Екатерина Сергеевна
Проект по сенсорной интеграции для детей с ОВЗ «Фиолетовый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта
1. Вид проекта : Познавательный, творческий, исследовательский
2. Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев)
4. Участники проекта : дети группы, педагоги, родители.
Актуальность темы:
Сенсорное воспитание - важнейшее средство полноценного развития ребенка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. У детей с ОВЗ наблюдается бедность представлений об окружающем мире,
Публикация «Проект по сенсорной интеграции для детей с ОВЗ „Фиолетовый мир“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, дает возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, оказывает влияние на развитие высших психических функций у детей.
В ходе проекта будет создан сенсорный игровой уголок. В этом уголке дети получат возможность взаимодействовать со сверстниками в небольших игровых группах. Команда сопровождающих взрослых оказывает помощь при необходимости (поддержать при ходьбе детей с ДЦП, помочь взять сенсорный материал, заинтересовать ребенка с аутизмом и так далее). Взрослые могут демонстрировать способы взаимодействия с сенсорным материалом, с партнером по игре, но всегда оставляют за ребенком право делать самостоятельные пробы.
В ходе проекта планируется интеграция методов арт-терапии, сенсорной интеграции Марианны Лынской, нейрокоррекции и свободной игры. Все это позволит обеспечить сенсорную интеграцию детей с ОВЗ через тактильные, зрительные, вкусовые, обонятельные ощущения, через позитивные эмоции. Проект позволит более качественно, естественно осуществить коррекцию сенсорной дисфункции.
Данный проект назван «Фиолетовый мир», так как в нем используется сенсорное пособие наглядно-дидактический материал «Фиолетовый лес» Воскобовича (большая развивающая среда 1,5х2,5 м).
Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и методических сказок. В нем есть Озеро Айс, Чудо-острова, страна Муравия и многое другое. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой сенсорной среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Поддерживает свой познавательный интерес в обучающих играх : «Найди следы», «Узнай по описанию», «Какого цвета листок» и др.
Проблема:
Я работаю в разновозрастной группе, которую посещают дети с ЗПР, ДЦП и с аутизмом.
Сенсорная дисфункция у этих детей чаще всего проявляется в слуховых, тактильных, вкусовых, обонятельных чувствительностях. Некоторые дети избегают контактов, прикосновений, негативно реагируют на некоторые текстуры одежды. Проблемы возникают в момент одевания, так как не все дети могут носить шапку или ходить в определенной обуви. Некоторые дети не любят менять привычную одежду, с трудом реагируют на изменение обстановки. Нередко встречается «ходьба на цыпочках», избегание глазного контакта, и трудности при работе с пластилином, песком и другим материалом.
2. Цели и задачи проекта
Цель проекта : Обеспечить сенсорную интеграцию детей с ОВЗ
Задачи проекта :
- Формировать у детей представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве
- Развивать высшие психические функции (речь, внимание, воображение, мышление, память) у детей.
- Упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами.
- Способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков.
- Повышать уровень педагогической компетенции работников по формированию представлений по сенсомоторной интеграции детей с ОВЗ.
- Изготовление дидактических игр и пособий для развития сенсорных эталонов у детей.
- Вовлечение родителей в процесс педагогической коррекции детей с ОВЗ посредством сенсорной интеграции.
Предполагаемый результат:
Дети:
-У детей будут сформированы сенсорные эталоны цвета, формы и величины предметов
-У детей повысится познавательный интерес, речевая активность, творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость
-Дети научатся находить сходства и отличия между предметами
Педагоги:
— Разнообразят предметно-развивающую среду дидактическими играми
-Установят более тесные и доверительные отношения с детьми.
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально-техническая база
Для развития зрительного восприятия: световые окна, шары, различные световые игрушки, светодиодные гирлянды, подвески, плотные повязки для глаз, разноцветные стекла из оргстекла, лава-лампы, сенсорные бутылки и другие материалы, меняющие свет помещения, предметов. Игры, в которых нужно бросать предметы в цель.
