Елена Фадева
Проект по экологии «Здравствуй, деревце» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение г. Краснодара «Детский сад № 93»
Проект
по экологии
«Здравствуй, деревце!»
(Для детей средней группы)
Воспитатель: Фадеева Е. С.
Публикация «Проект по экологии „Здравствуй, деревце“ для средней группы» размещена в разделах
Проблема экологического образования – одна из самых важных тем на сегодняшний день. Осознание важности охраны природы и ее восстановления, бережное отношение к природе и формирование экологического поведения в окружающей среде необходимо воспитывать с раннего возраста.
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Руководители проекта – педагоги.
Участники проекта – педагоги, родители, дети средней группы.
Продолжительность проектной деятельности – с 01.02.19 г. - 03.04.19 г.
Проблема: Получить представление о дереве, о его роли в жизни человека. Воспитание любви к окружающей среде, бережному отношению к ней.
Цель проекта : Вызвать у детей интерес к конкретному объекту — дереву; вызвать желание заботиться о нём, защищать, оберегать.
Задачи:
1. Познакомить детей с деревьями, их отличиями и особенностями.
2. Развивать у детей экологическое представление, знание о ценности природы и правилах поведения.
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : бережного отношения к дереву, как живому объекту мира природы, научиться видеть красоту окружающего мира, сформировать представление о явлениях и закономерностях в природе; привить навыки экологического поведения в природе.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие:
-Беседы
- Экскурсии по участку детского сада
- Наблюдения
- Труд
- Безопасность
Познавательное развитие:
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание: фото, иллюстрации
Речевое развитие:
- чтение стихов, рассказов и сказок
- просмотр картин, иллюстраций
- загадки
Художественно-эстетическое развитие
- продуктивная деятельность
- совместная работа с родителями
Физическое развитие
- подвижные игры
-физкультминутки
Исследовательская деятельность:
-обследование и рассматривание листьев;
-определять форму: Овальные, резные, полукруглые;
- окраску: оттенки красного, зелёного, жёлтого, коричневого цвета;
-определять величину: крупные, мелкие, средние листья;
- дидактические игры
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
месяц Работа с детьми Взаимодействие с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
февраль 2. Основной этап.
1. Беседа с детьми.
«В гости к Белочке»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к определенному объекту – дереву
2. Прогулка
- Наблюдение за березами.
-Знакомство с березой, елью, сосной.
3. Исследовательская деятельность.
4. Экскурсия по территории детского сада.
5. Занятие
6. Чтение книг о деревьях. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).
7. Беседа по прочитанному произведению.
1. Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
2. Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
3. Коллективная работа: рисунок-аппликация «Стройные берёзы». 1. Игра «Узнай дерево».
2. Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».
3. Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».
4. Дыхательное упражнение «Ветерок».
5. Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу».
6. Народные приметы про березу.
7. Физкультминутка «Березонька».
март 3. Заключительный этап.
1. Коллективная реализация проекта.
2. Развлечение «Во поле береза красивая стояла».
1. Выставка рисунков и поделок, которые сделали дети совместно с родителями. 1. Чтение стихотворений на тему деревья.
2. Загадки про деревья.
3. Хоровод возле дерева.
апрель 1. Изготовление экологического лэпбука.
Цель: Закрепить знания детей об экологии и правилах поведения на природе.
1. План-конспект изготовления экологического лэпбука.
Беседа с детьми.
«В гости к Белочке»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к определенному объекту – дереву.
Группа разделена на 2 части: на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, стульчик, вокруг деревья, а на стульчике сидит белочка. Возле домика белочки - береза. Дети присаживаются на стулья.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло необычное письмо (показывает большой конверт с печатью).
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем его?
Дети: Давайте.
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Белочка. Сегодня, когда я вышла в лес, увидела возле своего дома необычное деревце, такое деревце я еще никогда раньше не видела. Помогите мне, пожалуйста, разузнать, что это за деревце выросло возле моего дома. Ваша Белочка».
Воспитатель: Ребята, поможем Белочке?
Дети: Да.
(Воспитатель с детьми подходят к домику белочки, здороваются.)
Воспитатель: Показывай, белочка, что за интересное такое деревце у тебя выросло, мы с ребятами сможем тебе помочь (белочка показывает березу)
Воспитатель: Это же береза, а разве ты не знаешь? А вы ребята, узнали это красивое дерево?
Дети: Да, это же береза.
Воспитатель: А как вы поняли?
Дети: Потому что на дереве белая кора.
Воспитатель: Правильно, береза - единственное дерево в мире с белой корой. А чтобы больше узнать про это дерево, тебе, нам нужно отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем про это чудное дерево. (Все вместе отправляются и садятся на стульчики)
Прогулка
Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях, которые растут на участке. Научить их отличать по внешнему виду листьев, ствола, кроны. Вспомнить приметы весны, её признаки. Развивать логическое мышление.
Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада. Кто знает, что это за деревья? Что общее у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.
Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).
Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.
Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.
Отгадать загадку:
Висят на ветке
золотые монетки. (Осенние листья.)
Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.
Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» — составление узора из весенних листьев на дорожке
Экскурсия по территории детского сада.
Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев. Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А чтобы узнать, что это за дерево, я предлагаю вам разгадать следующие загадки:
Клейкие почки - зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой (Берёза) .
Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.
Очень много стихотворений о берёзе написал русский поэт С. Есенин. Вот как он отразил здесь образ зимней березы, послушайте:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (Разный цвет ствола. Ствол белый с черными черточками, а у клена и ели - коричневый).
Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)
Воспитатель: Береза — единственное в мире дерево с белой корой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).
Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим.
Дыхательное упражнение «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).
Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Лист осины круглый, с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).
Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев.
Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».
Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются», у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».
(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,
Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,
Листья зеленые (опустить руки).
Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,
Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:
Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.
Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.
Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.
Воспитатель: А также символ берё зы отражался и в пословицах:
Берё за не угроза: где стоит, там и шумит
Берёза, да разуму учит.
Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тё плыми строчками:
Белая берёза, я тебя люблю….
Протяни мне ветку нежную свою.
Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, милая моя.
Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова «ойкас" - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим тем, чем мы живём. В дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
1. Что такое экология?
___
2. Есть ли у Вас комнатные растения? Если нет, то почему?
___
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Лэпбук по экологии для детей среднего возраста.
Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Информация, которая представлена в ней, обычно оформляется в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
В этой папке я подготовила задания и материалы, которые, должен знать об экологии каждый дошкольник. Какие виды живой и неживой природы бывают, какие существуют связи между животными и их средой обитания, какие надо выполнять правила поведения на природе, какие птицы к нам прилетают зимовать, а какие остаются, что такое экологический образ жизни. Этот лэпбук рассчитан на старший дошкольный и младший школьный возраст. С детьми нужно говорить на тему экологии и бережного отношения к окружающему миру и рассказывать о том, что все в мире взаимосвязано. В этой папке можно будет найти все основные материалы для этого, а кроме того, заняться сразу многими видами развивающей деятельности: вырезанием, рисованием, чтением, письмом, развитием речи.
Цель: Закрепить знания детей об экологии и правилах поведения на природе.
1. На развороте первой страницы мы знакомим детей с понятием «экология» и с правилами поведения в лесу.
2. Далее дети рассматривают картинки с живой и неживой природой
3. Далее взглянем на птиц, которые прилетают к нам зимовать, а какие улетают.
4. Правила поведения в лесу.
5. Овощи и фрукты нашего края.
6. Просмотр осенних листьев.
7. На развороте лэпбука дети закрепляют знания с помощью игры «Место обитания животных» и просмотр иллюстрации «Как появляется бабочка»
Лэпбук как форма организации образовательной деятельности помогает лучше понять и запомнить материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного материала, ребенок самостоятельно собирать и организовывать информацию, развивает мышление, внимательность, развитие речи, мелкую моторику. Таким образом, в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют информацию.