Юлия Глухова
Проект по экологическому воспитанию для детей второй младшей группы «Здравствуй, Дерево!»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Именно в этот период нужно знакомить детей с различными свойствами предметов, которые окружают ребенка, и как нельзя лучше это можно сделать на примере деревьев. Ребенок очень часто встречает их как на территории детского сада, так и просто при прогулке с родителями, но не обращает на них особого внимания, а воспринимает этих «зеленых великанов» как само собой разумеющееся. Дети сами могут проследить сезонные изменения, происходящие с деревьями, легко выявить общие характерные черты всех деревьев : ствол, листья, ветви, корни.
2. Цели и задачи
Цель проекта :
для воспитателя : Формирование у детей знаний о деревьях природоведческого характера через различные виды деятельности.
для детей : Приобретение новых знаний об особенностях деревьев, проявление интереса к исследовательской деятельности, бережное отношение к деревьям.
Задачи:
• Углублять знания детей о деревьях и их строении, необходимых для их жизни условий.
• Формировать бережное отношение к деревьям.
• Закреплять умения отражать полученные знания в творческих работах.
• Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
• Развивать речь, фантазию, наблюдательность.
Планируемые результаты: проявление интереса к деревьям, на их сезонные изменения, знание всех основных частей деревьев, их
отличительные особенности, знать о том, что дерево живое и нуждается, как и человек в воде, формирование у детей бережного отношения к деревьям и к природе.
Тип проекта : информационно-творческий, познавательный.
Участники проекта : дети второй младшей группы №5
Срок реализации проекта : краткосрочный
Сроки проведения: 7 дней
По количеству участников: коллективный.
Методика работы с детьми основана на интеграции и деятельности:
Аппликация деревьев.
Рисование весеннего дерева с помощью пальчиковых красок, рисование с помощью кисточек листочков на заранее нарисованных деревьях.
Труд: уборка и прополка вокруг деревьев.
Чтение художественной литературы.
Наблюдения во время прогулки.
Лепка веточек (раскатывание колбаски).
Беседы о деревьях.
Стихи, загадки.
3. Этапы реализации проекта. Ресурсное обеспечение.
1. Подготовительный этап (за неделю до начала проекта) :
• Изучаем уровень знаний детей по теме, определяем актуальные знания детей о деревьях.
• Формулируем цели и задачи проекта.
• Подбор методической и художественной литературы, стихов, загадок, игр.
• Пишем конспекты занятий и обсуждаем план работы с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.
• Подбираем формы работы с семьей.
• Проводим вводную беседу по теме на прогулке, знакомимся с героем проекта медвежонком Мишей.
2. Исследовательский этап:
1. Наблюдение за деревом во время прогулки на участке детского сада.
Цель: Углублять знания детей о деревьях, их строении и свойствах. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Сформировать познавательный интерес к миру растений.
В ходе занятия воспитатель с детьми и с медвежонком Мишей здороваются с деревом как с живым существом. Воспитатель объясняет медвежонку и детям, что у дерева тоже как и людей есть голова, руки, ноги. Ствол дерева - это голова. Руки это - веточки, листочки. Ноги – это корень. Само дерево большое, высокое, есть ствол, который растет от корня из земли. Вода с питательными веществами почвы поднимается по стволу и веточкам, затем к почкам. (Все части дерева показываем детям). Спрашиваем детей, что происходит с деревьями весной (дерево просыпается и распускаются листочки).
2. Беседы о деревьях.
Цель: Закрепить знания, полученные детьми во время наблюдений на прогулках.
Дети располагаются либо полукругом на стульях, либо на удобных подушках на полу вокруг воспитателя. (Вопросы для обсуждения смотреть в приложении).
3. Занятие по лепке веточек деревьев.
Цель: Учить детей раскатывать колбаску из пластилина (веточки). Развивать наблюдательность. Закрепить знания о веточках деревьев (тонкие, длинные).
В ходе занятия дети учатся раскатывать колбаску (веточки). В начале занятия воспитатель с медвежонком обращают внимание детей на собранные на прогулке веточки, обсуждают с детьми какие они длинные, тонкие и какого цвета. Во время занятия проводится физкультминутка (покачали руками как деревья ветвями). После занятия обсуждаем с детьми, как всё получилось, Мишка хвалит их.
4. Рисование деревьев с помощью пальчиковых красок.