Для развития тактильного восприятия: пластилин различной фактуры, песок, соль, сенсорная цветная и бесцветная жижа (аквагель, шарики орбиз, пена, мыльные безопасные пузыри, различный природный материал (шишки, камни, спилы деревьев, листья и т. д., любой материал с разными фактурами, поверхностями.
Для развития моторики: мягкие модули, крупный строитель, шатры, гимнастические доски, балансировочные доски, лабиринты, мячи-фитболы разных размеров и другие материалы, предназначенные для двигательной активности ребенка.
Для развития вкусового восприятия: различные пищевые продукты, пищевые красители природного происхождения. Главное требование – отсутствие аллергии у детей, безопасность. Игрушки для жевания, трубочки для питья, стаканчики-поилки.
Для развития осязательного восприятия: ароматизаторы природные (соль, фрукты, цветы и другое, ароматизированные отдушки (морские, травяные, цветочные, цитрусовые, фруктовые и другие). Ароматизированные сенсорные игрушки.
Для развития слухового восприятия: музыкальные инструменты, музыка, предметы, издающие интересные, необычные звуки, предметы, звуки которых напоминают ветер, дождь, хлопанье дверей, шум моря, скрип снега и т. д.
Материал, оборудование для развития детской игры: полифункциональные маркеры игрового пространства, различные ткани, тканевые накидки на стулья, столы, сюжетные игрушки, предметы-заместители, неоформленный, бросовый материал и другой игровой материал, вызывающий удивление, радость, положительные эмоции у детей, стимулирующие игровую, коммуникативную активность.
Дидактические пособия и игры, адаптированные под возможности детей, Блоки Дьенеша, игрушечная разноцветная посуда, разноцветные ведерки, кубики, шарики, деревянный конструктор, цветные карандаши, досочки Сегена, Волшебные комодики, мягкие модули.
- Наглядно-дидактический материал «Фиолетовый лес» Воскобовича (большая развивающая среда 1,5х2,5 м) представляет собой ковролиновую основу с закрепляющимися на ней элементами. Включает: 4 соответствующие игровые зоны: «Небо», «Лужайка», «Дорожка», «Полянка».
- Конструкторы «Чудо-крестики», «Чудо-соты», двухцветный квадрат. К этим играм имеются альбомы фигурок для конструирования.
- Конструкторы: «Черепашки Ларчик», «Фонарики Ларчик», «Волшебная восьмерка Ларчик», которые могут быть использованы совместно с «Фиолетовым лесом», «Коврографом Ларчик» и «Мини Ларчик».
Этапы работы по проекту
1. Организационный этап
- Составление плана реализации проекта.
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ в соответствие с ФГОС.
- Подбор дидактического оборудования.
- Изготовление сенсорной комнаты;
- Подбор методической литературы, написание конспектов игр, занятий.
2. Практический этап.
- Проведение основных мероприятий по проекту.
- Взаимодействие с родителями по сенсорной интеграции дошкольников с ОВЗ,
- Осуществить контроль реализации проекта.
3. Заключительный этап.
- Обработать результаты реализации проекта.
- Предоставить конечные продукты деятельности
- Провести презентацию проекта.
План реализации проекта.
Основные мероприятия Цели Сроки проведения
Изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта Повысить уровень компетентности в вопросах сенсорного развития детей с ОВЗ Сентябрь
Составление плана занятий и разработка конспектов
для сенсорной интеграции детей с ОВЗ Создать систему занятий для сенсорной интеграции детей с ОВЗ Сентябрь
Проведение консультации для воспитателей
«Сенсорное развитие детей с ОВЗ» Повысить уровень компетентности в вопросах для сенсорной интеграции детей с ОВЗ среди педагогов Сентябрь
Создание сенсорной комнаты в группе для сенсорной интеграции детей с ОВЗ
Диагностика детей Выявить возможности детей в формировании сенсорных эталонов. Сентябрь
Проведение занятий по плану работы с детьми. Корректировка планов в ходе воспитательно-образовательной деятельности Достижение максимальной результативности Сентябрь-май
Изготовление дидактических пособий Обогащение предметно-развивающей среды В течении всего периода
Анализ результативности проектной деятельности Оценка качества развивающего и профилактического процесса Май
Обработка и оформление документации и материалов проекта для сенсорной интеграции детей с ОВЗ Систематизация полученных результатов в ходе реализации проекта по сенсорной интеграции детей с ОВЗ Май
Представление творческого отчета о результатах проектной деятельности для сенсорной интеграции детей с ОВЗ Оценка эффективности проделанной работы по сенсорной интеграции детей с ОВЗ, выявление необходимости и возможности распространения опыта
Публикация «Опыт работы по сенсорной интеграции детей с ОВЗ»
Мастер-класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей с ОВЗ».
