Казанцева Анастасия Владимировна
Проект по экологическому воспитанию «Мир цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №7 «Ивушка»
Муниципального образования
Белореченский район города Белореченск
Воспитатель : Казанцева А. В.
г. Белореченск, 2017 г.
«Цветы, как люди,
На добро щедры и,
Людям нежность отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие, тёплые костры».
(К. Жане)
Аннотация проекта.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Мир цветов“» размещена в разделах
Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Введение.
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.
Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры, различные виды деятельности.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
• экологические знания и умения;
• экологическое мышление;
• ценностные ориентации;
• экологически оправданное поведение.
Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Таким образом, систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Паспорт проекта.
Цель проекта : Формирование знаний о различных видах цветов, их внешнем виде, уходе за цветами.
Задачи проекта : • Формирование экологической культуры детей.
• Упражнение в классификации цветов, формирование понятия: садовые, луговые, лесные цветы, лекарственные травы.
• Закрепление умения отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
• Формирование бережного отношение к цветам, развитие навыка ухаживать за цветами
• Воспитание любви к прекрасному, красоте окружающего мира.
• Расширение знаний о пользе, которую приносят цветы.
Методическое сопровождение • Перспективно-тематическое планирование
• Беседы, трудовая деятельность
• Картотека подвижных игр
• Консультации для родителей
Тип проекта Познавательно - исследовательский
Сроки реализации проекта Среднесрочный (июль)
Участники проекта Дети, педагог, родители дошкольников
Этапы реализации проекта
Первый этап подготовительный
3-7 июля Изучение, обобщение методической литературы по теме «Цветы»
Разработка перспективного планирования по теме проекта
Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме.
Подборка иллюстративного материала, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
Второй этап основной
10-21 июля Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом.
Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей.
Третий этап творческий
24-29 июля Обобщение опыта работы по проекту
Участие в конкурсах
Ресурсы проекта
Временные В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей
Информационные Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература
Материально-технические Аудиозаписи, презентации, компьютер.
Художественно-изобразительные средства Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков
Продукт деятельности детей Выставка творческих работ детей;
Изготовление дидактических игр.
Результат деятельности педагога Систематизация работы по теме проекта с детьми в рамках ДОУ
Формирование экологической культуры детей.
Активность родителей в реализации проекта
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
В перспективе планируется продолжать формирование навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней. Развивать познавательный интерес детей, расширять представление о цветах. Обогащать опыт сотрудничества родителей с детьми.
Технология работы по проекту
Срок реализации проектной деятельности 3-31 июля 2017 г.
Работа по проекту ведётся как в совместной образовательной деятельности с детьми, так и в самостоятельной. Тематика образовательной деятельности разработана в соответствии с возрастом детей, перспективно-тематическим планом в рамках проекта «Мир цветов».
В работе с детьми среднего дошкольного возраста используются игровые, сюжетные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности. В группе среднего дошкольного возраста:
Формы работы с детьми Беседы
Дидактические игры
Подвижные игры
Проектная деятельность
Применяемые методы Наглядно-практические
Словесные
Игровые
Основные принципы обучения детей Последовательность
Доступность
Индивидуальный подход к каждому ребёнку
Эффективность форм взаимодействия
Перспективный план по реализации проекта
Образовательная область
Тема 1 неделя
Задачи Технология Продукт
Познавательное развитие Беседа «Какие бывают цветы?». Знакомство детей с разнообразием мира растений. Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений; развитие исследовательской деятельности детей. Подборка иллюстраций
Речевое развитие Д/и «Собери цветок»;
Отгадывание загадок о цветах Развитие зрительного внимания и логического мышления Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка.
Дидактическая игра
Социально-коммуникативное развитие Сюжетная игра «Магазин цветов» Применение в игре полученных ранее знаний об окружающей жизни Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений Пополнение атрибутов
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Мой любимый цветок» Формирование умения передавать в рисунке части растения Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе Выставка рисунков
Физическое развитие Хороводная игра «Мы на луг ходили»;
Пальчиковая игра «Цветы» Развитие умения сочетать движения со словами; развитие мелкой моторики. Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе Буклет для родителей
Образовательная область
Тема 2 неделя
Задачи Технология Продукт
Познавательное развитие Беседа «Растение-живой организм» Формировать представление о растениях, как о живом организме Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений; развитие исследовательской деятельности детей. Подборка иллюстраций
Речевое развитие Заучивание стихотворения «Подсолнух»
Чтение рассказа М. Пришвин «Золотой луг» Развитие речи, памяти. Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка. Киника-малышка «Стихи о лете»
Социально-коммуникативное развитие Проблемная ситуация «Какого цветка не стало?» Развитие мышления, сообразительности. Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений Пополнение атрибутов
Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Ваза с цветами» (Коллективная работа) Формирование навыков аккуратного наклеивания. Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе Выставка аппликации для родителей
Физическое развитие Подвижные игры – «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер». Развитие умения находить свое место в игре, развитие умения выполнять действия по сигналу воспитателя. Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе Консультация для родителей
Образовательная область
Тема 3 неделя
Задачи Технология Продукт
Социально-коммуникативное развитие Викторина «Знатоки цветов» Формирование умения определять название цветов по существенным признакам; сплочение детского коллектива. Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений Подборка иллюстраций
Художественно-эстетическое развитие Выставка детских рисунков «Мир цветов» Формирование умения рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе Выставка детских рисунков для родителей