Саргсян Нарине
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Наши деревья» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников „Наши деревья“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Люди сейчас все отчетливо осознают, что их благополучие во многом зависит от состояния природной среды. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чувствует и любит ее, дышит одним с ней воздухом. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
За основу в работе по экологическому воспитанию была выбрана проектная деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Я убедилась в том, что он дает ребенку возможность экспериментировать, применять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Переживаемые при этом положительные эмоции, такие как удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых, порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Наши деревья». В качестве объектов исследования выбраны деревья, что обусловлено рядом причин:
а) деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание;
б) дерево – прекрасный объект экологических наблюдений;
в) с деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить себя другом.
1. Теоретические подходы в экологическом воспитании детей
Большой вклад в области определения подходов, принципов, содержания, технологий, методического обеспечения экологического воспитания дошкольников внесли И. Д. Зверев, Г. А. Ягодин, С. Н. Николаева, Н. А. Соломонова, А. В. Королева, Н. Е. Орлихина, Г. Филиппова, Е. Ф. Терентьева, Т. В. Потапова и др.
И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие : выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой. [5]
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников : «воспитание начал экологической культуры» (С. Н. Николаева, «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н. А. Соломонова, воспитание ответственного отношения к природе (А. В. Королева, воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н. Е. Орлихина, «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е. Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». [3, с. 7]
От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т. В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем. [5]
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. [6, с. 19] Экологическое образование и воспитание осуществляются в неразрывной связи с умственным воспитанием, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности, эстетическим - развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся, нравственным - формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности являются понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.
Данные исследования способствовали накоплению и систематизации научной информации по рассматриваемой проблеме.
2. Проект работы по экологическому воспитанию дошкольников
Цель проекта :
- создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.
Задачи проекта :
а) Пробуждать интерес к природе родного края.
б) Приобщать к процессу познания.
в) Формировать представления о жизни деревьев.
г) Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, аппликации, лепке.
д) Познакомить с деревьями и показать взаимосвязь с окружающим миром.
е) Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Вид проекта : познавательно – информационный.
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (с 11.11.13 по 22.11.13)
Взаимодействие со специалистами: Проведение осеннего утренника.
Проект адресован детям второй младшей группы. Задача заложить первые представления и ориентиры в миры природы. Дать понятия о том, что растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре.
Механизм реализации проекта :
а) Календарный план
б) Рассматривание иллюстраций
в) Чтение стихов, разучивание
г) Прогулки, наблюдения
д) Изобразительная деятельность
е) Игровая, коммуникативная
ж) Познавательно – исследовательская
з) Продуктивная
Предполагаемые результаты:
а) Уметь чувствовать ответственность за деревья
б) Знать, для чего нужны деревья, листья
в) Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.
План реализации проекта.
Виды деятельности:
Сбор и анализ литературы по данной теме; составление плана с воспитателями; наблюдения, исследования во время прогулки; прогулки: «Деревья», «Листопад», «Осенние листочки»; беседы по содержанию стихотворений: «Осень» К. Бальмонт, А. Плещеев «Осень наступила», «Помогу березке …».
Дидактические игры:
а) «Найди дерево по описанию»; цель – умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.
б) «Найди листок, какой покажу»; цель – учить детей находить листочки по показу.
в) «Такой листок лети ко мне»; цель – упражнять в нахождение листьев по сходству.
г) «Раз, два, три – дерево назови» (береза, рябина, клен);
цель – закрепить название деревьев.
д) «Собери дерево из частей»; цель – учить собирать из частей целое (синтез).
е) «Отгадай мою загадку» (о деревьях); цель – учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
ж) «Какая сегодня погода» (сюжетные картинки); цель – учить по описанию выбирать нужные картинки.
Изобразительная деятельность:
Рисование (раскрашивание осенних листочков); Аппликация «Листопад». Лепка «Дерево»; Аппликация «Рябинка» (плоды); Рисование «Березка». Цель - создание творческого продукта изобразительной деятельности; Непосредственно – образовательная деятельность (коммуникация) тема: «деревья какие они …»
Настольные игры: «Времена года», «Деревья», «Растения и животные».
Цель: Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков.
Подвижные игры: «Беги к дереву», «Мы осенние листочки», «Листопад».
Презентация проекта
1. Фотовыставка видов деятельности с детьми: «Осенние мотивы».
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе
2. Совместное творчество детей с родителями.
3. Анкетирование «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Заключение
Благодаря данному проекту, удалось осуществить намеченные цели и поставленные задачи.
Создать благоприятные условия на участке детского сада для экологического воспитания детей; пробудить интерес к природе родного края; приобщить к процессу познания; сформировать представления о жизни деревьев; познакомить с деревьями и показать взаимосвязь с окружающим миром; сформировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Осуществляя проект по экологическому воспитанию, также столкнулись и с трудностями: не удалось в полном объеме сформировать умения у детей передавать свои впечатления от общения с природой в силу возрастных речевых особенностей детей. Дети нуждаются в обогащении словарного запаса.
Исходя из этого, мы поставили перед собой ряд задач: обогащать словарный запас детей через ознакомление с окружающим миром; формировать умения правильно строить простые предложения, формулировать и излагать свои мысли.
Список литературы
1 Доронова Т. Н. ; Гербова, В. В. ; Гризик, Т. И. и др. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада Издательство: М. : Просвещение; 224 страниц; 1993 г.
2 Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»; Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 55 стр.
3 Николаева C. H. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников - Mосква. : Мозайка-Синтез, 2004. - 128 c.
4 Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2012. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
5 Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду // 17, 18, 19, 20, 23-2005//газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября»
6 Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. /Сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
7 Учебное пособие "Мир природы и ребенок". Методика экологического воспитания дошкольников под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. Санкт - Петербург 1998 г.
Приложение 1
План – конспект занятия по экологическому воспитанию для детей второй младшей группы
Тема: Раскрашивание осенних листьев.
Цель: Формирование умений правильно держать кисть в руке, знакомство с желтым цветом; формирование умений вести линию от начала контура до конца;
Развитие мелкой моторики рук, внимания, речи.
Привитие любви к природе.
Задачи: Научить детей правильно держать кисть в руке. Рассказать о назначении кисти для раскрашивания. Показать прием раскрашивания методом «слева на право». Развивать речь произвольное внимание, мелкую моторику рук. Прививать любовь к природе через занимательный материал, задания.
Оборудование: игрушка заяц, макет дерева, кисти для раскрашивания, баночки с водой, клеенки, образцы осенних листьев, контурные листья для раскрашивания, краска желтого цвета
Ход занятия
Организация детей на занятие (дети встают в кружок)
1. Вступление
Ребята, давайте с вами поиграем! Игра называется «Листики осенние». (детям раздаются листья желтого цвета. Педагог обращает внимания детей на цвет листьев).
Мы листики осенние (слова сопровождаются движениями)
На веточках сидели
Дунул ветер и мы полетели
Мы летели
Мы летели
Вокруг ели облетели
И на землю тихо сели
- Какие молодцы, ребята! Так здорово поиграли! Какими мы листочками были? (желтыми осенними)
2. Изучение нового
Ребята, посмотрите какая красивая елочка у нас стоит, а под елочкой кто - то сидит. Кто это, ребята? (зайчик)
Что – то зайка наш грустит…Давайте спросим у него. Почему он такой грустный?
Зайка: я сидел под елочкой и смотрел как вы играли с желтыми листочками. И мне стало грустно. Потому что у вас листочки вон какие желтенькие, красивые, а у меня беленькие. Я тоже хочу чтобы мои листочки пожелтели.
- ребята, а давайте поможем нашему заиньке. Мы возьмем его белые листочки и раскрасим желтой красочкой!
Воспитатель рассаживает детей за столы и объясняет, как правильно сесть как правильно держать кисть в руке. Каждому ребенку оказывает все виды помощи.
3. Пальчиковая гимнастика
Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде
То сомкнутся, разомкнутся
То зароются в песке.
Вот наши пальчики готовы к работе.
