Марина Малозёмова
Проект «По страницам культурного дневника дошкольника Саратовской области для детей и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве
Чтение в кругу семьи и детском саду создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим.
В последние годы мы наблюдаем кризис детского чтения, всё чаще сталкиваясь с проблемой не умения детей пересказать детские рассказы, назвать героев русских народных сказок.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
Большинство родителей не придают должного значения чтению художественной литературы для развития ребенка, а те кто понимает его роль для дальнейшего обучения в школе не знают как заинтересовать ребенка.
Дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг.
У детей знания детской литературы на уровне современных сказок-мультфильмов. (Маша и медведь; Русские богатыри).
К сожалению, книга и семейное чтение занимают далеко не первое место в жизни детей.
Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению? Как с раннего детства привить любовь к книге?
Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг стало взаимодействие ДОУ с семьей и школьной библиотекой. Большую помощь в организации данной работы оказывает,как педагогам так и родителям, “Культурный дневник дошкольника”.
Цель: - Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность, через совместную деятельность педагог - ребенок - родители. Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес. Создать соответствующую развивающую среду в ДОО для реализации данного проекта. Вовлечь родителей воспитанников в совместную с детьми, педагогами художественно-творческую деятельность.
Создать условия для развития творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие: - Учить детей создавать книгу своими руками.
-Познакомить детей с видами и назначением книг.
- Познакомить детей с процессом создания книги.
Развивающие:-Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
-Развивать творчество, воображение, фантазию.
- Дать детям знания о роли библиотеки.
Воспитательные: - Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Воспитывать в детях желание участвовать в создании книги совместно с родителями.
Предварительная работа: знакомство с разделами культурного дневника, подборка информационного материала: бесед с родителями, фотографий и иллюстраций.
Вид проекта : информационно – познавательный
Участники проекта : дети 4 – 7 лет, родители, педагоги, работник библиотеки.
Аннотация проекта.
Работа осуществлялась в три этапа – подготовительный,основной и заключительный, и по трем направлениям: организация развивающей среды, работа с детьми и работа с родителями.
Реализация проекта- (1 этап – Подготовительный (мотивационный) начался с организации сбора информации о книгах, детских писателях, просмотра презентации
«Откуда книга к нам пришла?»
Подобрали литературные произведения, театральные костюмы, маски. Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон, диски, для просмотра презентации видемагнитофон. Оформлена выставка книг.
Родителей познакомили с темой проекта и его задачами. Провели опрос о роли чтения для развития ребенка в целом и для развития речи. Этот опрос показал то, что большинство родителей не придают должного значения чтению художественной литературы для развития ребенка, а те кто понимает его роль для дальнейшего обучения в школе не знают как заинтересовать ребенка.
Для обогащения предметной среды были дополнены атрибуты для театрализованных игр, подобраны картотеки на развитие речевого дыхания, картотека скороговорок, чистоговорок, пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок. Сказочные загадки, по русским народным сказкам, по произведениям детских писателей.
На 2 этапе – Основном (проблемно – деятельностный).
Детей ввели в проблемную ситуацию - «Что почитать дошколятам?» Во второй половине дня педагог и дети собираются в уголке чтения, рассматривают книги, рассуждают на тему: что в каждой группе детского сада есть уголок чтения. А есть ли такой же уголок для дошколят в школьной библиотеке? (так как детский сад находится в здании школы). Педагог предлагает проверить это – отправиться на экскурсию в библиотеку. (в уголке чтения должны быть пустые полки, без книг). Дети старшей и средней групп со своими педагогами спрашивают у школьного библиотекаря, есть ли у них уголок для чтения дошколятам? Библиотекарь говорит, что такого уголка никогда не было и просит помочь детей и родителей создать такой уголок. Педагоги групп обращается к своим детям с предложением помочь школьной библиотеке. Что мы можем сделать?
Педагоги предлагают сделать книги своими руками. Дети соглашаются, обещают помочь библиотекарю и отправляются в свои группы.
Второе направление – это работа с детьми.
Художественно эстетическое развитие.
НОД: «Конек-Горбунок»- рисование
НОД: «“Красная Шапочка несет бабушке гостинцы”» - лепка
НОД: “Вырежи и наклей какую хочешь картинку”- аппликация.
Речевое развитие
НОД: «Составление рассказа по сказке «Царевна - лягушка».
НОД: «Чтение и обсуждение сказки «Сивка-Бурка».
Просмотр мультфильмов: «Царевна - лягушка»; «Красная Шапочка»; «Конек-Горбунок»; «Волк и семеро козлята»; «Теремок», и др.
Чтение разнообразных сказок и просмотр иллюстраций к ним;
Этюды и мимические упражнения;
Музыкально-ритмические движения;
Подвижные игры;
Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок и скороговорок;
Речевая и дыхательная гимнастика;
Раскраски по сказкам.
Рассказывание детьми сказки «Репка» с имитацией действий»
Подготовка к драматизации сказки «Волк и семеро козлята»;
Изготовление книжек-малышек совместно с родителями.
Третье направление – взрослые.
Работа с родителями включает в себя :
Консультации «Ребёнок и книга», «Что читать детям 5 - 6 лет».
Организация работы по изготовлению атрибутов для реализации творческой деятельности детей. Изготовление костюмов, масок. Предоставление личных фотографий.
На 3-ем заключительном этапе (творческий) был представлен продукт проекта :
Дети показали театрализованное представление «Волк и семеро козлят»
Выпуск фотогазеты «Моя любимая книга»
Организованна выставка книжек-малышек изготовленных родителями вместе с детьми.
Продукт проекта :
Создание уголка чтения для дошколят в школьной библиотеке.