Попкова Виктория Вячеславовна
Проект по развитию речи «Моё интервью»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Моё интервью» (интервьюирование).
Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Интервьюирование проводится по определённому плану вопросов.
Проблема:в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Публикация «Проект по развитию речи „Моё интервью“» размещена в разделах
Гипотеза: создание условий: развивающее пространство общения, правила организации жизни детей, методы привлечения и удержания внимания, эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе будут оказывать безусловное влияние в развитии контактоустанавливающей (диалогической) функции общения.
Актуальность
Хотя общение входит в жизнь человека с момента его рождения, исследования Ф. А. Сохина доказывают, что его осваивают так же, как и любой другой вид деятельности.
Овладение родным языком и умелое использование его выразительных средств в общении наиболее интенсивно протекает в дошкольные годы, когда у ребенка высока чувствительность к языковой информации (М. М. Конина, Е. И. Радина, Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др.)
Коренные перемены в социальном устройстве страны, различные тенденции в развитии средств массовой информации и международных контактов актуализируют вопрос развития диалогического общения, т. е. востребованы люди, освоившие формы и способы успешной коммуникации.
Высокий уровень развития речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Развитие коммуникативных способностей помогает сформировать чувство собственного достоинства, полноценности, неповторимости личности каждого человека.
Поэтому современное образование должно ориентироваться не только на признание ценности ребенка, но и на создание реальных условий для развития его коммуникативных способностей.
Однако возникает противоречие между социальным заказом общества по развитию диалогического общения и недостаточной исследованностью этой темы, как в педагогической теории, так и в дошкольной практике: не разработанностью содержания, технологии, отсутствием модели критериальной основы процесса развития диалогического общения старших дошкольников в условиях МОУ.
Инновационная деятельность
Данный проект разработан на основе психолого-педагогических принципов:
- принципа комплексно-тематического и принципа интеграции образовательных областей (реализуется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, где предполагается построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);
- принципа разнообразия видов организации детской деятельности (данный принцип предусматривает использование таких видов детской деятельности, как: игровой, познавательно-исследовательской, досуговой, продуктивной, поисковой и др., через которые интегрируются образовательные области и варьируются между собой);
- принципа индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку (максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов);
- принципа деятельности (никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без деятельности самого ребенка, и от того, как она будет осуществляться, зависит воспитательно-образовательный процесс);
- принципа системности и полезности (предусматривает формирование у детей способов адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения);
- принципа сотрудничества (позволяет создать в ходе образовательной деятельности атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности);
- принципа культуросообразности (предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь и др.);
- принципа формирования детского сообщества (обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности).
Новизна
Метод интервью в работе с детьми - один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. (ФГОС ДО)
Таким образом, формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном детстве.
Дети имеют свои особенности, влияющие на формирование коммуникативных навыков:
Низкая речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость, стеснительность;
Трудности в установлении вербального контакта;
Трудности в удерживании внимания на теме разговора;
Недостатки звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические ошибки влияют на оформление речевого высказывания.
Для развития у детей коммуникативных навыков можно использовать нетрадиционный метод работы – интервью.
Интервью (англ. interview) – это разновидность разговора, беседы
между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Применение интервью на занятиях с детьми знакомит их с правилами ведения диалога (дети должны выслушать собеседника, вовремя вставить реплики, вопросы, подходящие по смыслу, продолжить линию беседы).
Метод интервью позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:
Развивать личностные качества;
Учить преодолевать скованность;
Быть активным и самостоятельным собеседником;
Развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
Устранять избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её.
Цель проекта : освоение детьми коммуникативной функции языка на основе метода интервьюирования.
Задачи проекта
формировать коммуникативные способности дошкольников на основе интервьюирования;
развитие связной диалогической речи;
расширение и активизация словарного запаса;
развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
обогащать знания детей в области интервьюирования;
учить детей брать интервью у своих сверстников и взрослых;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации: родитель – ребенок – воспитатель – ребенок – родитель – социум.
Сроки реализации проекта : 01.09.2021г. – 31.08.2022г.
Тип проекта : творческий, групповой
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатель группы и родители воспитанников.
Руководитель проекта : Попкова Виктория Вячеславовна.
Методы и приемы
Наглядные (показ, наблюдения, экскурсии).
