Мейер Наталья
Проект по экологическому воспитанию «Эколята-дошколята» для детей среднего дошкольного возраста
Подготовил:
Воспитатель : Мейзер Наталья Владимировна
2021 г.
Тип проекта : познавательный, социально-значимый.
Сроки реализации: среднесрочный, 2 месяца (апрель, май)
Участники: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта : формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Эколята-дошколята“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней
Актуальность
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
В рамках реализации проекта предусматривается разносторонняя деятельность в группе с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит :
формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
повышение общей культуры ребёнка;
формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Технологии: ИКТ, кейс-технология, игровая технология, здоровьсберегающая технология.
Этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный.
создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий
внедрение в проект образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
2 этап: Основной.
Проведение всех запланированных мероприятий.
3 этап: Заключительный.
подведение итогов деятельности в рамках проекта
создание фотовыставки в рамках проекта.
Предполагаемый продукт деятельности:
Для детей :
развлечение с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»
Для родителей:
изготовление альбома фотографий «Наша семья и природа»;
Для педагога:
повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и внедрении инновационных технологий в работу с родителями воспитанников.
оснащение зоны ближайшего развития детей и развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию детей.
Реализация проекта :
I этап - организационный
Оснащение зоны ближайшего развития детей : создание тематического центра «Эколята – дошколята» (уголок природы со сказочными героями – эколятами).
Приобретение: учебного пособия «Азбука природолюбия», «Букварь леса», серии книг «Живая азбука», игровые раскраски Эколят.
Разработка картотек, подбор материалов для творчества и исследовательской деятельности с детьми. (Приложение№1)
II этап - основной
Торжественное посвящение воспитанников в "Эколята - дошколята"
Чтение девиза. Ознакомление с эмблемами. (Приложени№2)
Поддержка детской инициативы: игровой приём - получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.
Региональный компонент.
Посещение экологического музея гимназии №1"Природа родного края Искитимского района. Первоцветы". (Приложение №3)
Кейс - технология "Эколята спешат на помощь" Разбор ситуаций "Правильно ли ведет этот человек себя в природе?",
«Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т. д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Дискуссия "Хорошо - плохо", "Чем мы можем помочь?". (Приложение№4)
Беседы с использованием ИКТ: "Природа родного края", «Дары леса», «Лес - наше богатство».
Просмотр развивающих и обучающих видеороликов и мультфильмов по теме проекта.
Прослушивание голосов птиц млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.
Художественное слово: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку»
Чтение художественных произведений по выбору воспитателя и желанию детей из учебного пособия «Азбука природолюбия», «Букварь леса», серии книг «Живая азбука». (Приложение№4)
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов»
Дидактические игры "Береги живое", "Хорошо-плохо", "Как себя можно вести в лесу?" (Приложение№5)
Рисование "Красивая и чистая планета Земля". Свободная деятельность в центре изодеятельности. (Приложение№6)
Исследовательская деятельность: игры-исследования, игры - опыты.
- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);
- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т. д.);
- о мире растений (способы выращивания из семян);
(Приложение №7)
Посадка лука, рассады цветов «Огород на подоконнике». Наблюдение и обсуждение процесса развития растений.
Наблюдение проводятся ежедневно, обсуждение на вечернем круге: Что я видел по дороге в детский сад? Сезонные изменения в природе? Птицы на участке нашего детского сада? (Приложение№8)
Акции:
1.«В защиту первоцветов».
2. «Украсим планету цветами» (начало акции в мае, когда высаживают рассаду цветов на участке). (Приложение №9)
Праздничное развлечение с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!» (Приложение №10)
III этап (заключительный)
Альбом фотографий «Наша семья и природа»
(Приложение№11)
Взаимодействие с родителями воспитанников :
Консультации для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия»
Обсуждение промежуточных результатов достижения поставленных задач по проектной деятельности в формате доверительного общения и активного взаимодействия.
Совместное творчество с детьми: создание тематического сборника "Экологические сказки"
Оформление стендового материала "Эколята-дошколята"
Презентация результатов проекта на итогом родительском собрании в группе. (Приложение№12)
Вывод:
Благодаря целостному подходу в организации и проведении в моей группе мероприятий проектной деятельности, направленных на развитие экологических познаний у детей закладываются основы экологической культуры.
Разнообразные формы работы с детьми, поддержка детской инициативы, использование инновационных технологий, в доступной для детей форме помогают решить серьезные воспитательные и образовательные задачи: усвоить знания о живой и неживой природе способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей.
Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте.
Результатом нашего экологического проекта стало то, что дети проявили активность, интерес и большое желание участвовать в жизни природы, выступать в роли её защитников, оберегать её.
Именно комплексный подход, систематичность и проведение различного рода мероприятий, как групповых, так и в рамках всего сада, привели к высокому развитию заинтересованности детей и родителей воспитанников в вопросе сохранения экологической чистоты на планете.
Используемая литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
2. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.
3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
4. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://эколята. рф/uchebnoe-posobie-azbuka-prirodolyubi/