Щербакова
Проект по экологии «Природа — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Природа - наш общий дом!»
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта : дети – педагоги – родители.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей – с 4 до 5 лет.
Продолжительность проекта – среднесрочный. 16.01-01.03
Цель проекта.
Темочки:
Развивать экологическую культуру детей, воспитывать чувство ответственности за живое на земле.
Задачи проекта :
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе,растениям, животным.
- развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
- устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
Актуальность:
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Сроки реализации:
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Умение называть зимние природные явления,
2. Знания, как и где, зимуют животные и птицы.
3. Знания, о жизни растений, об их потребностях, способах ухода за ними;
4. Знания детей о лесе и его обитателях;
5. Знакомство детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
6. Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
7. Умение рассказывать по картине.
8. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.
9. Привитие детям интереса к исследовательской деятельности.
10. Развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.
11. Формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.
12. Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
1 этап – поисковый-
2 этап - аналитический: 16.01-22.01
Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта. Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.
3 этап – практический: 23.01-28.02
Организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.
4 этап– презентационный: Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании. 01.03
Организационные формы работы над проектом :
Взаимодействие с родителями
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
- Памятка «Природа и дети».
Совместное творчество детей и родителей.
- Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Брянской области»
Продукт проектной деятельности
Изготовление альбома на тему: «Животные из Красной книги Брянской области»
Выпуск буклетов «Природа и мы»
Стенд «Природа нашего края зимой».
Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.
Познавательное развитие
Наблюдение:
Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Труд в природе :
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
Экспериментальная деятельность:
• Сравнение еловых и сосновых шишек.
• Сравнение веточек сосны и ели.
• Как снег становится водой.
Презентации:
• «Природа Брянской области».
• «Дикие животные»
• «Зимующие птицы»
• «Домашние животные зимой»
• «Животные и растения Красной книги».
НОД
«Значение воды в жизни всего живого»
Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.
«Животные и растения Красной книги Брянской области».
Цель: Познакомить детей с Красной книгой Брянской области, охраняемыми растениями и животными.
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Что такое природа», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга», «Домашние животные зимой».
Дидактические игры:
«Домашние животные»
«Времена года»
«Кто, что ест?»
«В мире животных»
«Что к чему и почему?»
«Кто, где живет?»
«Чей домик?»
«Веселый зоопарк»
«Большие и маленькие»
«Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие
Рассматривание сюжетных картин: «Зимний лес», «В зимнем парке».
Чтение сказок, рассказов, стихотворений:
«Лисичка-сестричка и серый волк»,
«Зимовье зверей», «Зимняя сказка»,
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»
Успенский «Птицы»
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
• О природе.
• О диких животных.
• О птицах.
• О домашних животных.
• О деревьях и растениях.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Берегите животных», «Берегите природу».
Аппликация/ Конструирование: «Горка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Черепаха», «Кормушки для птиц».
Лепка: «Животные леса»
Физическое развитие
Подвижные игры
• «Лиса и зайцы».
• «Эстафета «Собери мусор».
• «Пустое место»
• «Узнай по голосу»
Игры на развитие координации слова с движением:
• «На водопой»;
• «Зайка».
• «Дикие животные»
• «Снежинки кружатся»
• «В путь»
• «По снежному лабиринту».
• «Береза»
Пальчиковые игры:
• «Птички»;
• «Медведь в берлоге»;
• «Зима».
• «Зайка».
• «Сорока».
• «Снежок»
• «Падал снег на порог»
• «Березка»
Игры на развитие дыхания:
• «Чей листок раньше улетит?»
• «Чья снежинка улетит дальше?».
Этапы реализации проекта
I этап. Поисковый (подготовительный)
Разработка проекта «Природа – наш общий дом»
Изучить литературу по теме
Подобрать материал для развития творчества детей
II этап Аналитический
Составить план реализации проекта.
III Практический (основной)
Проектная карта
1 неделя «Природа - наш общий дом» 23.01-29.01
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Труд в природе :
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
Экспериментальная деятельность: Сравнение еловых и сосновых шишек
НОД «Значение воды в жизни всего живого»
Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.
Презентации: • «Природа Брянской области».
