МААМ-картинки

Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Татьяна Спиридонова
Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Проект по теме :

"Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к традициям русской народной культуры"

Девиз проекта :

«Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Тип проекта : познавательно - творческий

Публикация «Проект по теме „Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры“» размещена в разделах

Вид проекта : среднесрочный

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст участников: 5-6 лет.

Актуальность проекта : Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Проблема:

Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель: Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

4. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

7. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

8. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Предполагаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре : «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.

6. Формирование традиций русского народа : гостеприимства, почитание старости.

7. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.

8. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.

9. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Этапы работы над проектом :

1 этап – подготовительный

1. Формулирование цели и определение задач.

2. Составление плана основного этапа проекта.

3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

4. Подбор материалов по теме проекта.

5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

5. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап – основной

Содержание проекта :

Социально - коммуникативное развитие:

НОД Беседа с детьми: "Традиции Россиян" (русские народные праздники)

НОД по теме : "Как люди жили на Руси?"

Познавательное развитие:

НОД Беседа с детьми "Русские избы на Руси"

Рассматривание картинок по теме : "Обычаи и традиции русского народа"

Дидактическая игра – лото «Народные промыслы», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Развивающая среда

Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»; «Ярмарка».

Речевое развитие:

Беседа: «Русский народный костюм»,

«Какие народные праздники вы знаете».

Загадывание загадок о народных праздниках России.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».

Чтение русских народных сказок : «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Разучивание потешек, закличек, пословиц.

НОД на тему: «Русская изба».

Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

Художественно-эстетическое развитие:

НОД Рисование на тему: «Русская матрешка».

НОД Рисование на тему: «Роспись гжельской посуды»

НОД Лепка на тему: «Золотая хохлома».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Краски». «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно»,

Хороводные игры: «Каравай», «Карусели»

Физминутка: «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и

игровые упражнения по желанию детей.

Музыкальное развитие: Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Хороводная игра «На горе-то калина».

Знакомить с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли).

Обучать игре на ложках.

Работа с родителями:

Консультации: «Русская народная культура, как средство

патриотического воспитания дошкольного возраста»,

«Приобщение к истории, традициям и культуре России».

Консультация для родителей по теме : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей в детском саду: «Патриотическое воспитание в семье»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

3 этап – заключительный

Итоговое занятие:

Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».

Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Полученные результаты:

Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;

Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.

Расширили словарный запас по теме.

Расширились понятия о народном искусстве.

Список литературы:

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
Опубликовано: 24 мая 2021 в 10:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД