Ирина Афонина
Проект «Реализация ФГОС до средствами игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема. Сегодня каждый педагог и руководитель осознает, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса и применяемых развивающих технологий в ДОУ.
Актуальность проекта :
Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным.
Публикация «Проект „Реализация ФГОС до средствами игровой технологии В, В, Воскобовича „Сказочные лабиринты игры“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.
Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения и познавательных способностей детей дошкольного возраста, но важно подобрать ту технологию, которая помогла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать и педагога, и детей. На наш взгляд данная задача полностью реализована в игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Игровая технология В. В. Воскобовича позволяет полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме. Как того требует федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Игры раскрывают каждую из образовательных областей. Если сделать сравнительный анализ задач, которые ставит каждая область развития ребенка, можно убедиться, что они во многом совпадают. Для этого рассмотрим сравнительную таблицу.
Соотнесение технологии «Сказочные лабиринты игры» с ФГОС ДО
Технология «Сказочные лабиринты игры» ФГОС ДО
1 2
Задачи
Развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое.
Развивать наблюдательность, исследовательский подход к объектам и явлениям окружающей действительности.
Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Формировать базисные представления (об окружающем мире, речевые умения.
Строить педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Строить образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированный на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающий социальную ситуацию его развития.
Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в специфических видах деятельности, возможность выбора материалов
Развивающая среда
- интеллектуально-игровой цент – объемный или плоскостной «Фиолетовый Лес», «населенный» сказочными персонажами сказок -
методик к развивающим играм Воскобовича (трансформируемый, способный меняться в зависимости от образовательной задачи;
- один комплект игр и игровых пособий (в соответствии с возрастом детей, способный обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников. - должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной;
- должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Формы организации детского коллектива
Интегрированные игровые занятия.
Совместная игровая деятельность :
- воспитателей и детей;
- детей и родителей.
Самостоятельная игровая деятельность.
Решение проблемных ситуаций. Игра, наблюдения, экспериментирование, разговор или беседа, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность.
Согласно предложенной модели, основным является «партнерский блок», в котором в процессе совместной деятельности взрослых и детей решаются различные программные развивающие задачи.
Совместная образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Ожидаемые результаты
Технология «Сказочные лабиринты игры» ФГОС ДО
Развитие сенсорных способностей. Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
Тренировка мелкой моторики. Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.
Развитие творческих способностей.
Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Фантазирование вслух, игра звуками и словами.
Хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания.
Развитие воображения, фантазии. Овладение разными формами и видами игры. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Способен к фантазии, воображению, творчеству.
Владеет разными формами и видами игры.
Может фантазировать в слух, играть звуками и словами.
Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Развита крупная и мелкая моторика.
Может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.
Игры В. В. Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также пригодны к использованию одновременно группой воспитанников.
Цель проекта : Сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность, посредством развивающих игр В. В. Воскобовича.
Для успешного достижения намеченной цели предполагается решение следующих задач:
1. Организовать работу по повышению профессиональной компетентности воспитателей, оказать своевременную квалифицированной помощь педагогам.
2. Построение педагогического процесса, способствующего, интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
3. Повышение информированности и заинтересованности родителей.
Тип проекта :
Коллективный;
интеллектуально-творческий;
долгосрочный.
Срок реализации проекта : реализуется в течение учебного года, в полном цикле рассчитан на 4 учебных года.
Целевая группа проекта :
Педагоги, воспитанники от 3 до 7 лет МБДОУ «Чернухинский детский сад № 16» и их родители.
Характер участия в проекте : активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями и родителями.
Данный проект включает в себя три последующих этапа:
I этап: Подготовительный (сентябрь - декабрь 2017г.)
1. Разработка методического обеспечения подготовки воспитателя к реализации технологии «Сказочные лабиринты игры».
2. Приобретение игровой технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
3. Приобретение развивающих игр В. В. Воскобовича.
4. Разработка методических рекомендаций по организации предметно -развивающей среды «Игровое пространство Воскобовича»
5. Практикумы «Ознакомление с играми Воскобовича».
6. Практикум «Ознакомление с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет» Харько Т. Г., В. В. Воскобович.
7. Оформление образовательной среды «Фиолетовый лес» для внедрения в образовательный процесс игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
8. Работа творческой мастерской для детей, воспитателей и родителей «Сказочные лабиринты игры» - изготовление развивающих игр своими руками («Геоконт», «Игровизор», «Геовизор», «Нетающие Льдинки озера Айс или Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича (двухцветный)», «Квадрат Воскобовича (четырехцветный)», «Волшебная Восьмерка», «Кораблик «Брызг-Брызг».