Социально-коммуникативное развитие. Беседа: «Что такое природа»,
«Правила поведения в природе»,
Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,
«Чей домик?», «Веселый зоопарк»
«Большие и маленькие»
«Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Зимняя сказка»,
Загадывание загадок: о природе
Художественно-эстетическое развитие. Рисование:
«Берегите природу»
аппликация/конструирование «Горка»
Физическое развитие Подвижные игры Эстафета «Собери мусор» «Пустое место»
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»; «Зайка», «В путь»
«Дикие животные»
«Снежинки кружатся»
«По снежному лабиринту».
Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Пальчиковые игры «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»;
«Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»
2 неделя «Зимний лес и его обитатели» 30.01-05.02
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Презентации:
• • «Дикие животные»
Экспериментальная деятельность: • Сравнение веточек сосны и ели.
Труд в природе :
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
Презентации: • «Животные Калининградской области»
Социально-коммуникативное развитие. Беседа: «Зимний лес и его обитатели»,
Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,
«Чей домик?», «Веселый зоопарк»
«Большие и маленькие»
«Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин «Зимний лес»,
Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Лисичка-сестричка и серый волк»,
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
Загадывание загадок: О диких животных.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Дикие животные»,
Лепка: «Животные леса»
Физическое развитие Подвижные игры
«Лиса и зайцы».
«Узнай по голосу»
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Зайка», «В путь»
«Дикие животные»
«Снежинки кружатся»
«По снежному лабиринту».
Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Пальчиковые игры «Птички», «Зима»,
«Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»
3 неделя «Зимующие птицы» 6-12.02
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Экспериментальная деятельность: Как снег становится водой
Труд в природе : • Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
Презентации: «Зимующие птицы Калининградской области»
Социально-коммуникативное развитие. Беседа: «Зимующие птицы»
Дидактические игры: «Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,
«Чей домик?», «Веселый зоопарк»
«Большие и маленькие»
«Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин «В зимнем парке».
Чтение сказок, рассказов, стихотворений «Гуси-лебеди»
Успенский «Птицы»
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок: о птицах
Художественно-эстетическое развитие. Рисование:
«Утка и лебедь»
Аппликация/конструирование «Кормушки для птиц».
Физическое развитие Подвижные игры
«Лиса и зайцы».
«Узнай по голосу»
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Зайка», «В путь»
«Дикие животные»
«Снежинки кружатся»
«По снежному лабиринту».
Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Пальчиковые игры «Птички», «Зима»,
«Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»
4 неделя «Домашние животные зимой» 13-19.02
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Презентации: «Домашние животные зимой»
Труд в природе : • Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
Социально-коммуникативное развитие. Беседа: «Домашние животные зимой»
Пальчиковые игры: «Птички», «Зима»,
«Медведь в берлоге»;
«Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»
Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,
«Чей домик?», «Веселый зоопарк»
«Большие и маленькие»
«Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин «Домашние животные»
Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Кот и лиса»
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок: О домашних животных.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование:
«Домашние животные»,
аппликация: «Домашние животные»,
Физическое развитие Подвижные игры
«Лиса и зайцы».
«Узнай по голосу»
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Зайка», «В путь»
«Дикие животные»
«Снежинки кружатся»
«По снежному лабиринту».
Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Пальчиковые игры «Птички», «Зима»,
«Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»
5 неделя «Животные, птицы и растения, занесенные в Красную книгу» 20-28.02
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
НОД (Открытое занятие) • «Животные и растения Красной книги Калининградской области».
Труд в природе :
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
Презентации: • «Красная книга Брянской области: животные, рыбы, растения»
• «Красная книга России»
Социально-коммуникативное развитие. Беседа: «Что такое «Красная книга»»
Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,
«Чей домик?», «Веселый зоопарк»
«Большие и маленькие»
«Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры: «Как зовут тебя деревце?»
Речевое развитие Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Зимовье зверей»,
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»
Загадывание загадок: О деревьях и растениях.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Берегите животных»
аппликация: «Черепаха»,
Физическое развитие Подвижные игры
«Лиса и зайцы».
«Узнай по голосу»
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Зайка».
«Дикие животные»
«Снежинки кружатся»
«В путь»
«По снежному лабиринту».
Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Пальчиковые игры «Птички», «Зима»,
«Медведь в берлоге»;
«Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»
IV этап презентационный
Мероприятие с детьми
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Природа- наш общий дом»;
2. Изготовление Красной книги.
3. Выпуск буклетов «Природа и мы»
4. Стенд «Мы и природа».
5. Картотека гимнастики для глаз «Животные и мы»