Ирина Хайрулина
Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Проект по самообразованию
Введение
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
В. А. Сухомлинский
Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, сказки, народные игры, из уст в уста, от родителей к детям. Мы никогда не узнаем имена рассказчиков, в чьих устах звучало живое народное слово, которые бережно хранили никогда не умиравшую традицию великого русского народа и донесли ее до наших дней.
Публикация «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Народ создал множество колыбельных песен, детских песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. С красочным и причудливым миром русской народной сказки ребенок встречается с самого раннего детства и не расстается с ним уже никогда.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки : несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.
Беря это все во внимание, я решила, что для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки окажут нам неоценимую помощь.
Цель проекта:
Знакомить детей дошкольного возраста с русской народной культурой посредством устного народного творчества. Приобщать детей разного возраста к красоте родного слова.
Задачи:
-Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
-Знакомить детей с фольклором русского народа.
-Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.
-Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.
-Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
-Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
Актуальность проекта:
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки : несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.
Тип проекта: познавательно- творческий.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
По времени проведения: долгосрочный (1 год).
Этапы проекта:
I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта:
II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
III заключительный – оформление материалов проекта, итоги, выводы.
Сроки работы над проектом: сентябрь 2020г. – май 2021г.
№ п/п Раздел плана Сроки Форма работы
1. 1 этап – подготовительный. Создание условий необходимых для реализации проекта. Сентябрь – Октябрь 2023г. 1. Создание предметно-развивающей среды;
2. Иллюстрированный материал по сказкам;
3. Театральный уголок - герои русских народных сказок;
4. Уголок развивающих игр.
2. 2 этап – основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Ноябрь 2023г. – Апрель 2024г. 1. Создание библиотеки русского народного творчества;
2. Создание развивающей среды и уголка развивающих игр;
3. Подбор наглядных пособий, иллюстраций;
4. Подбор методической педагогической литературы;
5. Подбор детской фонотеки: музыка, сказки, песни русского народа;
6. Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр.
Формы совместной деятельности:
1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, пестушки, песенки).
2. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе.
3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.
4. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.
5. Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.
6. Пение народных песенок, потешек
7. Пальчиковые игры.
8. Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.
3. 3 этап – Заключительный.
Оформление материалов проекта, итоги, выводы.
Май 2021г. Подведение итогов. Оформление результатов работы по моей теме.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Месяц Мероприятия Цель
В течении года Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству. Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.
В течении года Дидактические игры по русским народным сказкам «Разрезные картинки по сказкам», «Матрешки», «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр»
В течении года Музыкальная деятельность Разучивание детских песенок по устному народному творчеству
Сентябрь Чтение русских сказок «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса». Поддерживать интерес к русским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок.
Октябрь Подвижные русские игры «Жмурки», «Петушок», «Гуси-гуси», «У медведя во бору» Способствовать потребности детей в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.
Ноябрь Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка», «Расти, коса, до пояса», «Зайчик» Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.
Декабрь Хороводные народные игры : «Каравай», «Заинька попляши», «У бабушки Маланьи», «Жили у бабуси», «Серенький козлик» Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.
Январь Игры–драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».
Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказок. Обогащать и активизировать их словарный запас.
Февраль Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо и театром игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.
Март Знакомство детей с колыбельными. Помочь заучить текст.
Май Слушание аудиосказок
«Маша и медведь»,«Заюшкина избушка» и др.
Пальчиковый театр «Теремок» Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.
Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Активизировать словарь.
Участие родителей в проекте:
Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.
Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии).
Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»
Просвещение: консультации, беседы, родительский уголок, фотографии.
Итог проекта:
Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Фольклор помогает воспитывать у детей любовь к народному творчеству и ознакомлению с русской народной культурой. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий и в свободной деятельности. Игры, потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. В целом фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение.
Вывод: детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Список использованной литературы:
1. Рабочая программа воспитателя второй младшей группы составлена на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
2. Интернет ресурс: https://kids-covenok.ru/130605.htm
3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
5. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
6. Русские народные сказки, потешки, колыбельные. Интернет ресурс: https://skazki.rustih.ru/
7. Аудио сказки и потешки. Интернет ресурс: https://1.akniga.org/nashi-skazki-kniga-pervaya-russkie-narodnye-skazki-pesenki-zagadki