Мария Гусарова
Проект по развитию танцевального творчества детей «Веселый каблучок»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад комбинированного вида №20
Творческий проект
«Веселый каблучок»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Гусарова М. В.
I квалификационная
категория
2016 год
г. Наро-Фоминск
Танец – это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание.
Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти…
Жак Амбуаз
Я СЛЫШУ ТИХИЙ ВЗМАХ КРЫЛА…
КАК НОЧЬ ЛЕГКА, КАК ДЕНЬ СМЕЛА…
И ПЛАВНЫХ ЛИНИЙ МИГ, ВОЛНА…
О, КАК ОНА ТАНЦУЕТ.
КРУЖЕНЬЕ ТЕЛА… ПОВОРОТ…
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
И ЧУВСТВ ПОЛЁТ, ВОДОВОРОТ,
ЕЙ ЛУЧ ЗАКАТА ПЕСНЬ ПОЁТ
ВЕТРА В УСТА ЦЕЛУЮТ…
Содержание:
1. Введение___ 4
1.1 Актуальность___ 4
1.2 Проблема___ 4
1.3 Гипотеза___ 5
1.4 Условия реализации___ 5
1.5 Цель и задачи проекта___ 6
1.6 Ожидаемые результаты___ 6
2. Планирование работы___ 7
2.1 Опробация и этапы проекта 8
2.2
Результативная деятельность по развитию танцевального творчества детей___2.3 Взаимосвязь участников проекта ___ 12
13
2.3 Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям. 13
Выводы___ 14
Планирование дальнейшей профессиональной деятельности___
15
Литература 16
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. ВВЕДЕНИЕ
Полное название проекта : «Веселый каблучок»
Автор проекта : музыкальный руководитель II квалификационной категории
Гусарова Мария Валерьевна
1. 1 Актуальность темы: Актуальность данной тематики обусловлена тем, что танец как один из видов искусства – является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития дошкольника. Специфика танца – в том, что художественные образы воплощаются только с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при помощи своего тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Танцы вызывают у детей большую заинтересованность, нежели другая музыкальная деятельность, они легко разучиваются, занятия танцами вырабатывают свободную и красивую осанку, плавность движений, развивают грацию и изящество, воспитывают внимание, ловкость, ориентировку в пространстве. Музыкальное сопровождение танцев развивает в детях музыкальность, прививает любовь к музыке, формирует эстетический вкус детей.
Работая с детьми старшей группы и изучив литературу по развитию танцевального творчества, я пришла к выводу, что занятие танцевальным творчеством может решить ряд проблем, возникающих в этом возрасте (стрессы, обусловленные эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей, неприятие своего физического «я», что вызывает мышечную зажатость, неловкость, скованность, неадекватность в поведении и т. д.). Таким образом, танец можно рассматривать как:
1. способ коммуникации (общения) и социализации;
2. способ самовыражения;
3. способ гармонизации физического состояния и духовного мира.
1. 2 Проблема: Наблюдая за детьми, которых обучают по традиционной методике, несмотря на достаточно высокий уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий : либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не показывают творчества. Таким образом, детские танцевальные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, неоригинальны; сами дети в танцевальном творчестве мало эмоциональны, они будто боятся отступать от выученных образцов и не могут придумать собственных вариантов движений. Этим и обусловлена актуальность данной темы проекта.
1. 3 Гипотеза: Развитие танцевального творчества детей станет более эффективным, если:
• систематически использовать музыкально-ритмические и танцевальные движения в разных видах музыкальной деятельности
• использовать рациональное сочетание всех форм и методов и приемов НОД по развитию танцевального творчества
• совершенствовать психофизические качества детей
• формировать интерес к занятиям танцами
Гипотеза проекта «Веселый каблучок» основывалась на следующем: если в процессе развития у детей танцевального творчества будет использоваться рациональное сочетание всех форм и методов образовательного процесса, личностно-ориентированный подход, то результатом реализации проекта будут :
• высокая степень умения детей использовать танцевальное творчество в различных видах деятельности
• высокая степень проявления навыков коммуникационных качеств личности;
• возможность свободного выбора детьми средств и способов художественной выразительности для решения целого комплекса задач, стоящих в танцевальном творчестве;
• проявление инновационных качеств личности.
