Пелина Валентина
Проект по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передавать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Публикация «Проект по развитию речи» размещена в разделах
Формирование монологической речи является центральной задачей лингвистического воспитания дошкольников и относится к наиболее сложным и требующим дальнейшего изучения вопросам в теории дошкольного образования. В частности, актуальным остаётся изучение особенностей развития связности речи на материале пейзажной картины. В практике дошкольных учреждений также недостаточно используются возможности пейзажной живописи в развитии речемыслительной деятельности детей.
Элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка.
Восприятие – определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно.
Понятие «восприятие» как форму чувственного отражения действительности в сознании, способность принимать, обнаруживать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ, так в своем толковом словаре объяснил С. И. Ожегов.
Восприятие – отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов.
Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего.
Правильное, адекватное восприятие является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем - нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, события, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно - следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и этического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития детей.
Важным средством развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является описание пейзажных картин. Произведения пейзажной живописи являются своеобразными и доступными ребенку «аккумуляторами» эстетического мировоззрения. В ходе их восприятия ребенок осознает особую систему образов, художественных средств, позволяющих ему понять красоту явлений природы.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека,
личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью,
первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к
абстракции, обобщению.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155)
содержание образовательной программы дошкольной организации должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей. В
числе этих направлений обозначено речевое развитие.
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения
дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления,
творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это
полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной
монологической речью является высшим достижением речевого воспитания
дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка,
словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи
с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через
восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для
хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения
своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям
заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с
несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все
более актуальной проблемой в нашем обществе.
Работая с детьми 5-6 лет, в июне 2017 года я провела диагностику, чтобы
проанализировать и выявить, насколько были эффективны выбранные мною
методы и приемы реализации основной программы. В результате выявилось
следующее: во всех образовательных областях, кроме «Речевые
навыки» прослеживалась положительная динамика, соответствующая
возрасту воспитанников и задачам общеобразовательной программы.
Речевые же навыки остались почти на том же уровне, что и в начале года.
Особенно это касалось раздела «Связная речь». У 80% тестируемых,
развитие связной речи оставалось на низком уровне. Дети не могли составить
описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали
развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования
наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность
изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.
Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует
возрасту.
Проблема. Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации,
определило необходимость поиска продуктивных форм работы.
Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как
сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации,
побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать
выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного
развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей,
ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У
него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает
активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Цели и задачи проекта
Цель: развитие и совершенствование связной речи и активной познавательной деятельности дошкольников в процессе составления описательного рассказа по картине.
Задачи:
1. Совершенствовать восприятие детьми окружающего мира, путем активного использования всех органов чувств и речи.
2. Пополнять и активизировать словарь, совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже по изучаемой теме.
3. Развивать у детей творческий подход при составлении описательных рассказов.
4. Учить детей давать полные ответы на вопросы взрослого, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на модельную схему.
5. Самостоятельно создавать продукт речевой деятельности.
Участники проекта
Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
План реализации проекта
I этап
(подготовительный) октябрь 2017 г
. Анализ научной, методической литературы, эффективного педагогического опыта по проблеме; Разработка педагогической системы. Выявление уровня знаний детей по развитию речи. Анкетирование родителей для выявления знаний о проблеме. Беседы, опросы родителей с целью просвещения по теме.
II этап
(основной) ноябрь- февраль 2017г. -2018г.
Цель – Осуществление педагогической работы по обучению рассказыванию по картине и формирование навыков общения в совместной деятельности с детьми, родителями и педагогами.
1. Пополнить развивающую среду
2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику
5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
III этап (заключительный) апрель-май 2018 г
1. Работа с родителями
2. Консультации по теме проекта
3. Экспериментальная деятельность
Сроки реализации проекта
ноябрь – май 2017 г. – 2018г.
Прогноз
1. Развитие речи дошкольников : совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного
сотрудничества.
3. Повышение культурного уровня дошкольников
Критерии оценки результативности проекта
1. Анкетирование родителей
2. Фото- и видеоматериалы
3. Обобщение опыта
Предполагаемый продукт проекта
1. Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.
2. Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам