Наталья Бурова
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии для детей старше-подготовительной группы.
Вода-это жизнь, бесценный дар, богатство страны.
Воспитатель Бурова Наталья Валентиновна
Цель Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей и животных и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Учить Детей при помощи изо творчества (плакаты, рисунки) доносить проблему «Об охране источников чистой воды» до других людей. Способствовать всестороннему развитию ребенка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Закрепить знание детей о том, как беречь водопроводную воду. Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
Актуальность : в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы проблемы охраны окружающей среды (воды, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Потому что запасы воды иссякают из-за нерационального использования ее человеком. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – педагогами. Поэтому одной из основных задач воспитания и образования детей является формирование экологической культуры и природоохранного сознания. «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… и охранять природу значить охранять Родину» (М. М. Пришвин). Будем же изучать родную природу, учится у нее и охранять.
Краткая аннотация: В данном конспекте я использую материал по познавательному развитию; рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; по ознакомлению с художественной литературой; слушание стихотворения «Земля – наш дом родной», «Родники» Бунин; П\И «Ручейки – озера»; игровые приемы приход сказочного персонажа Хрюша с играми; развитие творчества детей – рисование плакатов.
Материал к занятию : глобус, картинка с изображением завода сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу; картинки с изображением озер, рек и родников; кукла Хрюша, карточки с загадками, альбомные листы на каждого ребенка, карандаши, фломастеры
1. Ход занятия :
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть;
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету.
Знакомство с глобусом.
Воспитатель показывает глобус – вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
- Кто знает как называется эта модель? (глобус)
Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом – это океаны и моря. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья. Ребята, а есть еще реки и озера. Многие озера столько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например: в нашей Иркутской области есть озеро Байкал. В Республике Хакасия есть озеро Иткуль.
- Ребята как вы думаете зачем нужна вода. Давайте поиграем с мячом, кидаете мне мяч и говорите ответ, только не повторяйтесь, будьте внимательны.
- Ребята, а вы знаете, откуда берется вода в реках и озерах? (ответы детей)
- Многие реки и озера, даже очень большие, в начале своего пути образуется слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Не мало ручьев стекают в озера.
Любит и бережет родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то добрая, бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.
-Ребята, а кто из вас пил воду из родника
-А как говорят о чистой воде (Прозрачная, хрустальная.)
-У Ивана Андреевича Бунина есть стихотворение «Родник»
Послушайте его:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный;
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит
-А вы знаете для чего нужны родники зверям и птицам (Для водопоя)
-Воспитатель : Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно его расчистить, тогда наши реки и озера будут полноводными.
-А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.
П. Игра «Ручейки-озеро-река»
Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему – это «ручейки» .По сигналу» ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают не мешая одна другой. По сигналу : «Озеро!» каждая команда,взявшись за руки, образует круг-«озеро».
2 Встреча с Хрюшей.
Раздается стук. Появляется игровой персонаж Хрюша. Он грязный, плачет.
-Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, такой несчастный (Ответы детей)
-Как вы думаете,что с ним могло случиться, почему он такой грязный. (Ответы детей)
Хрюша: Я шел к вам в гости, хотел поиграть, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята может вы знаете что со мною случилось (Ответы детей)
Хрюша: Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! (Показывает картинку). А еще там, в воде и на берегу, валялось много бутылок,пакетов с мусором, фантиков от конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.
-Как вы думаете кто так мог поступить (Ответы детей)
Дети жалеют Хрюшу. Воспитатель предлагает ему умыться.
Хрюша: Ребята какая чистая вода. Где вы взяли такую чистую воду?Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.
-Как вы думаете что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить,закрывать краны)
Хрюша: Правильно ребята. Но сегодня я к вам пришел чтобы поиграть. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете повторять за мной. Дети встают в круг.
Скороговорка:
«Ехал Грека через реку. (дети изображают, как гребут веслами на лодке)
Видит Грека в реке рак (повороты туловища и головы вправо- влево)
Сунул Грека руку в реку. (Наклоны туловища вперед)
Рак за руку Греку цап!
(Воспитатель ловит детей за руку)
-Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
Не море, не земля, корабли не плавают
Только лягушки квакают.
Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)
Хрюша: Молодцы ребята, вы такие умные. А теперь немножко разомнемся.
Физкультурная минутка:
Вот болотце на пути, как его нам перейти.
(дети ходят по кругу)
С кочки на кочку, прыг да скок,
Веселей скачи дружок.
(Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед)
Хрюша: Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья: Филя и Степашка. До свидания.
Хрюша уходит.
3. ИТОГ занятия :
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды.
-Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы с Хрюшей больше такого не случалось? (ответы детей)
Правильно, надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После отдыха собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.
-Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему :»Мы реки и озера в обиду не дадим». А потом мы развесим ваши плакаты в коридоре детского сада.
Ребята, давайте с вами нарисуем запрещающие знаки «Что нельзя делать отдыхая на природе» (Нельзя бросать банки, бутылки) (Нельзя мыть машины в реке.) (Нельзя ломать деревья и кустарники) (Нельзя оставлять непотушенным костер) (Нельзя разбивать бутылки, банки) (Нельзя бросать в воду мусор)