Жукова Наталья Валерьевна
Проект по развитию речи в старшей группе «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»
Актуальность
Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Проблема
Возникновение затруднений в связном рассказывании о чём-либо.
Недостаточные коммуникативные навыки, отсутствие умения общаться с взрослыми, контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия.
Цель
Развитие связной речи старших дошкольников через интеграцию различных форм занятий.
Задачи.
• Учить детей устанавливать связь в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.
• Формировать умение детей рассуждать и делать выводы.
• Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать звуковую культуру речи, связную речь, выразительность речи, грамматический строй речи.
• Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.
• Развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная).
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность: 2 месяца
Этапы работы:
1. Составление плана-схемы проекта.
2. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
3. Работа по плану.
4. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
5. Презентация проекта.
Пути реализации проекта:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Организация выставки рисунков.
Содержание взаимодействия с детьми:
1. НОД по развитию связной речи «Такие разные сказки».
2. Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок.
5. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Иллюстрирование прочитанных сказок, сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
6. Участие в викторине «Путешествие в сказку».
7. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
8. Презентация проекта.
Содержание взаимодействия с родителями:
1. Анкетирование.
2. Домашние задания для родителей и детей.
3. Чтение сказок с детьми.
План-схема:
Содержание работы Ответственные
С родителями С детьми
- Анкетирование (Приложение 1)
НОД по развитию речи «Такие разные сказки» Воспитатель
Оформление родительского уголка: «Что читать детям» Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Воспитатель
Домашнее задание для родителей: чтение русских народных сказок Чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок. Воспитатель
Презентация детских работ. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам» Воспитатель
Памятка для родителей
«Упражнения для связной речи» Викторина «Путешествие в сказку». Воспитатель
Совместное сочинение сказки Совместное сочинение сказки Воспитатель
Выполнение детских творческих работ совместно с родителями. Воспитатель
Родители
Ожидаемые результаты
• Пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
• Повысился уровня речевого развития детей.
• Активизировалась познавательная деятельность детей.
• Повысился интерес к книге.
Приложение 1
Анкета для родителей по теме: «Сказка в жизни ребенка».
1. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?___
2. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?___
3. Читаете ли Вы сказки своему ребенку сказки? Как часто?___
4. Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку? ___
5. Способствует ли сказка нравственному развитию ребенка, чему учит?___
6. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения? ___
7. После чтения сказки может ребёнок ее рассказать? ___
8. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои сказок?___
9. Рисуете ли Вы с ребёнком сказки? ___
10. Назовите любимую сказку Вашего ребенка___
11. Придумываете ли Вы с ребёнком свои сказки?___