Получи документы

Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Татьяна Спиридонова
Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по теме :

"Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к традициям русской народной культуры"

Девиз проекта :

«Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Тип проекта : познавательно - творческий

Публикация «Проект по теме „Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры“» размещена в разделах

Вид проекта : среднесрочный

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст участников: 5-6 лет.

Актуальность проекта : Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Проблема:

Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель: Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

4. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

7. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

8. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Предполагаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре : «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.

6. Формирование традиций русского народа : гостеприимства, почитание старости.

7. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.

8. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.

9. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Этапы работы над проектом :

1 этап – подготовительный

1. Формулирование цели и определение задач.

2. Составление плана основного этапа проекта.

3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

4. Подбор материалов по теме проекта.

5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

5. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап – основной

Содержание проекта :

Социально - коммуникативное развитие:

НОД Беседа с детьми: "Традиции Россиян" (русские народные праздники)

НОД по теме : "Как люди жили на Руси?"

Познавательное развитие:

НОД Беседа с детьми "Русские избы на Руси"

Рассматривание картинок по теме : "Обычаи и традиции русского народа"

Дидактическая игра – лото «Народные промыслы», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Развивающая среда

Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»; «Ярмарка».

Речевое развитие:

Беседа: «Русский народный костюм»,

«Какие народные праздники вы знаете».

Загадывание загадок о народных праздниках России.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».

Чтение русских народных сказок : «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Разучивание потешек, закличек, пословиц.

НОД на тему: «Русская изба».

Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

Художественно-эстетическое развитие:

НОД Рисование на тему: «Русская матрешка».

НОД Рисование на тему: «Роспись гжельской посуды»

НОД Лепка на тему: «Золотая хохлома».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Краски». «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно»,

Хороводные игры: «Каравай», «Карусели»

Физминутка: «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и

игровые упражнения по желанию детей.

Музыкальное развитие: Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Хороводная игра «На горе-то калина».

Знакомить с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли).

Обучать игре на ложках.

Работа с родителями:

Консультации: «Русская народная культура, как средство

патриотического воспитания дошкольного возраста»,

«Приобщение к истории, традициям и культуре России».

Консультация для родителей по теме : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей в детском саду: «Патриотическое воспитание в семье»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

3 этап – заключительный

Итоговое занятие:

Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».

Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Полученные результаты:

Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;

Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.

Расширили словарный запас по теме.

Расширились понятия о народном искусстве.

Список литературы:

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
Опубликовано: 24 мая 2021 в 10:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Спиридонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД