марина орлова
Проект в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиции и культура русского народа.»
Вид: творческо-информационный.
Продолжительность: среднесрочный (5 недель).
Участники: дети, родители, педагог. муз. работник.
Актуальность:
Публикация «Проект в старшей группе „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах
Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.
Цель: Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
• Расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа;
Знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками, промыслами;
• Формирование эстетически – нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества.
• Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
• Развивать речь: обогащать словарь, повышать выразительность речи средствами фольклора.
• Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры.
Предполагаемый результат:
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
Повышение уровня нравственно- патриотических чувств воспитанников.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Основные этапы:
1 этап – подготовительный:
• изучение методической литературы;
• составление плана реализации проекта;
• подбор наглядно — дидактического, наглядно — демонстрационного материалов;
• методических пособий, фотографий по тематике и т. д.
• подбор музыкальных произведений, литературных произведений;
2 этап – основной:
Работа с родителями:
Папка – передвижка:
«Как приобщить детей к русской культуре»
«Русский народный промысел»
«Народные игры»
Мастер-класс:
Народная игрушка «Народная кукла»
Работа с детьми:
14.01. пт Беседа: Народные промыслы «Городецкая роспись»
Рисование: «Городецкая роспись» раскрашивание доски.
Закреплять знания о промыслах русского народа, городецкой росписи. Закреплять умение рисовать элементы городецкой росписи.
17.01. пн. Ознакомление с окружающим миром. «Народные промыслы русского народа».
18.01вт. Беседа: «Путешествие в русскую деревню». Познакомить с жизнью людей в деревне в старину.
19.01. ср. Беседа «Рождество и крещение Христа». Познакомить с историей праздников и их традициями.
20.01. чт. Аппликация : «Украшение русской избы».
21.01. пт Рисование: «Русская народная одежда». Разукрашивание женского и мужского народного костюма.
24.01. пн Ознакомление с окружающим миром: «Как раньше в гости ходили».
Познакомить детей с традициями русского народа. Рассказать о том как раньше встречали и провожали гостей.
25.01. вт Беседа «Как на Руси хлеб сажали».
26.01. ср Конструирование «Девушка в сарафане» Учить складывать бумагу веером. Закреплять знания о народном костюме.
27.01. чт Лепка: «Дымковская индюк». Продолжать знакомить с дымковской игрушкой
28.01. пт Рисование: Разукрашивание шаблона сарафана для конструирования. Закреплять знания о народном женском костюме. Учить правильно раскрашивать карандашом.
31.01. пн. Рисование: «Кокошник». Познакомить с русским народным головным убором. Учить разрисовывать его узорами.
1.02. вт. Беседа «Русская матрешка». Рассказать о происхождении и видах матрешек.
2.02. ср. Конструирование
«Русская красавица» .Учить склеивать из бумажного шаблона «Русскую красавицу».
3.02. чт. Лепка: «Дымковская барыня». Продолжать учить детей лепить дымковскую игрушку.
4.02. пт. Рисование : «Семеновская матрешка»
7.02. пн. Ознакомление с окружающим миром: «Эх лапти мои» Познакомить детей со старинной обувью.
8.02. вт. Беседа : «Устное народное творчество в России»
9.02. ср. Конструирование «Русская изба».Учить детей строить русскую народную избу из бумажных трубочек.
10.02. чт. Аппликация «Кокошник». Учить детей вырезывать различные фигуры и украшать ими русский народный головной убор.
11.02. пт Рисование: «Хохломская посуда» .Учить раскрашивать тарелку хохломской росписью.
14.02. пн. Ознакомление с окружающим миром: «Путешествие в русскую деревню». Познакомить с жизнью людей в деревне в старину.
15.02. вт Беседа : Русские народные инструменты».
16.02. ср Конструирование : «Народная кукла своими руками».Учить детей изготовлять народную куклу из ткани.
17.02. чт Лепка: Пластилинография. «Бочка». Учить тонким слоем размазывать пластилин на изображение старинной бочки.
18.02. пт Рисование: «Нежно-голубое чудо». Знакомить детей с гжельской росписью. Учить рисовать ее элементы.
Чтение:
Русский фольклор : ««Ранним-рано поутру.», «У бабы Фроси пяток внучат», «Ай качи качи качи.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь».
Русские народные сказки : «Крупяничка», «Жихарка», «Баба Яга», «Волшебное кольцо».
«Лиса и журавль», «Лиса и рак»,
,«Лисичка со скалочкой».
.
Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
«Украшение русской народной избы»
Физическое развитие
Русские народные подвижные игры и
игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Плетень», «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Краски».
Театральная деятельность:
Спектакль на тему: «Как дружба победило зло»
Взаимодействие с семьей
Изготовление народной куклы своими руками.
Консультации на тему:
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
«Народные традиции в воспитании детей»
Развивающая среда.
Изготовление наглядных пособий и презентаций по теме.
Создание музея русской культуры.
3 этап – заключительный:
Физкультурное развлечение «Русские народные игры»
Итоговое музыкальное занятие «Русские народные танцы»
Анализ проведенной работы:
Дети изучили традиции народных праздников, стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили заклички, обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили название некоторой старинной одежды. Слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки. В свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись. Услышав народную музыку используют танцевальные движения характерные народным танцам.
Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они воодушевленно участвовали в проекте; изготавливали народную игрушку, изучали народные традиции.