Ирина Сушинова
Проект по развитию культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Вид, тип проекта : долгосрочный, творческий.
Место проведения: МДОУ д/с №214.
Участники проекта : дети младшей группы, педагоги, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Основание для разработки:
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов: дети получают навыки развития КГН.
Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей, педагогов и родителей.
Темочки:
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Месяц Наименование навыка Цель Наименование игр
Октябрь
Октябрь
Навык одевания и раздевания
Знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамейки, полочка для обуви, назначением и способами его использования ребенком. Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей. Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой.
Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик», «Чья картинка»
Навык культуры еды
Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом»
Навык пользования носовым платком Знакомство с предметами личной гигиены (мыло, полотенце, расческа, носовой платок). Упражнение «Умывалочка»
Ноябрь
Навык мытья рук Учить детей подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого. Игра «Умоем куклу Машу»
Педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки»
Навык одевания и раздевания Учить снимать одежду в определённой последовательности и вешать на стул. Игра «Уложим куклу спать», стихотворение «Спать пора» П. Воронько
Навык культуры еды Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот). Стихотворение «Приятного аппетита» В. Берестов,
рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой»
Навык пользования носовым платком Учить ребенка пользоваться носовым платком. Игра "Кукла заболела"
Декабрь
Декабрь Навык мытья рук Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Использование потешки «Водичка-водичка», стихотворения Г. Ладонщикова
«Я под краном руки мыла…»,
Упражнение «Мыльные перчатки»
Навык одевания и раздевания Учить детей одевать колготки, шорты, просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи на стульчик, воспитывать самостоятельность. Игра «Такие разные носочки», А. Барто «Башмаки»
Навык культуры еды Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. «Этикет для карапузов»,
рассматривание картинок на тему - посуда. Педаг. ситуация
«Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин
Навык пользования носовым платком Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком. Упражнение "Носики-курносики"
Январь Навык мытья рук Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки. Чтение «Мойдодыр» К. Чуковского; использование потешки «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…», упражнение «Сделаем лодочки»
Навык одевания и раздевания Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки. Дидактическая игра «Кукла Маша идёт на прогулку», игра «Поможем кукле раздеться»
Навык культуры еды Учить детей тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды. Стихотворение «Приятного аппетита», Ю. Кушак
Навык пользования носовым платком Учить детей пользоваться носовым платком с помощью воспитателя. Игра «Платочек для куклы Оли»
Февраль
Февраль Навык мытья рук Учить отжимать воду с рук (кулачки, не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом. Потешки «Кран-откройся…», рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки», упражнение «Мыльные перчатки»
Навык одевания и раздевания Учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки». Дид. игры «Застёжки-шнурочки»,«Волшеб-ные пуговки», стишок «Где мой пальчик» Н. Саконская
Навык культуры еды Совершенствовать навыки культуры еды, учить пользоваться салфеткой после приёма пищи. Стихотворение «Про ложку» В. Берестов
Навык пользования носовым платком Учить детей пользоваться носовым платком с помощью воспитателя. Игра «Платочек для Мишки»
Март Навык мытья рук Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания. Чтение Н. Найдёнова «Наши полотенца»,
дидактические игры: «Причешем куклу Машу», «Купание куклы», упражнение «Умывалочка»
Навык одевания и раздевания Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху. Рассматривание картины: «Петя собирается на прогулку», игра «Каждая ножка - в свой домик»
Навык культуры еды Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно. Игры: «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом».
Навык пользования носовым платком Совершенствовать навыки пользования платком. Упражнение «Носики-курносики».
Апрель Навык мытья рук Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем. Чтение Е. Благининой «Девочка чумазая», упражнение «Сделаем лодочки»
Навык одевания и раздевания Закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Учить помогать друг другу. Выворачивать одежду на правую сторону. Игра «Коля в гостях у детей», дидактическая игра «Подберем куклам одежду», стишок «Научу обуваться я братца» Е. Благинина
Навык культуры еды Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно. Пед. ситуация
«Кукла Катя учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин.
Навык пользования носовым платком Закреплять навыки пользования платком Игра «Кукла Маша заболела»
Май
Май
Навык мытья рук
Совершенствовать навык умывания и мытья рук. Учить быть последовательными в умывании и мытье рук. Потешки «Кран-откройся…» Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки»
Навык одевания и раздевания Совершенствовать и закреплять навыки одевания и раздевания. Игры «Научим Катю одеваться», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»
Навык культуры еды Совершенствовать навыки опрятной еды. Игры «Семья», «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом».
Навык пользования носовым платком Совершенствовать навыки пользования платком Игра «Какой чудесный платочек»
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Роль воспитания культурно-гигиенических навыков :
1. У детей формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
2. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Ребенок оценивает свой внешний вид, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности, у него складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.
3. Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний ребенок уже может дать моральную оценку действиям человека или героям сказки.
4. С формированием культурно-гигиенических навыков взаимосвязано складываются и развиваются нравственные чувства. Когда ребенок поймет, что за каждым действием стоит правило, он усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием и начнет испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Также начнет замечать нарушение правил другими детьми и будет сообщать об этом.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом совершенствовались.
Культурно-гигиенические навыки
Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умывание повторяются систематически. Однако в этот период многие родители стремятся уделить больше внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что это гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться и т. д. Дело в том, что самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Так как воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Обучение детей раннего возраста правилам соблюдения гигиены будет более рационально и продуктивно осуществляться преимущественно в игровых формах.
Понятие культурно-гигиенических навыков и их развитие.
Гигиена детей - наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой и разрабатывающая научно обоснованные нормативы, требования и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Как не важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всем и требуя от ребенка выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдать, быть аккуратными, внешне опрятными и т. п.
В культурно-гигиенические навыки
входит следующее:
- формирование у детей привычки под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок; навыка пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);
- формирование умения во время еды правильно держать ложку;
- формирование умения одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Условия формирования
культурно-гигиенических навыков :
- наличие социально-бытовых условий;
- рациональная организованная обстановка;
- четкий режим дня;
- руководство взрослых.
Наличие социально-бытовых условий – наличие воды, освещения отопления и т. п.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня
Режим дня – обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.