Наталья Плахтеева
Наблюдения за состоянием погоды и изготовление оригинального дневника наблюдений
▼ Скачать
Публикация будет интересна воспитателям и родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность
Взрослые могут ненавязчиво, в увлекательной и игровой форме расширять кругозор детей, учить их быть внимательными, научить анализировать происходящие процессы в природе, фиксировать их в дневнике наблюдений, делать соответствующие выводы и интересно проводить время летних каникул.
Материал является продолжением темы предыдущей публикации, которая была посвящена наблюдениям за небом, морем и ветром.
Зачем вести дневник наблюдений за природой?
Публикация «Наблюдения за состоянием погоды и изготовление оригинального дневника наблюдений» размещена в разделах
У многих дневник наблюдений за природой ассоциируется с чем-то серым, скучным и добровольно-принудительным и, к сожалению, иногда это редко помогает привить ребёнку любовь к природе. Таблички, шаблоны, списки – всё это не даёт простора фантазии и делает процесс затянутым и неинтересным.
Так для чего он всё-таки нужен дневник наблюдений?
Само по себе наблюдение за природой – процесс занятный и полезный. Он не только помогает научиться анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, но и развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного. Другой вопрос – как интересно и познавательно организовать это наблюдение и сделать оригинальный дневник наблюдений? Расскажу, как это было организовано во время нашего летнего отдыха.
Часть первая
Важной составной частью по организации наших наблюдений за состоянием погоды во время летнего отдыха на море является изготовление метеоплощадки прямо на морском берегу.
Детская метеоплощадка - это комплекс различных приборов, измеряющих погодные условия и для изучения состояния погоды и наблюдений за природными явлениями, а также для умения предсказывать её изменения. Во время нашего кратковременного пребывания на базе отдыха, мы использовали простейшее оборудование для метеоплощадки.
Некоторое время назад я уже рассказывала, как во время летнего отдыха мы с детьми сделали метеоплощадку и солнечные часы
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-i-roditelei-solnechnye-chasy-istorija-vozniknovenija-i-vidy.html
Затем, когда дети разъехались по домам, я перед нашим отъездом собрала составные части и, сложив всё в пакет, спрятала в лесу неподалёку от игровой детской площадки на территории базы.
На следующий год я планировала провести там для детей квест по поиску клада. А в качестве клада и были бы составные части метеоплощадки с солнечными часами.
Так сложились обстоятельства, что в прошлом году мне не удалось этого сделать. Зато в этом году получилось! Сначала я показала детям ту свою публикацию об изготовлении метеоплощадки
Затем я рассказала, что спрятала её составные части на территории базы, и дала подсказки, где находится этот клад.
Заранее я прошла по этой тропе и убедилась, что она безопасна для прохождения по ней детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Во второй половине дня мы с детьми собрались, и они без труда определили на местности, куда надо идти и где искать спрятанный клад
Часть вторая
Так как дети уже знали из моей публикации, как собрать и расположить все составные части метеоплощадки, то на следующее утро на морском берегу мы быстро сделали метеоплощадку и установили солнечные часы
Ежедневно во время утреннего отдыха на берегу моря мы сверяли время безопасного пребывания на пляже с солнечными часами, а также проводили наблюдения за небом и облаками, давали относительную оценку силы ветра и определяли направление ветра с помощью розы ветров и флюгера. Данные записывали.
А в конце отдыха, пусть даже и кратковременного, мы анализировали результаты и делали выводы:
- какая погода была в течение этого периода;
- как она менялась;
- сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых;
- какого направления был ветер;
- какое было состояние моря.
Часть третья
Уже дома мы занялись изготовлением дневника наблюдений
Нам понадобились:
- кусок обоев (использовали обратную сторону);
- распечатанные на принтере таблицы с результатами ежедневных наблюдений;
- цветные карандаши;
- восковые мелки;
- краски гуашь;
- кружочки, вырезанные дыроколом из цветной бумаги;
- клей-карандаш;
- ножницы
Вывод
Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности, и приводит к развитию наблюдательности.
Заключение
Вот так, проявив фантазию и, естественно, имея желание сделать время детских каникул разнообразным и познавательным, можно организовать интересные наблюдения за состоянием погоды даже во время летнего семейного отдыха на море.