Ирина Кобелева
Проект «Эстетическое воспитание дошкольников посредством живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Эстетическое воспитание дошкольников посредством живописи».
Тип проекта:
- творческий;
- исследовательский;
- познавательный;
- краткосрочный.
Адресация проекта: проект предназначен для использования воспитателем, педагогом дополнительного образования, детям подготовительной к школе группы и их родителям.
Участники проекта:
- воспитатель:Кобелева Ирина Ивановна;
- педагог дополнительного образования: Березовая Марина Леонидовна;
- дети подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Красная шапочка»;
Публикация «Проект „Эстетическое воспитание дошкольников посредством живописи“» размещена в разделах
-родители воспитанников группы общеразвивающей направленности «Красная шапочка».
Сроки реализации проекта: 1 ноября 2024 года – 29 ноября 2024 года.
Интеграция областей: «Творческое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Цель проекта:выбор эффективных методов и приемов ознакомления старших дошкольников с искусством живописи для развития художественно-эстетического восприятия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Для детей:
1. Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
2. Познакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в живописи, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
3. Развивать умения активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
4. Воспитывать коллективное творчество, стремление действовать согласованно.
5. Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей, развития художественно-эстетического восприятия.
Для педагогов:
1. Повысить уровень профессионального мастерства педагога.
2. Создать в группе развивающую среду необходимую для реализации данного проекта.
Для родителей:
1. Вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных художественныхприемов, направленных на ознакомление с нетрадиционными формами рисование и жанрами живописи.
2. Укреплятьсотрудничество педагогов ДОУ и семьи воспитанника.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможно и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно—продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми картины, так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра губной помадой или пастой на зеркале, водой разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусами, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что можно оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными материалами, предметами.
Следует включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктельные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щётку, ватные палочки, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.
К сожалению, на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются очень редко, не учитывается их высокая значимость. Между тем применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой. Использовать для изображения клей, крупу, пластилин; салфетки, кофе, луковую шелуху; яичную скорлупу, сухие листья, вату. Различную текстуру бумаги и другое.
На занятиях с использование нетрадиционных техник изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель). При непосредственном контакте пальцев рук различными материалами (краской, бумагой, пластилином) дети познают их свойства: густоту, твердость, мягкость, текстуру.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. В результате у них развивается интерес, дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Поэтому созданный проект «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения» направлен на воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• совместная деятельность детей и педагога дополнительного образования;
• совместная деятельность воспитателя и детей;
• самостоятельная деятельность детей;
• совместная деятельность родителей и детей.
Обеспечение проекта:
Обучение живописным нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей происходит в следующих направлениях:
- от изображения отдельных предметов к изображению сюжетных эпизодов;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• Использование разнообразных материалов и техник, креативныхспособов создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа.
• Применение усвоенных способов изображения в живописи.
• Повышение стремления действовать согласованно в коллективной работе, умение договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять
• Формирование умения замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
• Умение рассуждать, делать выводы, обогащать словарный запас.
• Повышение компетентности педагогов в работе с детьми по изучению разных жанров живописи, с использованием разнообразных методических пособий.
• Повышение компетентности родителей в вопросах закрепления нетрадиционных техник рисования с детьми в домашних условиях.
• Создание буклетов, наглядно-дидактических пособий, настольных игр по закреплению жанров живописи и цветоведению.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1этап – Подготовительный (организационный).
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
На подготовительном этапе создания проекта был систематизирован изученный материал, подобраны занятия в соответствии с возрастом детей и с учетом возрастных особенностей. Разработан перспективный план (приложение 1) по использованию нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности в рамках кружковой работы, оформлен наглядно-дидактический материал для организации и проведения занятий.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме изобразительной деятельности, было проведено анкетирование (приложение 2). Ответы родителей помогли выявить увлечения детей, обозначили проблемы, требующие педагогической помощи. Поэтому в проект включена работа с родителями, где основной целью является приобщение родителей к тесному сотрудничеству с детским садом.
• раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей;
• анализ уровня педагогической компетентности родителей и педагогов по данной теме;
• подбор пособий и методической литературы по данной теме.
2 этап – Основной (практический).
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
Содержание второго этапа:
• проведение целенаправленной работы с детьми по развитию восприятия живописи, развитие фантазии и творческого подхода к изображению;
• организация выставок детских работ по данной теме;
• консультативная работапедагога дополнительного образования с педагогами и с родителями (по необходимости);
• создание презентацийдля детей по развитию цветоведения, изучения жанров живописи и картин знаменитых художников;
• создание буклетов, памяток, рекомендаций для родителей по данной теме.
3 этап – Заключительный (итоговый).
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Содержание третьего этапа:
• анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах по развитию творчества у детей и закреплению знания нетрадиционных техник рисования дома в игровой форме;
• анализ эффективности проделанной работы со стороны родителей и со стороны педагогов.