовать свои знания о родном селе, его своеобразии, достопримечательностях, основных отраслях производства.
Ноябрь Развитие словаря 1. Бабушка Маланья Развивать навыки понятийного обобщения.
2. Гномики Активизировать словарный запас. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти.
Грамматическое
Развитие речи 1. У кого какая мама Учить образовывать существительные при помощи суффиксов (-иц, -их, -ок).
2. Назови профессию Учить образовывать существительные при помощи суффиксов (-щик, -тель,
-ист).
Звуковое развитие речи. 1. Солнышко и дождик Учить правильно произносить и дифференцировать звуки [с]-[ш]-[ж] в словах и тексте.
2. Прогулка на велосипедах Учить правильно произносить и дифференцировать звуки [с]-[ш].
Развитие связной речи 1. Азбука голубых дорог Углублять представление о водном транспорте, его использовании, назначении, водных трассах и правилах регулировки движения.
2. Кто важнее? Развивать планирующую функцию речи, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.
Декабрь
Развитие словаря
1. На мостике Развивать мышление, активизировать словарный запас.
2. Перевертыш Учить создавать образы на основе схематического изображения. Обогащать активный словарь названиями изображений.
Грамматическое
Развитие речи 1. Назови машину одним словом Упражнять в образовании сложных слов.
2. Скажи, что они делают Учить образовывать слова по объяснению.
Звуковое развитие речи. 1. Жадный кот Учить дифференцировать звуки [ш]-[ж] в словах и тексте.
2. Лягушка
Учить дифференцировать звуки [ш]-[ч] в тексте.
Развитие связной речи 1. Помоги малышам Развивать связную речь, умение классифицировать животных.
2. Цветик-семицветик Развивать связную речь. Сотрудничать со сверстниками.
Январь Развитие словаря
1. Сочиним сказку Обогащать активный словарь. Учить придумывать различные ситуации с помощью предметов-заменителей.
2. Изобретатель Продолжать обогащать словарный запас детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Грамматическое
Развитие речи 1. Зима
Учить пересказывать текст, распространяя каждое простое предложение уже знакомыми словами-прилагательными.
2. Скворечник Учить пересказывать текст от первого лица.
Звуковое развитие речи 1. Разведчик Закреплять произношение звука [щ] в словах и фразах.
2. Магазин Упражнять в дифференциации звуков [р]-[л], [с]-[ш].
Развитие связной речи 1. составь рассказ Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий.
2. пойми меня Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке используя разные характеристики предмета.
Февраль Развитие словаря
1. Кто это? Что это? Отвечай быстро! Учить соотносить предметы с его характерными особенностями. Развивать память, сообразительность, быстроту мышления, активный словарь.
2. Библиотека Закреплять активный словарь детей словами каталог, стеллаж, формуляр.
Грамматическое
развитие речи 1. Рассказ К. Ушинского «Четыре желания» Продолжать учить образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
2. Придумай предложение Учить использовать в активной речи разные виды предложений.
Звуковое развитие речи 1. Включи телевизор Упражнять в определении первого или последнего звука в словах, в соответствии слов из выделенных звуков.
2. Как их зовут? Закреплять умение определить первый, второй, третий и последний звуки в словах, а также подбирать с выделенными звуками имена.
Развитие связной речи 1. Четвертый лишний Развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, связность речи.
2. нарисуй сказку Учить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.
Март Развитие словаря
1. Из каких мы сказок? Учить активно и свободно использовать знакомые сказки.
2. Швейная фабрика Активизировать представление о характере труда на швейной фабрике.
Грамматическое
Развитие речи 1. Прыгающие зайцы Учить изменять форму предложения
2. Скажи по-другому Упражнять в выражении одной и той же мысли разными синтактическими конструкциями.
Звуковое развитие речи 1. Украсим комнату Упражнять в делении слов на слоги
2. Телевизор Упражнять в чтении слов из 3-4 букв
Развитие связной речи 1. Задом наперед Развивать творческое воображение, последовательно, связно излагать свои мысли, предложения. Учить объективно анализировать рассказ товарища.
2. чего на свете не бывает! Совершенствовать умение занимательно рассказывать о реальных событиях и фантастических событиях.
Апрель Развитие словаря
1. Пешеходы и транспорт Продолжать обогащать словарный запас на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
2. Доскажи фразеологизм Знакомить с тем, что слова имеют значения, смысл, их необходимо употреблять в соответствии с их значением.
Грамматическое
Развитие речи 1. Светофор Помочь соотносить слова в предложении демонстрируемыми игрушками и действиями.
2. Телефон Совершенствовать умение составлять сложноподчиненные предложения.
Звуковое развитие речи 1. Поезд Учить определять наличие указанного звука в словах.
2. Пирамида Упражнять в определении количества слогов в словах.
Развитие связной речи 1. Про что сочиним Учить составлять творческие рассказы по своему замыслу и заданным правилам.
2. Дома зверей Формировать умение сопоставлять изображения по размеру, подбирать соответствующие.
Май Развитие словаря
1. Одним словом Учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов.
2. Угадай-ка Развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.
Грамматическое
Развитие речи 1. На остановке Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
2. Скажи правильно Учить на слух определять правильно составленные предложения.
Звуковое развитие речи 1. Включи телевизор Упражнять в определении первого и последнего звука в словах.
2. Поезд Упражнять в определении количества звуков в словах, слогов в словах.
Развитие связной речи 1. Говорящие рисунки Учить составлять рассказ по схеме. Развивать внимание, мышление, связную речь.
2. За покупками в цветочный магазин Развивать наблюдательность, связную речь.
Литература:
1. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. -М. : ТЦ Сфера, 2010.-176 с. (Детский сад с любовью).
2. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. И доп. -М. : ТЦ Сфера, 2015.-192 с.