Вилия Андреева
Проект «Почемучкин уголок. Экспериментирование с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любопытность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта. Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.
Публикация «Проект „Почемучкин уголок, Экспериментирование с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Современная образовательная система требует включения и внедрения в учебный процесс инновационных технологий. ФГОС ДО ставит перед воспитателями задачу такую, как формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а также воспитание социально-активной личности, формируя навыки общения и сотрудничества. А проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения им экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологических отношений с миром природы. Особое внимание уделяю ведущей деятельности моих детей – игре, потому что именно в форме игры, в форме творческой активности обеспечивается познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие ребёнка.
В основе творческого экспериментирования дошкольников лежит понятие творчества как пространства свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. При формировании познавательной активности экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.
Новизна проекта - авторские методические разработки; новый яркий и интересный уголок по экспериментированию в развивающей предметно-пространственной среде группы.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Одним из самых любимых уголков в группе будет являться уголок по экспериментированию.
Цель проекта : создание условий для всестороннего развития познавательной активности у воспитанников в процессе экспериментирования.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, нужно решить следующие задачи, такие как образовательные, развивающие и воспитательные.
Долгосрочный информационный, практико-ориентированный проект для детей раннего развития будет реализовываться с октября 2020 года по июнь 2022 года.
Из исходного смысла греческого «experimentum» (проба, опыт) видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения. Однако, в широком понимании опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении. Экспериментирование может выступать как метод обучения, так и познания чего-то нового.
1 этап – подготовительный (октябрь - ноябрь 2020 г.). На подготовительном этапе предполагается изучение научно-методической литературы, интернет ресурсов по данному направлению. Разработка проекта. 2 этап – проектировочный, подготовка педагогов к участию в проекте (декабрь 2020 г. – май 2021 г.). Разработка программы, практикум-семинары, мастер-классы.
3 этап - реализационный (сентябрь 2021 – май 2022г.).
4 этап - рефлексивный (май 2021– сентябрь 2022). Рефлексия, самоанализ собственной педагогической деятельности педагога, оформление итогов работы в виде отчётов. Проведение семинаров, мероприятий для педагогов, публикации статей и методических разработок.
Ожидаемые результаты первого - подготовительного этапа.
Ожидаемые результаты второго - проектировочного этапа.
Ожидаемые результаты третьего – реализационного этапа.
И ожидаемые результаты четвертого – заключительного или рефлексивного этапа.