Практические и словесные методы и приемы, способствующие формированию коммуникативных способностей: дидактические речевые игры и упражнения, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, сценарии активизирующего общения, ролевые инсценировки, импровизации, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, мини-конкурсы, игры-соревнования и т. д.)
Этапы работы:
1 этап – подготовительный (предварительные наблюдения, диагностирование);
2 этап - практический (коррекционная работа);
3 этап – аналитический ( заключительный: диагностирование, выводы, постановка задач на дальнейшую деятельность).
Направления работы
• Первое направление - развитие эмоционально-волевой сферы. Проводится работа по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятию сверстника в качестве объекта взаимодействия на положительном эмоциональном уровне, по формированию общих игровых интересов и делового сотрудничества, по развитию лидерских качеств личности (умение взять на себя функцию ведущего в подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых играх).
• Второе направление состоит в развитии у ребё нка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства: формирование навыков культуры общения, построение диалогового общения, развитие и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
• Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений. (Участие детей в сюжетно-ролевых играх, играх- инсценировках, играх-драматизациях и т. д.)
Формы работы:
развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);
упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
этюды;
импровизации;
наблюдения, прогулки, экскурсии;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
чтение художественных произведений;
рассказ педагога и рассказы детей;
составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения;
сочинение историй, беседы, рассуждения;
продуктивные виды деятельности;
игры-соревнования.
Приемы
Речевой уголок
Копилка слов- своеобразный накопитель наглядного материала
Речевые схемы- модели
Лэпбук
Работа с родителями
- Индивидуальные встречи и консультации, систематически проходящие в течение года;
- участие в традициях группы по развитию речи детей («Копилка слов», «Я дарю тебе словечко»; «словотворчество»);
- участие в совместных мероприятиях детей и родителей;
- работа с родителями, у детей которых обнаружены проблемы в речевом развитии (консультации с учителем-логопедом, занятие детей на логопункте).
Содержание проекта и система мероприятий по реализации проекта
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Игровые занятия проводятся 1 раз в день. Занятия проводятся по подгруппам, имеют свою структуру, отработанную в ходе работы с детьми.
Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений.
Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.
Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить их единство с современной программой дошкольного образования “От рождения до школы”.
На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.
На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов.
1 этап – подготовительный (предварительные наблюдения и их фиксация)
Наблюдение за коммуникативным поведением проводится по следующим параметрам:
Характеристика коммуникативной активности.
Следует обратить внимание, легко ли вступает ребёнок в контакт с взрослыми и детьми, имеет ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребёнок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх.
Предпочитаемый адресат общения.
Следует выявить, направлен ребёнок на взрослого или на сверстника. Отметить, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению с взрослым в поле восприятия дошкольника, по какому принципу (эмоциональному, деловому, игровому, познавательному) ребёнок отдаёт предпочтение сверстникам.
Содержание общения.
Внимательно наблюдать за содержанием общения ребёнка с взрослым (о чём спрашивает, что сообщает).
Анализ речевых средств.
Наблюдение за уровнем общей речевой активности ребёнка (какие виды коммуникативных высказываний встречаются наиболее часто; имеют ли вопросы познавательную направленность).
Протокол фиксации. Коммуникативная сфера дошкольника.
Ф. И. ребенка Группа
Интерес к сверстнику ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;
ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;
ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность: ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;
ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность: ребенок не отвечает на инициативу сверстника
ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;
ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;
ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.
Просоциальные действия ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;
ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками, но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;
ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.
• 2 этап – практический
Развивающую деятельность целесообразно проводить по трё м направлениям:
Первое направление - развитие эмоционально-волевой сферы. Проводится работа по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятию сверстника в качестве объекта взаимодействия на положительном эмоциональном уровне, по формированию общих игровых интересов и делового сотрудничества, по развитию лидерских качеств личности (умение взять на себя функцию ведущего в подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых играх).
Предлагаются дидактические игры:
этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточенности, удивления, печали, страха» : «Я и другие», «Зеркало», «Путанка», «Цветик - семицветик», «Назови свои сильные стороны», «Близнецы», «Комплименты», «Кто самый веселый, грустный сегодня?», «Скучно, скучно так сидеть», «Поссорились и помирились», «Приветствие», «Я знаю», «Волшебный стул», «Кто сумеет похвалить?», «Назови ласково» и др.
Второе направление состоит в развитии у ребё нка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства: формирование навыков культуры общения, построение диалогового общения, развитие и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
Особое внимание отводится диалогу, как основе интервьюирования, а именно на способы игрового взаимодействия с партнером:
• учить задавать вопросы адресно;
• не отвечать вопросом на вопрос;
• придерживаться темы разговора;
• выслушивать терпеливо собеседника;
• пользоваться средствами речевого этикета.
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи выступает моделирование (замена вербальных абстрактных образов зрительными, что значительно облегчает обучение). Для этого разработала опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога (детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами, затем вместе с ребятами оговариваются возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них изатем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов).
Предлагаются дидактические игры:
на развитие умения задавать вопросы:(задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок: логических, стилистических, фактических) «Вопросы и ответы», «Спроси и я отвечу», «Интервью литературного героя».
на умение следить и контролировать свою речь: «Да-нетка»,«Закончи предложение», «Придумай предложение», «Исправь предложение», «Назови причину и следствие», «Найди ошибку».
на умение давать определения понятиям: «Сравнения», «Выдели главное и второстепенное», «Объясни значение выражения», «О чем говорит пословица?», «Почему так говорят?», «Скажи точнее».
на развитие и обогащение активного словаря: «Узнай по описанию», “Что лишнее?”, “Звукооператор”, «Смотрим на мир чужими глазами» («Расскажи другими словами», «Сочиняем сказку», «Сочини рассказ по схеме», «Послушай мое слово и нарисуй», «Задумай слово».
на интонационную выразительность речи : проговаривании чистоговорок, потешек, скороговорок.
диалог по телефону: разыгрывание ситуаций наиболее часто встречающихся в жизни детей: приглашение друга на прогулку, в гости, вызов врача на дом, звонок в справочное бюро, заказ такси и др.
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений (участие детей в сюжетно-ролевых играх, играх- инсценировках, играх-драматизациях и т. д.)
• 3 этап – аналитический (заключительный, диагностический)
Проводится анализ эффективности проведенной работы и необходимость ее продолжения. Предлагаются новые формы, более доступные и интересные для детей.
Прогнозируемый результат
Все эти направления работы, будут способствовать:
развитию социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
развитию речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
развитию деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развитию диалогической речи (через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
развитию умения детей брать интервью у своих сверстников и взрослых;
развитию связной речи;
развитию речевого творчества;
развитию эмоциональной сферы.
Формы подведения итогов:
Одним из этапов проекта является проведение итоговых диагностических занятий, позволяющих выявить уровень речевого развития воспитанников группы.
Наблюдение и фиксация результатов по перечисленным выше направлениям.
Организация и проведение сценариев активизирующего общения.
Драматизация ролевых игр и инсценировок.
Интервью с детьми и взрослыми.
Участие в конкурсах мини-сочинений на различную тематику.
Ожидаемый результат:
индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального "я";
развитие способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
сознательное овладение речевыми и вербальными средствами общения;
приобретение ребенком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, терпимости к мнению собеседника;
развитие творческих способностей и организация способностей;
сформированы умения брать интервью у детей и взрослых;
сформированы элементарные знания о профессии журналиста и телеведущего.
В результате реализуемого проекта дети не только приобретут знание норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, но и станут использовать эти знания не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети станут относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, сформируется умение слушать собеседника, уважать его позицию, выражать свое мнение, аргументировать его, в результате чего, должно уменьшиться число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатится их лексический запас, который пополнится словами и выражениями из речевого этикета. Разовьется умение грамотно и красиво выстраивать свою речь, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сформируется умение правильно задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог, поддерживать и включаться в беседу на интересующую тему. Повысится уровень познавательной активности.
Литература
1. АрушановаА. Г., Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.
2. Бабич Л. Н., 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М. : Рольф, 2000.
3. Володина Н. В., Говорю красиво: Учебно-методическое пособие для детей 6-7 лет. – М. : Эксмо, 2009.
4. ЗаводноваН. В., Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В., Учим детей общению: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. НовотворцеваН. В., Развитие речи детей : Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В., Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. _ М. : АРКТИ, 2009.
8. Ушакова О. С., АрушановаА. Г. , Придумайслово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей детскогосада и родителей. – М. : Просвещение, 1996.
1. Шипицына М. Л., Защиринская О. В., Азбука общения: книга для воспитателей детского сада. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.