Ирина Флигинских
Проект по развитию графических навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность создания проекта обусловлена поиском решения проблемы наиболее качественной подготовки детей к школе. Учителя начальных классов отмечают, что недостаточное сформирование мелкой моторики в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Так же диагностика развития мелкой моторики показала, что у 54 % детей отмечается недостаточность двигательных навыков :
• недоразвитие мелкой моторики и зрительной координации;
неловкость, не согласованность рук;
• скованность, плохая координация, не полный объем движений, нарушение их произвольности.
Публикация «Проект по развитию графических навыков у старших дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Нарушение моторики отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, на развитие речи.
Уже на первых уроках маленькие школьники выполняют несложные упражнения в тетрадях. При групповой форме обучения, у учителя нет возможности контролировать каждого ученика, поэтому необходимо, чтобы будущий первоклассник хорошо ориентировался на листе бумаги, знал, где расположены правая, левая, верхняя и нижняя стороны листа, его середина; мог найти нужную строчку, провести линию в нужном направлении на заданное количество клеточек; имел представления о том, что начинать писать надо слева в верхней части листа, а не посередине, как это делает большинство дошкольников. В процессе диагностирования, по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук. Нас, педагогов это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей могут возникнуть трудности с письмом в школе.
С целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:
Высокий уровень развития 10 %
Средний уровень развития 30 %
Низкий уровень развития 60 %
Таким образом, выявлено, что у большинства дошкольников развитие мелкой моторики на низком уровне.
Проблема: из чего можно сделать вывод, что этой группе детей необходима дополнительная развивающая работа. Таким образом, продиктована необходимость создания проекта по оказанию коррекционной и развивающей помощи детям с данными проблемами в развитии.
Вид проекта : образовательный, игровой, долгосрочный (1 год).
Участники: воспитатели, родители, дети группы.
Срок реализации: сентябрь 2021 – май 2022 учебный год.
Цель: Развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики руки;
2. Учить ориентироваться на листе бумаги; знакомить с клеткой;
3. Развивать внимание, познавательный интерес, побуждать к творческому воображению;
4. Способствовать развитию слухо - моторной и зрительно-моторной координации
5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе, парами, в группе и индивидуально.
Условия реализации проекта :
• Предметно-развивающая среда группы;
• Профессиональная компетентность педагога;
• Совместная деятельность детей, родителей, педагогов по намеченной теме.
• В совместной деятельности педагога с детьми:
Непосредственно образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной);
Образовательной деятельности в режимных моментах (игры, прогулки, ситуации и т. д.);
• В самостоятельной детской деятельности;
• В работе с родителями (мастер-классы, консультации, анкетирование, оформление папок – передвижек, детские выставки художественного творчества и т. д.).
Этапы и сроки проведения проекта :
Организационно – подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2021 года);
Практический этап (ноябрь 2021 – апрель 2022года);
Заключительный этап (мая 2022 года).
Методическое обеспечение:
1. "Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. " Квач Н. В. "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС" Москва 2001
2. Безруких М. М. «Как научить ребенка писать красиво», - М., 1995.
3. Безруких М. М. «Ступеньки к школе. Азбука письма», - М., 2002.
4. К. Утехина. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное воспитание №5 1998
5. Комарова Т. О. «Формирование графических навыков у дошкольников», - М., 1970.
Предполагаемый результат:
для детей:
Заметная положительная динамика.
* Ребенок хорошо ориентируется на листе бумаги;
* знает, где расположены правая, левая, верхняя и нижняя стороны листа и его середина;
* может найти нужную клетку, провести линию в нужном направлении на заданное количество клеточек;
* имеет представление о том, что начинать писать надо слева в верхней части листа;
* у ребенка развиты пространственное воображение, устойчивость внимания, глазомер;
* отработана ловкость во владении карандашом, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе, парами, в группе и индивидуально;
* сформированы уверенность в собственных силах и устойчивый интерес к занятиям, эмоционально - положительное отношение школе;
для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма;
- внедрение современных форм и методов работы по развитию графических навыков детей старшего дошкольного возраста;
- создание единого инновационного пространства;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
для родителей:
- повысится педагогическая компетентность, расширится опыт взаимодействия с детьми;
- приобщение к совместной деятельности родителей с детьми.