1.4 Условиями реализации проекта являются :
- создание предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта;
- совместное участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта;
- подбор наиболее эффективных методов и приемов для формирования развития танцевального творчества,
Продолжительность проекта : долгосрочный (август 2013 – февраль 2014 гг).
Тип проекта : творческий, инновационный.
Участники проекта : дети подготовительной группы - 25 человек; воспитатели группы; работники детского сада; родители.
Возраст детей : 6-7лет.
1.5 Цель проекта – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Задачи проекта :
• Формировать умение сочинять несложные танцевальные композиции, используя знакомые музыкально-ритмические движения.
• Развивать эмоциональную сферу детей.
• Способствовать развитию воображения, фантазии, умению находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки.
• Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку.
1.6 Ожидаемые результаты по проекту :
• Раскрытие творческих способностей детей;
• Овладение детьми новыми двигательными навыками;
• Повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития эмоциональной сферы детей.
• Формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
• Формирование нравственно-коммуникативных качеств личности.
2. Планирование работы
Проект реализуется в 3 этапа:
• 1 этап – подготовительный этап – август-сентябрь 2013 уч. год
• 2 этап - основной (практический) этап – октябрь 2013 уч. год-январь 2014 уч. год
• 3 этап – заключительный (аналитический) – февраль 2014 уч. год
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап:
Подготовительный
август 2013г. -сентябрь 2013г. • Обсуждение форм сотрудничества
• Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования
• Изучение методической литературы по данной теме
• Консультация для воспитателей и родителей
• Первичная диагностика • Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию
• Предварительное определение степени участия и формы детей в разных видах деятельности
2 этап:
Основной
(практический)
октябрь 2013г. –
январь 2014г. • Планирование НОД
• Перспективное планирование
• Создание конспектов праздников и развлечений по реализации задач проекта
• Совместное движение к результату • Видеть себя в контексте совместной деятельности
• Расширение опыта выполнения танцевальных движений
• Оценить свое личностное участие в процессе танцевального творчества
3 этап:
Заключительный
(аналитический)
февраль 2014г. • Результаты проекта
• Перспектива дальнейшего развития по данной теме
• Итоговая диагностика • Формирование разнообразных умений и навыков
• Повышение уровня навыков детей по теме проекта
Анализ полученных данных мониторинга показали, что уровень развития танцевального творчества детей достаточно низок, т. о. я поставила перед собой задачу разработать систему работы по развитию творчества детей.
В проекте основополагающей является технология развития творческих способностей детей. Она реализуется в три этапа:
2.1. Опробация и этапы проекта
1 этап – подготовительный (август 2013г. -сентябрь 2013г.)
Цель: создание условий для реализации проекта, обеспечивающих профессиональную компетентность педагога.
На нем решаются задачи обогащения личного опыта ребенка через создание предметно-развивающей среды, мониторинга подготовленности детей в творческом и двигательном развитии :
Поиск, изучение и анализ эффективных форм, методов и приемов развития танцевального творчества детей.
Определение основных направлений работы с детьми
Вовлечение педагогов и специалистов в совместную деятельность по развитию танцевального творчества детей
Составление перспективного планирования занятий и развлечений по данному направлению
Составление перспективного планирования по взаимодействию с родителями
Создание условий для развития творческих способностей детей
Мониторинг исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии. @ @ &
2 этап – основной (практический) октябрь 2013г. - январь 2014г.
Цель: реализация непрерывной работы по повышению уровня развития танцевального творчества детей.
Задачи:
• Проведение НОД с использованием традиционных и нетрадиционных форм обучения, направленных на повышение творческих способностей детей
• Стимулирование самостоятельной деятельности детей посредством создания ситуации «проблемности» : задания на развитие танцевального творчества, игры-этюды, задания на выразительность жеста, мимики.
Основные направления в работе:
- организация работы с детьми в НОД.
- использование нетрадиционных форм работы (мультимедийное оборудование, проектный метод работы)
- организация работы с родителями @ @
-организация работы с воспитателями
- организация использования на занятиях речевых, ритмических и релаксационных игр
- использование в НОД развития музыкально-ритмических движений
- ведение кружка «Веселая ритмика» @ @ @
Танцевальное творчество детей невозможно без развития музыкально-ритмических движений.
Музыкально-ритмические движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности, при помощи которого происходит формирование музыкального творчества и творческих качеств личности.
Первая линия – линия образных танцевальных упражнений и этюдов, которые способствуют развитию творчества и пластики, раскрепощению детей.
Перед ребенком ставятся задачи по воплощению того или иного образа. При этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.
Вторая линия – овладение основными видами музыкально-ритмических движений: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.
Третья линия – ориентировка в пространстве, перестроения.
Четвертая линия – развитие танцевальных движений, пластики, выразительности исполнения, танцы.
Пятая линия – индивидуальное творческое проявление детей в играх-этюдах, играх-импровизациях, танцевальных импровизациях.
Таким образом, у детей, в процессе танцевального творчества укрепляется позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, значимости в детском коллективе, положительной самооценки.
Работа по развитию танцевального творчества будет более плодотворной и интересной для детей, если в процесс развития включить взаимосвязь с другими образовательными областями.
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
Развитие танцевального творчества очень сложный психологический процесс. Поэтому тесная взаимосвязь с педагогом-психологом помогает организовать работу по раскрепощению и развитию творческих проявлений воспитанников. @
Формы работы:
родительские собрания
индивидуальная работа с пассивными, стеснительными, гиперактивными детьми
подгрупповая работа
В результате проведенной работы на данном этапе проекта мною было отмечено, что воспитанники стали легко и быстро выполнять различные перестроения, уверенно ориентироваться в зале.
Они стали более раскрепощенными, раскованными, что положительно отразилось на развитии творчества. Движения в танцевальных композициях стали более точными в исполнении, а также, у детей чаще стало появляться желание внести что-то новое в жесты и мимику.
3 этап - заключительный (аналитический) февраль 2014г.
Цель: определение уровня развития творческих способностей детей посредством диагностического обследования.
Задачи:
- проведение мониторинга динамики показателей творческого и двигательного развития детей.
- участие в мероприятиях, используя накопленный двигательный и творческий опыт @ @ @
-анализ и оценка результатов проводимой работы
-подведение итогов проекта
-обобщение результатов работы
На 3 этапе происходит формирование обобщенных знаний и умений, связанных с детским танцевальным творчеством; формирование творческих качеств личности, которые обеспечивают ребенку способность вносить элементы новизны и оригинальности во все виды музыкальной деятельности; развитие фантазии, творческого мышления, воображения и интуиции.
2.2. Результативная деятельность по развитию танцевального творчества детей :
I этап
Начало реализации проекта. III этап
Окончание реализации проекта.
Выявление уровня развития танцевального творчества детей показало :
дети не могут передать в движении характер, настроение музыки.
танцевальные движения скудны в разнообразии
плохо ориентируются в пространстве зала
дети плохо запоминают музыку и движения
не умеют импровизировать под знакомую мелодию Результаты итогового обследования показали:
дети могут передавать в движении характер и настроение музыки
танцевальные движения воспитанников стали образными, мимика и жесты разнообразны в своих проявлениях
высказывания детей стали богаче
научились ориентироваться в пространстве зала
дети проявляют творчество в танцевальной деятельности
Взаимосвязь участников проекта :
2.3. Реализация проекта через совместную деятельность музыкального руководителя с детьми по всем образовательным областям.
Художественно-эстетическое развитие :
• включает в себя развитие эмоциональной сферы детей
•
Социально-коммуникативное развитие :
• хороводы
• танцы @
• речевые и релаксационные игры
Познавательное развитие :
• знакомство с творчеством и биографией композиторов
• знакомство с жанрами музыки
• знакомство с видами оркестров и их составом
Речевое развитие
• работа над артикуляцией
• речевые, ритмические и релаксационные игры
Физическое развитие :
• музыкальные подвижные игры
• дыхательная гимнастика
3. Выводы:
При реализации этапов проекта детская фантазия, подкрепленная опытом обучения, начинает заявлять о себе. И тогда, бывает, мне приходится удивляться оригинальности детских «решений», которые оказываются не менее, а порой и более удачными и органичными, чем мои собственные «заготовки». В такие моменты я стараюсь «идти за детьми» в их творчестве и даже поучиться у них.
По итогам работы над проектом мною сформулированы следующие выводы:
Развитие танцевального творчества детей возросло и привело к положительным результатам, т. к. педагогическая деятельность в музыкально-ритмических движениях и танцах реализуется в соответствии с их способностями и подготовленностью. Об этом свидетельствуют результаты итогового мониторинга.
У детей укрепились навыки выполнения танцевальных движений, дети стали понимать их значение, умеют с помощью этих движений выразить свое отношение, настроение.
Развилась способность детей передавать в пластике музыкальный образ, используя музыкально-ритмические движения.
Сформировалось умение сочинять несложные танцевальные композиции, используя знакомые музыкально-ритмические движения.
Развилась эмоциональная сфера детей
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос развития танцевального творчества детей является актуальным. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной задачи благоприятствуют характерные способности детей этого возраста : повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль музыкального руководителя, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в мир музыкального искусства. По результатам проектной деятельности можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны музыкального руководителя в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников и педагогами ДОУ.
Вывод: гипотеза нашла свое подтверждение, т. к. :
1. У детей возрос интерес к музыкальным занятиям в целом
2. Прослеживается положительная динамика развития танцевального творчества детей
3. Возросла заинтересованность родителей воспитанников
4. Психологическая атмосфера во взаимоотношениях с детьми стала более доброжелательной и доверительной
5. Повысился уровень моего мастерства в организации и проведении образовательного процесса
В дальнейшей профессиональной деятельности я планирую:
• Продолжить работу по развитию танцевального творчества детей
• Продолжать применение информационных форм (использование компьютерных технологий в непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности);
• Продолжать взаимодействие с семьями воспитанников
• Начать работу над проектом «Музыкально-ритмические движения – основа развития танцевального творчества в младшем дошкольном возрасте»
Список литературы
• 1. Программа «Детство» Детство с музыкой А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская Санкт-Петербург Детство-ПРЕСС, 2010 г.
• 2. В. Г. Горшкова Учимся танцевать. Путь к творчеству Москва 1993 г.
• Буренина А. И. Ритмическая мозаика:(Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- 2-е издание., испр. и доп. – Спб: ЛОИРО, 2000 г.
• Мадорский Л., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка Айрис-пресс, Москва, 2011 г.
• Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Москва, АРКТИ, 2000 г.
• А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. Под редакцией А. Д. Кошелевой Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, Просвещение, 1985 г.
• О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили Музыкальное воспитание дошкольников Москва, Просвещение, 1994 г.
• Т. Э. Тютюнникова Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва, 2009 г.
• С. Д. Руднева, Э. М. Фиш Ритмика. Музыкальное движение. Москва, 1972 г.
• В. Н. Шацкая Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества Москва, 1975 г.
• О. П. Радынова Музыкальные шедевры Москва, Гном-ПРЕСС, 1999 г.
• О. А. Куревина Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2003 г.
• Т. Э. Тютюнникова Под солнечным парусом или полет в другое измерение. Теория и практика начального музыкального обучения. Спб, Издательство «Музыкальная палитра», 2008 г.
• С. И. Бекина Музыка и движение Москва Просвещение 1983 г.
• Е. И. Юдина Мой первый учебник по музыке и творчеству Москва, Аквариум 1997 г.
• Интернет-ресурсы