Черкасова Диана Владимировна
Проект по развитию речи во второй младшей группе «Вместе весело играть»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ»
СОДЕРЖАНИЕ
№№ Разделы №№ стр.
1. Актуальность 3
2. Цель и задачи Проекта 4
3. Этапы реализации проекта 5
4. Результаты 6
5. Литература 7
6. Приложение 1. Перспективное планирование работы по реализации проекта 8
1. Актуальность проекта
Публикация «Проект по развитию речи во второй младшей группе „Вместе весело играть“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей. Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. А если соединить знакомство с первыми стихами и игру, которая является для малыша основным видом его детской деятельности, то будут созданы благоприятные условия для развития речи и коммуникативных способностей ребенка, что является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В свой проект мы включили творческий опыт Агнии Львовны Барто, поскольку ее стихи помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней, это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их, а понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста и доступен к драматизации.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Проблема:
Низкий уровень активного словарного запаса детей.
Причины:
1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатится речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся запоминать стихотворения, выразительно их рассказывать, драматизировать, а в последствии, сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта : развитие речи детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность; повышение активного словаря детей посредством заучивания, драматизации небольших произведений, стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи проекта :
- создать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке;
- формировать грамматический строй речи;
- расширять словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать активный словарь детей;
- развивать способность заучивать стихотворения;
- развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
- поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.
Тип проекта : творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта : иллюстрированные книги со стихотворениями А. Л. Барто, картотека речевых игр, игрушки, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен, костюмы, расходный материал для изобразительной деятельности, интернет-ресурсы.
Идея проекта :
Все занятия и игры по проекту «Вместе весело играть» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Структура проекта :
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создаются условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают стихи, заучивают, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Ожидаемые результаты:
1. Высокий уровень активного словарного запаса детей.
2. Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
3. У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
3. Этапы реализации проекта
3.1. Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта.
3.2. Основной:
- включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков;
- оформление книжного уголка, выставка иллюстраций по творчеству А. Л. Барто;
- беседа «Почему надо беречь игрушки»;
- дидактические игры: «Угадай, кто?», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Собери картинку», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает?», «Кто в домике живет?», «Что лишнее?», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш?» и другие;
- подвижные игры: «У медведя во бору», «Ловишки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Море волнуется», «Гуси-лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие;
- сюжетно-ролевые игры: «В гостях», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие;
- игровые упражнения «Кто скорей возьмёт игрушку», «Послушай стихотворение и найди игрушку», «Мишка косолапый», «Идёт бычок, качается», «Игрушки»;
- театрализованные игры, игры-драматизации по произведениям А. Л. Барто;
- творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация;
- раскрашивание любимых игрушек;
- рассматривание картин, иллюстраций, рисунков в книгах.
- создание картотеки игр для развития словаря детей;
- консультации для родителей: «Проведение домашних игр для развития речи детей», «Читаем и сочиняем вместе с ребенком», «Словесные игры и упражнения»;
- создание видеопрезентации совместно с родителями «Говорят наши дети»;
- создание альбома-раскраски «Герои моих любимых стихотворений».
3.3. Заключительный:
- конкурс чтецов по стихотворениям А. Л. Барто;
- театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Теремок»;
- презентация проекта.
4. Результаты проекта
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку систематически вовлекаться в игровые действия. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, систематизирует полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
5. Литература:
Барто А. Л. Уронили мишку на пол. Для чтения взрослыми детям до 3 лет. М. : Издательство «Самовар».
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2017г.
Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 3-4 лет.
Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. / Под. ред. Л. В. Свирской. - М. : Обруч,2011.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. - Волгоград: Учитель,2012.
Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» : вторая младшая группа/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Волгоград: Учитель,2012.
Развивающие занятия с детьми 3-4 лет. / Под ред. Л. А. Парамоновой.
Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. - М. : МОЗАЙКА – СИНЕЗ,2011.
Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Перспективное планирование работы по реализации проекта
Срок Виды деятельности Задачи Дидактический материал и оборудование
Сентябрь
Оформление книжного уголка, выставки иллюстраций по творчеству Агнии Барто.
Октябрь
1 неделя Беседа об А. Л. Барто, показ книг, иллюстраций
Игровое упражнение «Послушай стихотворение и найди игрушку»
Подвижная игра «Зайка беленький сидит» Познакомить детей с писателем А. Барто. Развивать интерес к стихотворениям. Развивать слуховое внимание. Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Иллюстрации к произведениям, портрет писателя, книги из цикла «Игрушки», игрушки.
2 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Лошадка»
Игровое упражнение «Цирковая лошадка» Развивать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать дружеские отношения в совместной игровой деятельности. Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка - качалка.
3 неделя Чтение стихотворения «Мячик»
Экспериментальная деятельность «Утонет ли мяч в воде» Развивать умение активно повторять за воспитателем отдельные слова и фразы. Расширять активный словарь детей. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, в процессе которой побуждать детей на речевые высказывания. Текст, игрушка – мяч, камешек, тазик с водой
4 неделя Заучивание стихотворения «Мячик»
Игры с мячом Продолжать знакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Мячик». Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, учить разнообразным играм с мячом. Текст, иллюстрации, игрушка - мяч
Ноябрь
1 неделя Рисование «Мой веселый звонкий мяч». Подвижная игра «Прокати мяч в ворота». Вызвать положительный эмоциональный отклик к описанному в стихотворении событию. Учить изображать в рисовании сюжет к произведению А. Барто. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Иллюстрации, игрушка – мяч, бумага, краски
2 неделя Рассматривание игрушки - мишка. Составление рассказа описания.