Май
Открытое занятие по результатам реализации проекта «Путешествие в Фиолетовый лес». Демонстрация полученных знаний, умений и навыков в ходе реализации проекта для сенсорной интеграции детей с ОВЗ
Май
Перспективный план работы
Месяц Сроки проведения Тема Задачи Материал
Сентябрь 1неделя Диагностика сенсорного развития детей Определить уровень сенсорного развития каждого ребенка. Три полых куба различной величины, пирамидка, деревянный конструктор, 4 фона и одежда 4 основных цветов, три пары варежек (синяя, красная, желтая)
2 неделя Знакомство с жителями «Фиолетового леса». Рассказывание сказок. Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. Пирамидки по количеству детей на занятии, кукла Катя
3 неделя «В гости к веселым
гномам». Учить детей ориентироваться в величинах предметов в ходе практических действий Рамки вкладыши «Домашние животные»- 3 величины. Кубики.
4 неделя «Сказочные лабиринты игры» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие. Матрешки по количеству детей
Октябрь 1 неделя «Играем с Гео» Учить соотносить предметы 3-х основных цветов Три пары носочков (2 синих, 2 красных, 2 желтых) и три пары варежек. Кукла Наташа
2 неделя «Как ребята гуляли в лесу» Учить соотносить предметы 3-х основных цветов Блоки Дьенеша, альбомы для самых маленьких, Мишка
3 неделя «Кто- кто в теремочке живет» Учить соотносить предметы 3-х основных цветов Зайка, мячики су-джок (синие, красные и желтые, кубики, ведерки 3 цветов (синие, красные и желтые)
4 неделя «Мы строим дом, волшебный дом» Учить ориентироваться в 3-х величинах предметов Три разные по величине ведерка, макеты яблок трех величин
Ноябрь 1 неделя «За грибами
в лес пойдем» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. Деревянный конструктор
2 неделя 1. «Забавный Буквоцирк» Учить находить фигуру нужной формы и цвета. Соотносить ее с плоскостным изображением. Блоки Дьенеша, Альбомы для работы с блоками Дьенеша для самых маленьких, Мишка
3 неделя «Приключения в Фиолетовом лесу» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. Домики сортеры по количеству детей, Кукла Катя
4 неделя «Как Эник рассказывал
Истории» Оценить промежуточный результат сенсорного развития детей Конспект квест-игры
Декабрь 1 неделя 4. Мы подарочки возьмем,
в гости к ежику пойдем». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы. Блоки Дьенеша
2 неделя «Поможем жителям Фиолетового леса» Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы. Различные по величине снежинки
3 неделя «Здравствуй, ежик» Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы Досочки Сегена -2 набора
4 неделя «Как Незримка Всюсь спасал Новый год»
Учить детей ориентироваться в 4-х основных цветах предметов Муляжи конфет 4 основных цветов. 4 тарелочки
Январь 1 неделя «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю елку». Развивать словесно-логическое
мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи «Чудо-соты»,
«Ларчик», «Шнур-затейник».
