Магомедова Залина Минатуллаевна
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Природа – наш общий дом»
Программное содержание:
Цель: расширение знаний детей о природе.
Образовательные задачи:
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе;
Расширять представления детей о лесе и его обитателях;
Формировать устойчивый интерес к природе.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе „Природа — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища. Воспитывающие:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Друзья природы», наблюдение за объектами живой и неживой природы, чтение художественной литературы Виталий Бианки «Синичкин календарь».
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: Магнитофон, аудиозапись «Музыка леса», глобус, экологические знаки правил поведения в общении с природой, карточки с изображением насекомых, птиц, животных, карточки с изображением живой и неживой природы, красные и синие фишки.
Структура НОД
I. Вводная часть - 10 минуты.
1) загадка о глобусе;
2) слушание аудиозаписи «Музыка леса;
II. Основная часть - 20 минут.
1) дидактическая игра «Правильно назови знаки»;
2) чтение стихотворения Н. Рыжовой «Если в лес пришел гулять»;
3) дидактическая игра «Пятый лишний»;
4) словесная игра «Кто больше назовёт лекарственных растений»;
5) подвижная игра «Берегите природу»;
6) дидактическая игра «Живая и неживая природа»;
7) словесная игра «Вопрос-ответ»
III. Заключительная часть – 5 минуты.
1) анализ НОД.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что сегодня находится в нашей сюрпризной коробке? Тогда отгадайте загадку!
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь (глобус).
Показать глобус и спросить, что такое глобус.
Дети: Глобус – это модель Земного шара.
Воспитатель: Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. И конечно же, всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь.
Ребята, а где можно услышать пение птиц, шелест листвы, журчание ручейка?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу и стрекозу.
Трели птиц, шёпот листвы,
Послушать лес хотите вы?
(слушание аудиозаписи «Музыка леса».) А давайте представим, что мы в лесу. Идемте по лесной тропинке.
Воспитатель: Ребята, а как нужно себя вести на природе? (ответы)
(Не шуметь, не оставлять костер не потушенным, не рвать цветы, не ломать ветки, не трогать гнезда птиц.)
Молодцы ребята. Вы любите природу. Чтобы по-настоящему любить природу нужно знать правила.
Игра «Правильно назови знаки» (Приложение №1).
Воспитатель: Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Дети:
-Не ломать деревья и кустарники- деревья очищают воздух
-Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
-Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы
-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них
-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно знаки назвали.
1. Нельзя так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут!
2. Не играй с костром в лесу
Будь внимателен к нему
Прежде чем зажечь его
Сделай ямку для него.
3. Но вокруг остались банки
Целлофан, железки, склянки
Оставлять их здесь нельзя!
Не пленимся друзья:
Мусор тут в лесу, чужой
Заберем его с собой.
4. Зря цветы не надо рвать!
И не надо их топтать
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы
То окажутся пусты
И деревья и цветы
И не будет красоты.
5. Бабочка цветная
Над тобой порхай
Стрекоза резвится
Пляшет, веселиться,
Лету все так рады!
ИХ ловить не надо
Пусть себе летают
Землю украшают
6. Дети запомнит должны.
И понять:
Гнезд у птичек,
Нельзя разорять!
7. Если в траве увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов
Не приближайтесь
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
8. Для ежиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом и зимой
Находят пропитанье
Своих детей растят
И уходить из леса
Нисколько не хотят.
9. Муравьи – лесные санитары; так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь: гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны!
Ребята, вы уже знаете, что в лесу живут дикие животные, птицы и разные насекомые. Предлагаю вам поиграть в игру «Пятый лишний»
Дидактическая игра «Пятый лишний» (Приложение №2).
Детям раздаются карточки, на которых размещены картинки с изображением насекомых, птиц, животных. Ребёнок называет, какая из пяти картинок лишняя и почему.
Например: На карточке изображены: кот, лиса, белка, волк и медведь. Кот на этой карточке лишний, потому что на других картинках изображены дикие животные.
1. Кот, лиса, белка, волк, медведь.
2. Свинья, овца, собака, лиса, кот.
3. Снегирь, синица, божья коровка, воробей, голубь.
4. Воробей, оса, божья коровка, бабочка, муравей.
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.
Ещё в лесу много разных растений: деревьев, кустарников и трав. Они бывают вредными и полезными. Полезные растения называются лекарственными. Ребята, как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Из лекарственных растений изготавливают лекарства.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовёт лекарственных растений»
Словесная игра «Кто больше назовёт лекарственных растений».
Дети: шиповник, зверобой, ромашка, подорожник, ландыш, душица и т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята, многое знаете о природе. Но в лесу, на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят недобрые люди, которые ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных. А ведь в природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся.
Физминутка:
Станем мы деревьями,
Сильными большими. (Руки на поясе)
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали, (Пальцы в замок)
Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони
Воду доставали. чашечкой)
Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой
В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой)
Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны)
Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой)
Вместе им не страшно,
если ветры дуют. (Качают поднятыми руками)
Подвижная игра «Берегите природу»
На ковре разбросаны листы исписанной бумаги.
Воспитатель: Ребята, давайте дружно уберём мусор.
А куда же нам девать этот мусор?
Что мы будем делать с ним? Правильно, мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей и книг.
Ребята, вы знаете из чего делают бумагу?
Правильно, из дерева. Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья - «легкие нашей планеты», которые помогают нам дышать свежим воздухом.
Воспитатель: Все, что нас окружает, не созданное руками человека называется природа. Природа бывает живая и неживая. Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Живая и неживая природа».
Дидактическая игра «Живая и неживая природа» (Приложение №3).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на задание. Вам надо синими фишками отметить картинки, которые относятся к живой природе, а красными фишками отметить картинки которые относятся к неживой природе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы снова справились с заданием.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Вопрос – ответ».
Словесная игра «Вопрос-ответ»
1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает ёж зимой? (спит)
3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
4. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка).
5. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка).
7. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока).
8. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник).
9. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
10. У какого дерева белый ствол? (береза)
11. Как называется дом у муравья? (муравейник).
12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ответили.
Воспитатель: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?
Воспитатель: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ.
Существует несколько способов очистки почвы:
Откачивание почвы с помощью насосов.
Сжигание нефти.
Промывка почвы.
Сейчас мы научимся очищать почву. Как нужно себя вести в лаборатории?
-не мешать друг другу, работать тихо;
-приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения;
-после проведения опыта все нужно убрать;
-после завершения работы вытирать руки салфеткой.
Воспитатель: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает?.
Воспитатель: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва?
Воспитатель: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета?
Воспитатель: Почему она такая?
Воспитатель: Попробуйте шприцем откачать воду.
И снова пошел дождь.
Что мы видим?
Воспитатель: А что с водой?
Воспитатель: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем.
(Повторять опыт пока вода не станет светлой.)
Воспитатель: Посчитайте, сколько дождей понадобилось.
Воспитатель: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть, а с ней все живое.
Теперь вы можете приступить к очистке почвы самостоятельно.
Дети по парам выполняют опыт, подсчитывают количество дождей, делают выводы.
Воспитатель: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.
Дети: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.
Воспитатель: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?
Дети: Горит свеча.
Воспитатель: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Дети: Нет не может.
Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?
Воспитатель: Копоть.
Воспитатель: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?
Дети: Черного.
Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе : дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
Дети: пожаров, заводских труб.
Воспитатель: Как защитить воздух от дыма?
Дети: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.
Воспитатель: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?
Дети: Нет.
Воспитатель: На какой планете вы хотели бы жить?
Дети: красивой, цветной.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне очень хорошо помогали: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы настоящие защитники и помощники природы.
Анализ НОД
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали, чему научились и, что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, природа дарит нам много тепла, добра, красоты и богатства, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!