9. Комплектование пакета диагностических методик и методов мониторинга эффективности проекта, критериев оценивания.
10. Разработать систему планирования работы в каждой группе по внедрению развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательный процесс ДОУ.
II этап: практический (декабрь 2017г. - декабрь 2020 г.)
1. Оснащение игровой среды групп методическими комплексами В. Воскобовича.
2. Оформление образовательной среды «Фиолетовый Лес». Создание условий для коллективных и индивидуальных игр.
3. Поэтапное внедрение в практику ДОУ развивающих игр В. В. Воскобовича :
Первый этап. «Квадрат Воскобовича (двухцветный)», «Чудо Цветик», Коврограф «Ларчик», «Игровизор, «Шнур-затейник».
Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними.
Второй этап. «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный», «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Игровизор», «Коврограф «Ларчик», «Шнур-затейник», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Волшебная восьмерка». На этом этапе дошкольники осваивают игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.
Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности – как самостоятельной, так и совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.
Третий этап: «Геовизор», «Игровизор», «Волшебная восьмерка», «Коврограф «Ларчик», «Прозрачный квадрат», «Читайка на шариках». На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания, составляют схемы. Взрослым создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.
Если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш может с ней заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой лучше постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень их развития, интерес и потребности.
Проведение педагогической диагностики, которая покажет качество освоения детьми образовательного материала.
1. Проведение конференции для родителей «О роли игровой технологии Воскобовича».
2. Работа творческой мастерской для детей и родителей «Сказочные лабиринты игры» - ежемесячно.
3. Разработка игровых занятий на основе дидактического материала В. Воскобовича.
III этап - заключительный, обобщающий (декабрь 2020г. по май 2021г.).
1. Проведение заключительного мониторинга, оценки эффективности проекта.
2. Обобщение педагогического опыта.
3. Распространение передового педагогического опыта в конкурсах и печатных изданиях.
Конечные заключения (результаты) об эффективности можно будет осуществить по окончании полного цикла проекта (когда дети, на сегодняшний момент трехлетнего возраста пройдут полный цикл – 4 года) .
Ожидаемые результаты от реализации проекта :
Для детей:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.
Для педагогов:
2. Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий.
3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы в соответствии с ФГОС ДО.
4. Личностный и профессиональный рост.
5. Самореализация.
6. Диссеминация педагогического опыта.
Для родителей:
1. Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома;
2. Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на интеллектуальное развитие дошкольника.
Для ДОУ:
1. Повышения эффективности и качества образовательного процесса.
2. Реализация инновационных технологий.
3. Обобщение передового педагогического опыта.
4. Создание положительного имиджа ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Развивающая среда «Интеллектуально-игровой центр» Фиолетовый Лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича, частично оснащенный дидактическим комплексом В. Воскобовича («Геоконт», «Игровизор», «Геовизор», «Нетающие Льдинки озера Айс или Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича (двухцветный)», «Квадрат Воскобовича (четырехцветный)», «Чудо Цветик», «Волшебная Восьмерка», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Коврограф «Ларчик», «Читайка на шариках».
2. Методический инструментарий:
• Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г., Воскобович В. В.
• «Тайна Ворона Метра» - вторая методическая сказка из цикла «Легенды Фиолетового Леса».
• «Нетающие Льдинки озера АЙС» или Сказка о Прозрачном квадрате» - третья методическая сказка из серии «Легенды Фиолетового Леса» + альбом фигурок.
• Схемы сложения «Двухцветный Квадрат Воскобовича».
• Квадратные забавы «Квадрат Воскобовича (четырехцветный) 18 головоломок.
• Серия «Геоконт». Основные игровые схемы на «Геовизоре».
• Серия «Геоконт». Альбом схем + методическая сказка.
• Игровые задания «Чудо цветик, или Тайна Поляны Чудесных Цветов» + альбом фигурок.
• Приложение к «Игровизору» Катя, Рыжик и Рыбка детям 4-7 лет.
• Дидактическое пособие «Предметный мир вокруг нас».
• Дидактическое пособие «Лабиринты цифр» детям с 3-6 лет.
• Дидактическое пособие «Лабиринты букв» (гласные) детям 3-8 лет.
• Дидактическое пособие «Лабиринты букв (согласные) детям 4-8 лет.
• Дидактическое пособие «Читайка на шариках 1» детям 3-8 лет.
• Дидактическое пособие «Читайка на шариках 2» детям 3-8 лет.
3. Диагностический инструментарий оценивания эффективности проекта :
• Учебно – дидактические тетради.
• Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. \ Ю. А. Афонькина - Волгоград: Учитель, 2013г.