2 неделя «Лопушок собирается в гости к гусенице Фифе». Учить детей ориентироваться в 4-х основных цветах и формах предметов Деревянные комодики и рамки — вкладыши
3 неделя «Путешествие в сказку» Учить детей ориентироваться в 3-х величинах предметов Д. И «С какой ёлки шишка»
4 неделя «Путешествие в страну гномов с планшетом Геометрик» Учить выбирать красный цвет и 4 предложенных. Учить ориентироваться в длине предметов (длинный-короткий) Палочки Кюизинера, Альбом для работы с палочками Кюизинера для самых маленьких
Февраль 1 неделя «В гости к бабушке» Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Веревочка, кружочки из набора Блоки Дьенеша. Матрешка
2 неделя «День Защитника Отечества» Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Мишка,
игрушечная кроватка и кресло
3 неделя «В гостях на острове у пчелки Жужжи» Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. Мячик, игрушечная кроватка и кресло
4 неделя Праздник в Фиолетовом лесу»» Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие. Деревянный конструктор, мячики, кубики Зайцева
Март 1 неделя «Шутки Незримки
Всюсь» Учить детей ориентироваться в 4-х цветах предметов
Формировать сенсорные способности и интеллект. Игра на липучках «Куклы»
Коврограф, герои» Фиолетового
леса»
2 неделя «Насекомые» Учить детей узнавать и называть красный цвет Красная
одежда, игрушки, посуда.
3 неделя «Фиолетовый лес». Учить детей узнавать и называть синий цвет
Формировать сенсорные способности и интеллект.
Синие
игрушки, футболки, посуда,
полотенца
4 неделя «Превращения квадрата» Учить детей узнавать и называть желтый цвет Желтая одежда, игрушки, посуда.
Апрель 1 неделя Рассказывание сказок. Учить детей узнавать и называть зеленый цвет Зеленые игрушки, футболки, посуда.
2 неделя «В гости к веселым
гномам». Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое.
Формировать сенсорные способности и интеллект. Пазлы из 2-6 деталей
3 неделя «Сказочные лабиринты игры» Учить детей называть предметы 4-х основных цветов Бабочки 4-х основных цветов. Цветочки этих же цветов.
4 неделя «Играем с Гео» Учить дифференцировать черный и белый цвета 2 котенка из лего дупло черный и белый. Вырезанные кружочки черного и белого цвета
Май 1 неделя «Как ребята гуляли в лесу» Учить детей узнавать и называть черный и белый цвет
Формировать сенсорные способности и интеллект.
2 котенка из лего дупло черный и белый. Вырезанные кружочки черного и белого цвета.
2 неделя Открытое занятие
«Подарки фиолетового леса» Показать уровень полученных знаний у детей в ходе реализации проекта Коврограф, герои» Фиолетового
леса», «Чудо-цветик», «Игровизор», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-соты»,
«Ларчик», «Шнур-затейник».
Результаты деятельности
- дети ориентируются в формах, величинах и цветах предметов. Называют синий, зеленый, желтый, красный, белый и черный цвета.
- у детей сформированы пространственные представления.
- дети находят сходства и различия между предметов.
- у детей повысилась познавательная активность и уровень речевого развития.
- наблюдается проявление спонтанной коммуникации у детей с ОВЗ, со взрослым, сверстникам;
- уменьшение количества случаев нежелательного поведения при взаимодействии с детьми, взрослыми (кусание, раскидывание предметов, немотивированная агрессия, протесты и т. д);
- улучшения работы сенсорной системы;
- снижение уровня тревожности у детей;
- увеличение количества случаев проявления у детей самостоятельной, осознанной двигательной, речевой, игровой активности;
- развитие игровой компетенций у детей;
- адаптация детей к социуму сверстников, взрослых
Конечный продукт деятельности:
- Создана сенсорная комната в группе.
- Создана картотека игр по сенсорному развитию детей
- Проведен мастер-класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей с ОВЗ».
- Проведено открытое занятие по результатам реализации проекта «Путешествие в Фиолетовый лес».
- Разместили опыт работы по сенсорной интеграции в сети интернет.
Список литературы
1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.
2. Акименко, А. К., Бурмистрова, Е. Д., Шипова, Л. В. Основы специальной психологии / [под ред. Л. В. Шиповой]. Саратов: ИЦ «Наука»,2013. 335 с
3. Большакова, Г. Е. Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Г. Е. Большакова. Москва, 2010. 320 с.
4. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»
5. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников
6. Использование метода сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития [Ассоциация специалистов сенсорной интеграции] / Электрон. текстовые дан. - Москва: [б. и. ], 2013. - Режим доступа: https://sensoricinru.wordpress.com