Цель: Продолжать учить детей рисовать пальчиковыми красками. Закреплять названия цветов (коричневый и зеленый). Закрепить представления детей о деревьях по их отличительным признакам: дерево, на нем много листьев. Развивать мелкую моторику рук; формировать бытовые навыки. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
На занятие к детям пришел их старый знакомый – медвежонок Миша. Он просит детей нарисовать дерево, чтобы он мог показать какое оно красивое своим друзьям. Ребята рисуют пальчиками ствол дерева коричневой краской, ветви, и зеленой краской пальчиком рисуют кругленькие листочки. В конце занятия дети рассматривают свои шедевры вместе с Мишей.
5. Рисование листочков с помощью кисточки.
Цель: Учить детей правильно держать кисточку, макать её в краску, снимать лишнюю краску с помощью примакивания, рисовать листочки уже на готовом дереве. (Остальные цели такие же как на предыдущем занятии).
6. Аппликация «Деревья».
Цель: Закрепить знания детей, что такое крона деревьев и ствол. Продолжать учить пользоваться кисточкой и клеем, уметь находить центр листа. Пользоваться для аккуратности тряпочкой. Уметь убирать за собой рабочее место.
Ребята приклеивают заранее подготовленные воспитателем вырезанные стволы и кроны деревьев на лист. В конце занятия медвежонок Миша оценивает их работы.
7. Чтение сказки о деревьях.
Цель: Развивать воображение детей. Дать экологические знания о том, для чего нужны деревья, через сказочный жанр. Развивать монологическую речь детей.
(Текст сказки смотреть в приложении). После прочтения сказки (сказку можно немного сократить, чтобы дети не устали, или разбить на части, обсуждаем её с детьми, где выдумка, а где правда. Обсуждаем, кто живет на деревьях.
Примечание: Как отдельное занятие можно предложить детям всем вместе сочинить собственную сказку о деревьях (один начинает, другой продолжает).
3. Обобщающий этап:
• Выставка продуктивной деятельности детей за период проекта (аппликаций, рисунков, поделок из пластилина).
• Творческая совместная работа «Нарисуем вместе чудо-дерево!» (работа выполняется всеми ребятами группы на одном ватмане, с помощью пальчиковых красок рисуем ладошками листья чудо - дерева).
• Рассказы детей о деревьях, которые им понравились больше всего.
Ресурсное обеспечение
-бутафорские деревья, листья, капельки дождя, тучки,
-пальчиковые краски, пластилин,
-бумага формата А4 и ватман,
-сюжетные картинки и картины с изображением деревьев,
-кисточки, клей, цветная бумага,
-плюшевый медвежонок Миша.
4. Содержание деятельности по реализации проекта
Пятница 16.04
Постановка цели, задач; обсуждение проекта с родителями; сбор информации, литературы, дополнительного материала; составление перспективного плана работы. Вовлечь родителей в работу над проектом.
Понедельник
19.04. Прогулка-экскурсия на участок детского сада. Наблюдение за деревом, показ, беседа и обсуждения
Вторник
20.04. Занятие «Слепим из пластилина дерево» (Лепка) Консультация для родителей
«Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе»
Среда
21.04. Занятие «Рисуем пальчиками» (Рисование)
Четверг
22.04. Занятие «Сказочное дерево» (Аппликация) Чтение сказок о деревьях дома с детьми
Пятница
23.04. Чтение сказки о деревьях.
Понедельник
26.04.
Совместная творческая работа «Нарисуем вместе чудо-дерево!» (работа выполняется всеми ребятами группы на одном ватмане, с помощью пальчиковых красок рисуем ладошками листья чудо - дерева).
Выставка работ
5. Оценка результатов
В результате проведенной работы дошкольники:
• проявляют интерес к деревьям,
• обращают и далее внимание на их сезонные изменения,
• знают все основные части деревьев, их отличительные особенности,
• приобретают знания о том, что дерево живое и нуждается как и человек в воде,
• дети бережно относятся к деревьям,
• укрепляется сотрудничество детского сада и родителей.
Выводы.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет не покидая территории детского сада, познакомить детей с природой, растениями, научить бережно относиться к природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Список используемой литературы:
1. О. А. Соломеннникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Изд-во «Мозаика-синтез», 2015г.
2. С. Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада. Изд-во «Мозаика-синтез», 2016г
3. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2010г.
4. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010
5. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Изд-во «Цветной мир», 2015г.
6. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Изд-во «Мозаика-синтез», 2015г.