Суслова Надежда Николаевна
Проект по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экспериментальной деятельности : Удивительный песок.
Проект «Удивительный песок»
Тип проекта : исследовательский, социальный.
Срок проекта : среднесрочный (3 недели)
Участники проекта : дети 2 младшей группы, родители, воспитатель.
Актуальность проекта
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
Публикация «Проект по экспериментальной деятельности „Удивительный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Игры с песком дают детям возможность справиться с эмоциональным напряжением. Они вовлекают ребёнка в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Объектом изучения в проекте стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде текучий, рассыпается, не держит форму. В тоже время мокрый песок сохраняет заданную. Проблемой в проекте является вопрос - как из сухого песка сделать влажный. Основное место в планировании отведено совместной деятельности детей с воспитателем, в силу маленького возраста детей. Воспитателю отводится ведущая роль – он умело направляет детей, создает атмосферу интриги, сюрпризности моментов и поиска решения задач.
Цель: Установление психологического комфорта, снятие эмоционального напряжения. Знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка, создание условий для реализации потребности детей в действиях с природным материалом, экспериментированию с песком.
Задачи
1. Снятие эмоционального напряжения через развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук;
2. Формирование у ребенка представления об окружающем мире;
3. Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии, навыков самоконтроля. Обогащение чувственного опыта ребёнка.
4. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
5. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Взаимосвязь образовательных областей:
• Познавательное развитие (опытническая, исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдения; дидактические игры, беседы)
• Речевое развитие (чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор)
• Социально коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)
• Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации, театрализация, пение, хороводные игры)
• Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика)
Предполагаемый результат
Достижение положительного эмоционального благополучия. Достижение положительных эмоций (радость, удивление, снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность) и уменьшение проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); но самое важное – получение ребёнком первого опыта рефлексии, он учится понимать себя и других.
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. Проявление у детей самоконтроля во время игр и действий с песком. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Ресурсное обеспечение
Центр воды и песка, мини - песочницы, лопатки и формочки для песка, детские лейки, пластиковые бутылочки, морские камушки, ракушки, крупные семена (бобы, горох, косточки от фруктов и скорлупки от орехов, наборы мелких игрушек.
Вопросы на которые будем искать ответы
• Что мы знаем о песке?
• Из чего состоит песок?
• Можно ли из сухого (мокрого) песка лепить?
• Можно ли сухим (мокрым) песком рисовать?
• Может ли песок двигаться?
• Где и как люди могут использовать песок?
• Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
1. Подготовительный этап (определение цели, задач проекта, сбор информации)
2. Основной этап.
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
3. Заключительный (презентация проекта, развлечение детей)
Работа с родителями
Привлечь к сбору бросового и природного материала, мелких игрушек для игр с песком, заготовке песка, емкостей и ящичков для песка.
Рабочий план реализации проекта
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседа с детьми, знакомство с правилами игры песком.
2. Проблемная ситуация «Поможем Мишутке. Песок попал в лицо», «Песок упал на пол», «Мишутка облился водичкой».
3. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)
4. Лепка из песка «Песочные куличики»»
5. П/и «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Пройди по дорожке».
6. Игры с песком: копание песка совком, «Зоопарк», «Приготовим обед».
7. Экспериментальная деятельность «Песочная горка», «Пересыпание сухого песка из бутылочки», «Свойства мокрого песка», «Рисунки из песка», «Отпечатки на песке», «Из чего состоит песок», «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».
8. Художественно – творческая деятельность :
Лепка «Солнышко», творческая мастерская на песке «Солнышко», аппликация «Солнышко».
Д/и «Тайничок», «Мышка».
9. Чтение литературных произведений: В. Ланцетти «Рисунок на песке», М. Ершова «Песочница»
10. Слушание песни «Я на солнышке лежу» муз. Шаинского, сл. М. Пляцковского, Музыкально – ритмичное движение «Танец маленьких утят».
11. Физкультминутка «Я на солнышке лежу»
Итоговое мероприятие
- Игра – развлечение с песком: «Озорные ручейки»
- Создание презентации «Игры с песком»
-Мастер – класс с родителями: «Рисование песком».
Перспектива развития проекта : планирование проектной деятельности с детьми и родителями в последующих возрастных группах по теме песочная терапия, использование других сыпучих материалов.
Наши ближайшие планы:
Рисование песком на оргстекле;
Игры с цветным песком;
Развивающие игры с солью, горохом, манной крупой;
Кинетический песок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ : опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010.
• Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
• Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко, Экологические проекты в детском саду. - Волгоград, Издательство «Учитель», 2011.