Возможные риски и пути их минимизации.
Предполагаемые трудности Пути преодоления
• Несогласованность педагогов группы и нежелание участвовать в организации предметно-развивающей среды.
• Недостаточная материально-техническая база.
• Педагогическая некомпетентность родителей.
• Личностные особенности некоторых детей, низкая мотивация. • Активизация педагогов группы.
• Привлечение спонсоров.
• Обучение родителей через работу педагогической гостиной, детско-родительских клубов, творческие игры. Разработка наградной системы в отношении семей воспитанников.
• Связь проектной деятельности с жизнью ребенка, его интересами, игрой, трудом.
Этапы проведения проекта.
I.Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагога:
Анализ методической литературы.
Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития графических навыков через Интернет – ресурсы.
Подбор диагностического материала.
Подбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса детей к выполняемой работе.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Создание игровых пособий, необходимого оборудования, картотеки пальчиковых гимнастик по развитию графических навыков у детей.
2. Сотрудничество с родителями:
Оформление информационно-просветительского материала в виде папок-передвижек, памяток, объявлений.
Информация на сайте детского сада по теме проекта.
3. Работа с детьми:
Диагностирование детей группы.
II. Практический.
1. Педагоги:
Консультация для педагогов на тему: «Графические диктанты, как средство подготовки руки ребёнка к письму»
Выставка по теме самообразования.
2. Сотрудничество с родителями:
Консультация на тему: «Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Папка – передвижка «Гигиенические правила письма».
Родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста. Формирование графических навыков у старших дошкольников».
Буклет: «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму» .
Открытые занятия по развитию графических навыков.
3. Работа с детьми:
Перспективный план работы был составлен в соответствии тематическим неделям в детском саду (согласно ФГОС).
Изучив опыт работы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что работа по развитию графических навыков должна базироваться на комплексном подходе – сочетании игр со счетными палочками, массажа кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок, пальчиковой гимнастики, играми с различным природным, бросовым материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки, пуговицы, застёжки, кнопки, закручивающимся пробками и т. д., работой детей в тетрадях (рисование по точкам, по клеточкам, по контурам; штриховка; печатание букв и цифр) и т. д.
Календарно – тематический план работы по развитию мелкой моторики рук и графических навыков детей старшей группы № 8
2021- 2022 учебный год.
Нами был составлен игровой тематический комплекс на неделю, который в себя включал:
Пальчиковую гимнастику;
Игры с мелкими предметами, крупами;
Игры со счетными палочками;
Самомассаж кистей рук и пальцев;
Работа в тетради (рисование по точкам, по клеточкам, по контурам; штриховка; печатание букв и цифр).
III. Обобщающий.
Итоговый мониторинг по развитию графических навыков.
Создать фото отчет для родителей по работе с детьми.
Самоанализ деятельности по реализации проекта.
Анализ полученных результатов.
Представление опыта работы по реализации проекта.
Вывод:
Таким образом, еще раз хочется подчеркнуть, что работа по развитию графических навыков у детей является стимулом успешной подготовленности к школе. Такие занятия позволяют развивать память и воображение, повышают интерес детей к образовательной деятельности.
Проведенная диагностическая работа на аналитическом этапе эксперимента показала, что дети идут в школу подготовленными. Так, у детей подготовительной группы на начало учебного года показатели диагностики были низкими: 54% детей показали низкий уровень развития мелкой моторики. В результате проведенной работы, в конце учебного года, они стали всего 13%. Дети стали более уверенными в собственных силах, появился большой интерес к таким занятиям, желание заниматься и в коллективе, и парами, и индивидуально. У детей достаточно развита моторика руки, дети умело владеют карандашом, хорошо ориентируются на листе бумаги. Сформировался устойчивый познавательный интерес. Основная задача работы в клетку состояла, в том чтобы сделать доступным и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого удалось путем постепенного развития графических навыков, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Таким образом, систематическая работа в данном направлении позволяет добиться следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, появляется точность в движениях пальцев рук, развивается глазомер. Дети получают радость от полученных работ. У родителей появляется повышенный интерес к творчеству детей, желание заниматься с детьми дома, уверенность в готовности детей к школьному обучению, уверенность в своих детях.