4. Практическая работа: «раскрашивание листочков методом «слева на право»»
- ребята, посмотрите как радуется наш зайка! Давайте вместе с ним полюбуемся на наши желтые листочки!
Вот мы и помогли зайке раскрасить листочки!
Зайка: спасибо, ребята! Вы такие молодцы! Теперь и у меня будут желтые листочки! (педагог делает акцент на слове ЖЕЛТЫЕ. Для обогащения детского словаря)
5. Рефлексия.
- Вы такие молодцы! Мы сегодня играли с листочками, помогали зайке раскрашивать листья, делали гимнастику для пальчиков! Подарили зайке осенние листочки! Вот сколько мы много дел сделали! Давайте погладим себя по головке!
Приложение 2
Интегрированное занятие во второй младшей группе
Тема: «Путешествие в лес»
Цель:
- формирование у детей понятия «дерево», «кустарник»;
- развитие познавательных интересов, связной речи;
- привитие интереса к живой природе.
Задачи: формировать у детей понятия «дерево», «кустарник»; развивать умения выделять общие и существенные признаки деревьев; развивать умения находить различия между деревом и кустарником; развивать связную речь; прививать интерес к окружающему миру через игровые моменты
Оборудование: животные: зайцы, книга с из изображением диких и домашних животных, конфетного, денежного и пуговичного деревьев; макет леса и животных, разрезные деревья и кустарники
Словарная работа: дерево, кустарник, конфетное, пуговичное, денежное.
Ход занятия:
1. Вводная часть
- ребята, сегодня нас пригласили в гости. Мы пойдем в лес. А вы хотите узнать, кто нас пригласил? Тогда давайте составим разрезную картинку и узнаем кто это…
- Правильно, это зайчик.
2. Основная часть
- ребята, зайчик хочет с нами поиграть, он спрятался. Нам нужно его найти по описанию. Посмотрим, сколько здесь зайчиков. Пойдем те его поищем. Он мягкий, пушистый, у него на шее завязан шарфик, а в лапках у него большая книга.
- вот мы его нашли! А вот его большая книга. Давайте рассмотрим ее?
1 страница: «кто живет в лесу?»
- ребята, кого вы видите на странице?
- да, это животные, а какие животные живут в лесу? (дикие). А здесь есть и домашние животные мы их сейчас уберем, потому что они здесь лишние.
Д. И. «Кто лишний в лесу?»
2 страница. «Бывает – не бывает»
- ой, ребята, посмотрите на эту страницу. Что вы на ней видите? Какие здесь необычные деревья. Обычно на деревьях растут листочки, а здесь, посмотрите (пуговичное дерево, монетное, конфетное) бывает ли такое. Нет, конечно. такое только в сказках бывает.
3 страница «Что растет в лесу?»
- Что вы видите? (лес)
Описание дерева
Описание кустарника. Сравнение.
Д. И «Кто где спрятался?
- где спрятался ежик? (под деревом)
- где спряталась птичка? (на дереве)
- где спряталась белочка? (в дупле)
Ну, вот мы и рассмотрели всю книгу.
- Давайте отдохнем. Физминутка «Зайчик»
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Прыг – скок, прыг – скок
Надо лапочки погреть
- ребята, посмотрите, перед нами дорожка со следами. Она то и приведет нас в лес!
В лесу дети рассматривают деревья и кустарники. Сравнение дерева и куста. (закрепление)
Д. и «Собери дерево»
Рефлексия
- куда мы с вами ходили?
- кто нас пригласил?
- что было у зайчика в руках?
- что мы видели в этой книге?
- что мы с вами собирали?
Приложение 3
Дидактические игры, направленные на экологическое воспитание
1. «Найди дерево по описанию»
Цель: формирование умений учитывать названия признаков предмета; развитие наблюдательности.
2. «найди листочек»
Цель: формирование умений находить листочки по показу
3. «какой листок? Лети ко мне!»
Цель: формирование умений находить листья по сходству
4. Раз, два, три – дерево назови
Цель: закрепление знаний о названии деревьев : рябина, береза, клен
5. «собери дерево из частей»
Цель: формирование умений собирать целое из частей.