Екатерина Шенвальд
Проект по развитию речи «Почитаем — поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №2»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «РОМАШКА» ПО ТЕМЕ
«ПОЧИТАЕМ - ПОИГРАЕМ»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Е. П. Шенвальд
Вид проекта : информационно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети разновозрастной группы, родители, воспитатель.
Возраст: 4 - 7 лет.
Срок проведения: краткосрочный (две недели).
Публикация «Проект по развитию речи „Почитаем — поиграем“» размещена в разделах
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача – речевое развитие
дошкольников по ФГОС. В с детском саду происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Проблема:
В последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребё нка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь;
- неспособность построить монолог;
- отсутствие навыков культуры речи.
И тут на помощь приходит сказка…
Актуальность:
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог. Многие дети в нашей группе не знают сказки и имеют низкий уровень речевого развития.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой:
Цель:
- Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через сказки и формирования интереса к речевому общению; воспитание у детей любви к сказкам, как к произведению искусства, возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Задачи:
для детей:
- расширить представление детей о сказках;
- формировать умение детей рассуждать;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать
эпизоды сказок;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
-развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие
способности;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать культуру речи.
для родителей:
- способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
• развивать творческий потенциал ребенка;
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация по теме: «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
2. Совместное чтение и творчество родителей и детей.
3. Фотоотчет «Мы и театр».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду театрального уголка.
3. Подбор художественной литературы по теме; атрибутов;
4. Разработка перспективного плана по теме.
5. Подготовить информацию (консультацию) для родителей.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА :
Перспективный план.
Социально-коммуникативное развитие Беседа о театре «Здравствуй, театр!»
Беседа о бережном отношении к книге, театральным атрибутам.
Рассматривание альбома: «Театральные профессии»
3. Беседа с детьми «Как вести себя в театре?»
Дидактические игры: «Собери сказку» разрезные картинки, «Что сначала, что потом», «Измени голос».
Познавательное развитие Чтение, просмотр и прослушивание русских народных,
Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» - презентация.
Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой"
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Чтение х/ л: 1.«Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней.
2. «Заюшкина избушка» и беседа по ней.
3. «Маша и медведь» и беседа по ней
4.«Зимовье зверей» и беседа по ней.
5. «Муха Цокотуха» и беседа по ней.
6. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечков» беседа по ней.
7. «Снегурушка» беседа по ней.
8. «Три поросёнка» беседа по ней.
9. «Лиса и кувшин». Беседа по ней.
Речевое развитие Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм.
Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол.
Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки.
Отгадывание загадок про сказки.
Театрализованная деятельность Театр на фланелеграфе «Колобок».
Пальчиковый театр «Курочка Ряба».
Пальчиковый театр «Теремок».
Театр на фланелеграфе «Три поросенка»
Театр теней.
Сюжетно-ролевая игра:
«Театр», «Добрый доктор Айболит»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Мой любимый герой».
Аппликация – изготовление театра по сказке «Зимовье зверей».
Подвижные игры «Теремок», «Красная шапочка», «Бармалей», «Муха-Цокотуха».
Настольный театр
По желанию детей.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА :
Ожидаемый результат.
- Речь детей более развита (обогащен словарь, сформировано умение строить предложения, произношение более правильное и четкое);
- Детьми освоены первичные навыки в области театрального искусства: использование мимики, жестов, голоса, кукловождение;
- Они овладели необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актера;
- Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления;
- Возросло желание родителей читать детям сказки, проигрывать понравившийся сюжет;
- Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры;
-Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности для детей 4-7лет;
- Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Продукт проекта :
- сюжетно-ролевая игра «Поездка в театр».
- изготовление театра – родитель – ребенок;
- выставка детских рисунков, поделок.