Любовь Елфимова
Проект по речевому развитию «Рассказывание сказок по мнемотаблицам для детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по речевому развитию, рассказывание сказок по
мнемотаблицам для детей средней группы
Воспитатель: Елфимова Любовь Витальевна
Публикация «Проект по речевому развитию „Рассказывание сказок по мнемотаблицам для детей средней группы“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Введение
Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи.
В практике своей работы я использую различные методы и приёмы развития речи. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста может мнемотехника.
Актуальность
Изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделено создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель : Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Задачи проекта :
Обучающие:
-Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире.
- Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
- Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.
Развивающие :
- Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
- Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
- Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам.
Воспитательные:
-Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
В работе с родителями:
- Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
- Активное включение родителей в образовательный процесс.
Тип проекта : информационно - творческий
Вид проекта : краткосрочный
Ожидаемый результат:
• повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включатся в образовательный процесс;
• повысится: точность, связность и выразительность речи;
• развиваются творческие способности;
• повысится творческая активность детей : они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
• дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
• родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
• Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.
Аннотация к проекту
Для развития познавательно-речевых способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов :
1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации: символы в образы.
3 этап: После кодирования осуществляется перерассказ сказки с помощью взрослого.
Для детей среднего дошкольного возраста необходимо брать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Сроки реализации проекта : март-май 2020год
Исполнители проекта : Дети средней группы, их родители и воспитатели группы.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап: март
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала.
4. Организация развивающей среды в группе.
Основной этап: апрель 2020год
1. Рассказывание детьми сказок с помощью мнемотаблиц.
2. Создание презентации.
Заключительный этап: май 2020год
1. Отгадывание загадок по сказкам.
2. Дидактическая игра «Наши сказки».
3. Презентация результатов реализации проекта : Показать драматизацию сказки «Волк и семеро козлят», детям других групп и родителям.
Работа с родителями
1. Консультация для родителей "Как учить ребенка описывать увиденное?" -
2. Папки передвижки «Что такое мнемотехника?», «Мнемотехника для детей среднего дошкольного возраста»
3. Памятки для родителей"Составляем и используем мнемотаблицы дома"
6. Консультация для родителей "Развиваем и обогащаем словарный запас детей"
7. Оформление с родителями рисунков для выставки: «Ох уж эти сказки!»
8. Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презентации сказки
9. Итоги работы по проекту : презентация сказки «Волк и семеро козлят» -
Мониторинг детей
Настя Б
Саша Л
Артём А
Соня Ч
Гоша С
Стёпа С
Даша К
Тася Ш
Ильюша Н
Рита С
Даша Ч
Серёжа И
Саша К
Тася Ю
Ирина В
Алёна Ш
Арина М
Юра Ч
Тигран Д
Цовик Д
Никита С
Миша В
Уля Н
Алла В
Вывод:
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.
В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.
Литература.
1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы»— М. : мозаика синтез, 2014.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.