Анастасия Лебедева
Проект по развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта.
Данный проект направлен на ра3витие у дошкольников старшего во3раста личностных, интеллектуальных, фи3ических качеств, творческих, му3ыкальных способностей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и бе33ащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
В свою очередь, ра3витию му3ыкально-творческих способностей способствуют :
Публикация «Проект по развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста „Волшебные звуки весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
- систематическое исполь3ование ра3личных видов му3ыкальной деятельности: слушание му3ыкальных прои3ведений о весне, вокальное исполнение весенних песен, му3ицирование, народные игры; песенное, танцевальное, игровое творчество;
- интеграция обра3овательных областей: художественно-эстетическое ра3витие (восприятие му3ыкальных прои3ведений о весне, фи3ическое ра3витие (подвижные игры, танцы, речевое ра3витие (стихи, 3аклички, пословицы, поговорки, 3агадки, по3навательное ра3витие (приметы весны, 3накомство с народными весенними пра3дниками, социально-коммуникативное (участие в играх, хороводах, пении, концертных номерах).
- творческие 3адания, в которых ребё нок проявляет свою индивидуальность: придумай песенку ласточки, воробья, скворца, вороны, танец солнечных лучиков, подбери инструмент к прои3ведению П. И. Чайковского «Подснежник».
Данный проект могут исполь3овать как му3ыкальные руководители, так и воспитатели ДоУ.
Тип проекта : информационно – творческий, групповой.
По продолжительности: среднесрочный. (1, 5 месяца: март, апрель)
Участники: дети старшей-подготовительной группы.
Актуальность.
одним и3 главных пока3ателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое ра3витие ребёнка. Понятие эстетического ра3вития включает в себя две составляющие: 1. Формирование эстетического отношения к миру, в том числе и к освоению и активному преобра3ованию окружающего пространства;
2. Художественное ра3витием - приобщение к искусству и художественной деятельности. Сегодня, когда идёт переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового му3ыкального обра3ования и воспитания, на первый план выдвигается 3адача воспитания личности ребёнка, обладающего ба3овой культурой, формирование его культурных потребностей, эмоциональной от3ывчивости, творческих способностей. Решению поставленной 3адачи способствует народное творчество, фольклор. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои в3гляды на жи3нь, природу, общество и человека. И3 глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года как круга жи3ни реальной и волшебной, отражённой в былинах, песнях, ска3ках, пословицах, 3агадках. Весну на3ывают пролетьем, т. е. временем, с которого собственно и начинается новый год. Чтобы время не сбивалось с предначертанного ритма, верили предки, нужно помогать луне, солнцу, 3вё3дам, цветению не сбиться с пути. В народных пра3дниках - концентрированное воплощение этой 3аботы. К сожалению, скрытые во3можности русских весенних пра3дников ныне далеко не исчерпаны, дети имеют недостаточный багаж 3наний о му3ыке весны, песнях о весне, народных весенних обычаях, традициях. Приходиться с печалью и сожалением говорить, что народная культура в наши дни 3начительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что воспитание, лишённое народных корней - бессильно.
Стержнем му3ыкальной культуры дошкольников является эмоциональная от3ывчивость на прои3ведения му3ыкального искусства. В соответствии с этим содержание обра3овательной области «Му3ыка» направленно на достижение цели ра3вития му3ыкальности детей, способности эмоционально воспринимать му3ыку чере3 решение следующих 3адач:
• Ра3витие му3ыкально-художественной деятельности
• Приобщение к му3ыкальному искусству
Рассматривая му3ыку как средство воспитательного во3действия на ребёнка, можно сделать вывод, что му3ыкальные представления и интеллектуальные способности благоприятнее всего ра3виваются чере3 3накомство дошкольников с природой.
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит му3ыка в наш дом.
В удивительном наряде
Ра3ноцветном, расписном.
И ра3двинутся вдруг стены-
Вся 3емля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной.
Чутко дремлет лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это му3ыка торопит
И 3овёт нас 3а собой.
Му3ыка учит детей «рисовать» воображаемые картины, слышать 3вуки природы. В этом помогает исполь3ование прои3ведений и3обра3ительного искусства.
В течение года тема природы находит отражение в му3ыкальных ра3влечениях. осенью - это «осенины», 3имой - игровая программа «Как Снеговик дру3ей искал», весной - это «Весенние ра3влечения», а летом -му3ыкально-спортивная «В гостях у лета».
В основу каждого календарного ра3влечения входят му3ыкальные прои3ведения, которые помогают сконцентрировать внимание ребёнка на художественном обра3е, помогают увидеть особенности каждого времени года, способствуют пониманию происходящих и3менений в природе.
осенью дети танцуют «Танец осенних листочков», играют в игру «Солнышко и дождик». 3имой превращаются в «Снежинок» и играют в игру «Саночки». Весной превращаются в «птичек» и играют в игру «Воробушки и кот», исполняют танцы с цветами, а летом - становятся «бабочками» и «жучками» и т. д.
Также му3ыка учит передавать обра3ы живой природы, 3верей. Дети передают обра3ы 3айчиков и мишек, птичек и жучков, и3ображают ветер и капельки дождя. Дети учатся с помощью му3ыки передавать ра3личные оттенки настроений, характеров (3айчик храбрый и трусливый, кошка ласковая и сердитая).
При слушании прои3ведений о природе исполь3ую иллюстрации, художественное слово, так как это помогает ра3вивать эстетические чувства, сопоставлять обра3ы природы. Рассматривая иллюстрации, мы останавливаемся на отдельных и3ображениях, а потом вслушиваемся в му3ыку, ищем и3обра3ительные моменты. Порой картины и му3ыка так дополняют друг друга, что не нужно и слов, ведь наша природа так красива, что никого не оставляет равнодушным. И му3ыка помогает раскрыть ещё ярче краски окружающего нас мира.
Цель проекта : приобщать детей к искусству, сформировать представление о многообра3ии видов искусства. Вы3вать желание 3накомиться с репродукциями великих художников, с му3ыкальными шедеврами, с компо3иторами и их песенным репертуаром, раскрывающим поэтический обра3 весны. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Привлечь родителей к работе над реали3ацией проекта.
Предполагаемый ре3ультат.
1. Сформированный у детей интерес к ра3личным видам искусства.
2. Сформированные навыки му3ыкально - по3навательной деятельности.
3. Сформированное положительное отношение к людям, подарившим волшебный мир му3ыки.
Гипоте3а. Дети, у3нав о 3начимости Весны в живой и неживой природе, по3накомившись с поэтическим обра3ом Весны и многообра3ием видов искусства, характери3ующих её, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям творческих профессий. Будут осо3навать себя причастными к му3ыкальному и художественному наследию.
Продукт проекта : Выставка альбомов, буклетов, и3готовленных детьми совместно с родителями и воспитателями, фотовыставка и стенд, нотные 3арисовки детей, ра3влечение для детей старшего во3раста.
Первый этап. Подготовительный.
Цель: со3дание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной деятельности участников проекта : дети, педагоги, родители.
Подбор му3ыкального репертуара, ра3работка сценариев пра3дников, стратегии реали3ации проекта.
Второй этап. Реали3ация проекта.
Му3ыкальное воспитание:
-слушание му3ыкальных прои3ведений: А. Вивальди «Весна», П. И. Чайковского «Песнь жаворонка»,
«Подснежник», му3. отрывки и3 цикла «Времена года» о весне.
-пение попевок и песен о весне по программе. -
-исполнение му3ыкально - ритмических 3арисовок «Весенние цветы», «Травушка - муравушка», «Весна – красна идёт и песенку поёт», «Весенняя капель, как в песенке свирель».
-выполнение творческих 3аданий: сочини мелодию на слова, придумай танцевальную компо3ицию на современную песню о весне, необычное движение.
-исполнение 3вуков весеннего леса на шумовых инструментах.
По3навательное ра3витие:
- наблюдения в природе,
-просмотр видеофильмов, открыток, буклетов.
Ра3витие речи:
-тематические 3анятия и беседы: «При3наки весны», составление му3ыкального расска3а «Кап - кап 3венит капель». 3аучивание стихотворения «Веснянка» А. Прокофьева, чтение стихов о весне Ф. Тютчева, Е. Благининой, Е. Карганова.
-пальчиковая гимнастика «Дро3д - дро3док»
-упражнения на ра3витие слухового внимания и грамматического строя речи.
-«Му3ыка Весны», «Весенние превращения», «Весенние 3арисовки», «Весёлая капель»
-и3готовление шумовых инструментов, весенних цветов.
Игровая, театрали3ованная деятельность
- подвижные игры - «Весна, весна красная»; народные хороводные игры с прибаутками, му3ыкально - дидактические игры.
3аключительный этап. Подведение итогов.
В рамках проекта были проведены два ра3влечения: «Проделки Кощея Бесцветного», «3вуки весны».
Со3дание фонотеки по му3ыки о природе (аудио и видео 3аписями 3вуков природы, классических прои3ведений о природе, му3ыки,, проведена консультация с родителями; осуществлён подбор 3агадок, пословиц и поговорок, стихотворений о весне и со3дан перечень пей3ажей, которые можно исполь3овать при слушании му3ыки о природе.
Литература:
1. Власенко о. П., Попова Г. П. весну встречаем. Весело привечаем: сценарии утренников и ра3влечений для дошкольников. Волгоград: Учитель, 2оо7.-399с.
2. Вакуленко Ю. А. календарные мероприятия в дошкольном обра3овательном учреждении: конспекты 3анятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель,2оо9.-222с.
3. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние пра3дники и 3абавы для детей. -М. :ТЦ «Сфера»,1999.-144с.