Логоритмика «Медвежата» Учить детей рассматривать игрушку, рассказывать о ней. Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде, числе и падеже. Развивать мышление, память, умение четко поизносить слова. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение двигаться в соответствии со словами. Игрушка - мишка
3 неделя Беседа «Почему нужно беречь игрушки». Чтение стихотворения «Мишка».
Подвижная игра «У медведя во бору…» Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Пробуждать в детях чувство сопереживания и желание помочь тому, кто нуждается в помощи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Текст стихотворения, игрушки, шапочка медведя
4 неделя Проблемная ситуация:
мишку уронили на пол, оторвали лапу что делать?
Сюжетно-ролевая игра «Больница». Знакомить с некоторыми трудовыми действиями, из которых состоит работа врача. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Развивать диалогическую речь. Игрушка, бинт, халат доктора, лекарства.
Декабрь
1 неделя Заучивание стихотворения «Мишка».
Логоритмика «Медвежата» Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение двигаться в соответствии со словами. Текст, иллюстрации, игрушка – мишка.
2 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Зайка».
Подвижная игра «Зайка беленький сидит» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Расширять словарь детей. Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушка – зайка.
3 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Козленок».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Собери картинку» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Развивать логическое мышление. Текст, иллюстрации, игрушка – козленок, картинки-пазлы.
4 неделя Повторение стихотворений «Зайка», «Козленок»
Подвижная игры «Зайка беленький сидит», «Идет коза рогатая» Вызвать желание слушать стихотворения повторно. Приучать детей правильно произносить звук в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре Текст, иллюстрации, игрушки – козленок, зайка.
Январь
2 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Бычок»
Дидактическая игра «Чей малыш?»
Игровое упражнение «Идет бычок качается» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать логическое мышление. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушка – бычок.
3 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Слон»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Текст, иллюстрации, игрушки животных.
4 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Грузовик»
Подвижная игра «Мы - шоферы»
Дидактическая игра «Светофор» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Закреплять знания ПДД, формировать основы безопасного поведения. Текст, иллюстрации, игрушка – грузовик, игрушечные рули, светофор.
Февраль
1 неделя Драматизация детьми знакомых стихотворений. Формировать умение инсценировать стихи, развивать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушки – бычок, слон, грузовик.
2 неделя Чтение стихотворения А. Барто «Снег». Дидактическая игра «Где снежинка?». Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Закрепить представление о зиме как времени года. Учить выполнять соответствующие тексту движения. Текст, иллюстрации – снегопад.
3 неделя Заучивание стихотворения «Снег».
Подвижные игры на прогулке («Снежки», «Санки», «Лыжи») Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Активизировать речь детей. Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре Текст, иллюстрации – снегопад, атрибуты для зимних игр.
4 неделя Повторение стихотворения «Снег»
Лепка «Снеговик»
Логоритмика «Снежный ком» Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Создать интерес к образу снеговика. Развивать слуховое внимание, мелкую моторику. Учить выполнять соответствующие тексту движения. Текст, игрушка - снеговик, ширма, доски для лепки, пластилин белого цвета.
Март
1 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Барабанщик»
Игра «Угадай, на чём играю»
Сюжетно-ролевая игра «Оркестр» Формировать умение запоминать и выразительно читать стихотворение. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать интерес к художественной литературе. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Текст, детские музыкальные инструменты, иллюстрации к стихотворениям А. Барто.
2 неделя Чтение стихотворения «Кораблик»
Экспериментальная
деятельность «Кораблик из бумаги»
Игры с корабликами в воде Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Закрепить представление детей об основных свойствах и назначении бумаги. Развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности. Текст, иллюстрации, игрушка – кораблик, игровой персонаж Петрушка, таз с водой, имитация реки с камышами, лягушками -оригами, кораблик из бумаги.
3 неделя Заучивание стихотворения «Кораблик»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать его. Продолжать расширять и обогащать словарный запас. В игровой форме учить работать по картинкам-схемам. Текст, волшебный мешочек, игрушки: кораблик, мальчик – кукла, веревка, шапка, лягушка, картинки – схемы.
4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на кораблике» Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Атрибуты для с/р игры.
Апрель
1 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Самолет»
Подвижная игра «Самолеты» Познакомить детей с новым стихотворением. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, игрушка – самолет, иллюстрации.
2 неделя Сюжетно-ролевая игра
«Магазин игрушек» Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Формировать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном диалоге. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Корзина с игрушками, касса магазина, бейджик для продавца-кассира, ценники и деньги с изображением геометрических фигур, тележка для товара.
3 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Флажок». Вызвать у детей эмоционально-патриотические чувства при чтении стихотворения. Учить детей маршировать под музыку. Флажки, текст.
4 неделя Настольный кукольный театр по заученным стихотворениям из цикла «Игрушки» Вспомнить стихотворения А. Барто (Цикл «Игрушки»). Формировать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном диалоге. Развивать мелкую моторику. Мелкие игрушки для настольного театра, иллюстрации
Май
1 неделя Выставка «Моя любимая игрушка» Формировать представления о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек, эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам. Игрушки.
2 неделя Конкурс чтецов по стихотворениям А. Л. Барто Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям. Медали для победителей
3 неделя Театрализованная деятельность
Сказка «Теремок» Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать игровые навыки. Обогащать и активизировать словарь. Развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать у детей гуманные чувства. Атрибуты для театрализованной деятельности
4 неделя Презентация проекта Просмотреть с детьми фото- и видеоматериалы игровой деятельности за учебный год. Учить детей делиться впечатлениями от увиденного, формулировать свои мысли, строить речевое высказывание. Презентация