Ольга Николаева
Проект по ранней профориентации у дошкольников «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия «Учитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны. Профессия Учитель».
Разработчик: воспитатель Николаева О. В.
Тип проекта : - по составу участников - групповой (дети, родители, педагог).
Участники проекта :
1. Воспитатель
2. Дети подготовительной к школе группы.
3. Родители.
Публикация «Проект по ранней профориентации у дошкольников „Все профессии нужны, все профессии важны, Профессия „Учитель“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Место проведения : СП «Детский сад №3» ГБОУСОШ №30 г. о. Сызрань
Организация деятельности участников проекта : взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Срок реализации : 1 месяц.
Актуальность
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, в основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих знаний является важным звеном социальной адаптации ребенка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Цель проекта : Знакомство детей с различными профессиями с более подробным рассматриванием профессии учителя; формирование у дошкольников первых трудовых навыков.
Задача проекта :
Познавательное развитие –
• Создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям родителей;
• Формировать начальные представления о профессиях родителей;
• Помочь определить и понять значимость профессиональной деятельности взрослых;
• Расширять кругозор воспитанников;
• Способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти, мышления.
Речевое развитие –
• Обогащать словарь воспитанников путём введения новых слов («профессия», «профессионал», «трудолюбие», «лодырь» и т. п.) и выражений (поговорки, пословицы);
• Учить воспитанников поддерживать беседу (вести диалог, отвечать на заданные вопросы, делать выводы;
• Развивать связную речь, умение высказываться по теме.
Социально-коммуникативное развитие-
• Способствовать обогащению детско-родительских отношений;
• Вовлекать родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами познавательно-творческую деятельность;
• Обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
• Воспитывать гордость и уважение к труду родителей, к труду других взрослых.
Художественно-эстетическое развитие-
• Ознакомить воспитанников с произведениями художественной литературы по теме проекта;
• Выучить пословицы и поговорки о труде и лени, помочь понять их смысл;
• Выучить стихотворение К. Галактионовой «Есть на свете много профессий»;
• Развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в повседневной игровой деятельности.
План реализации проекта
Работа воспитателя с родителями. 1. Сообщение о начале работы над проектом.
2. Привлечение к сбору познавательного материала о профессиях людей.
3. Мини-сочинения родителей: «Мой ребёнок и школа».
4. Оформление папок-передвижек: «Первый раз, в 1 класс».
«Подготовка дошкольника к школе».
5. Анкетирование родителей по теме «Школа»
Работа воспитателя с детьми. 1. «Познавательное развитие»
А) Цикл бесед о труде людей, трудолюбие и лени; о профессиях родителей, о значимости труда в жизни каждого из нас, о предметах, облегчающих труд человека, о школьном учителе, школе.
Б) Просмотр мультфильмов : «Сказка про лень» (союзмультфильм 1976г.); «Так сойдёт» (союзмультфильм 1981 г.).
В) НОД: развитие речи: «Рассказы о профессиях родителей» ; ФЭМП : «Перевозка грузов», «Веселые повара», «Нарисуй, кем ты хочешь стать».
ЛЕПКА: «Лепим мебель для школы»
Г) Дидактические, настольно-печатные, пальчиковые игры: «Назови профессии», «Где мы были, мы не скажем», «Кому, что нужно для работы», «Назови, что лишнее».
«Определи профессию по орудию труда», «Школьные принадлежности».
Д) Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Школа».
Е) Чтение художественной литературы:
В. Маяковский «Кем быть?»
С. Михалков «А что у вас?»
Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Ю. Крутогоров «Профессии»
Л. Тактаева «Кем быть?»
Заучивание стихотворения
К. Галактионовой «Есть на свете много профессий»
Ознакомление с пословицами и поговорками о труде, лени (с опорой на иллюстрационный материал, пояснением их смысла).
Художественно-эстетическое развитие:
Создание детьми совместно с воспитателем мини-музея; рисования.
«Учитель моей мечты»
Аппликация «Школьные принадлежности»
Конструирование : «Школа»
Работа родителей с детьми. 1. Сбор цветных иллюстраций, картинок о профессиях, школе.
2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о школе, школьных принадлежностях, профессиях.
3. Беседа с детьми: «Скоро будем учениками», «Все профессии важны».
4. Чтение детям художественных произведений, беседы о прочитанном.
Совместная работа родителей, детей и воспитателя. 1. Создание мини-музея «Скоро в школу».
2. Подготовка и оформление экспонатов (фото, рисунки для мини-музея).
3. Выставка рисунков детей «Школа моей мечты».
4. Презентация экспонатов мини-музея.
5. Итоговое открытое мероприятие «Ура! Скоро в школу!» с применением технологии развивающего обучения, направленная на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, путем использования их потенциальных возможностей. Мотивируя дошкольников на конкретное действие на познание нового, желание стать учеником.
Этапы реализации проекта :
Этапы реализации проекта
I этап-подготовительный:
Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
Анкетирование родителей по теме: «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Постановка цели, разработка плана реализации проекта, определение способа представления результатов.
Оформление папок-передвижек
II этап-формирующий (практический)
Пополнение развивающей среды (сбор информации, материала, оформление папок-передвижек; «Первый раз в 1 класс». «Подготовка дошкольников к школе»)
Развитие у детей представлений о разных профессиях, их важности, через непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность родителей, детей, педагогов – Беседа: «Нужные профессии», составление рассказа на тему: «Кем и как работают родители»; Беседа: «хочу всё знать». Профессия – учитель». Встреча с выпускниками детского сада».
Просмотр мультфильмов: «Сказка про лень» (союз мультфильм 1976г.)
«Так сойдет» (союз мультфильм 1981 г.)
ИЗО – лепка «лепим мебель для школы»
Рисование «Учитель моей мечты"
Аппликация «Школьные принадлежности»
Конструирование «Школа»
Ознакомление с пословицами и поговорками о труде, лени (с опорой на иллюстрационный материал, пояснением их смысла)
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Школа», «Библиотека»
Чтение художественной литературы:
В. Маяковский «Кем быть?» С. Михалков «А что у вас?»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» А. Барто «Первый урок» (заучивание)
К. Галактионова «Есть на свете много профессий» (заучивание)
III этап: Итоговый.
Создание мини-музея «Скоро в школу»
Выставка рисунков «Школа моей мечты»
Презентация экспонатов мини-музея
Итоговое открытое мероприятие: «Ура! Скоро в школу!» с применением технологии развивающего обучения, направленная на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников.
Содержание проектной деятельности
1 этап –подготовительный
Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
№ Мероприятия Задачи Участники Сроки
1 Создание проблемной ситуации для детей Выяснить. Знают ли дети профессии? Хотели бы они узнать о них больше?
Откуда можно узнать? Воспитатель, дети 1,2.09,2020
2 Анкетирование родителей по теме: «Готов ли ваш ребенок к школе?» Выяснить, как оценивают родители готовность своего ребенка к школе. Воспитатель, родители 3-4.09.2020
3 Подбор печатной информации, аудио, видео, дидактического материала, художественной литературы, мультфильмов о профессиях. Ознакомить родителей с проблемой.
Вместе обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей к совместной работе по поиску информации. Рекомендовать родителям подобрать пословицы, поговорки, загадки, стихи о профессиях, школе. Воспитатель, родители С 1-6.09.2020
4 Оформление папки-передвижки: «Первый раз в 1 класс!»
«Подготовка детей к школе». Создать определенный настрой у родителей для понимания того, что нам предстоит сделать и изучить. Воспитатель, родители 7.09.2020
II этап- практический
Формирование знаний о разных профессиях, школе.
№ Мероприятия Задачи Участники Сроки
5 Беседа: «Нужные профессии» Закрепить и систематизировать знания о труде людей. Способствовать выбору профессий в будущем. Воспитатель, дети 07.09.20
6 Чтение художественных произведений (подобранных родителями) рассказывание детьми стихотворений наизусть. Познакомить детей с поэтическим произведением, объяснить непонятные слова и выражения. Побуждать детей самих рассказывать наизусть произведения. Воспитатель, дети 08.09.20
7 Просмотр развивающего мультфильма «Сказка про лень», «Так сойдёт» Закрепить знания о пользе труда, желании честно, добросовестно выполнять свою работу. Воспитатель, дети 09.09.20
8 Аппликация: «Школьные принадлежности» Закрепить знания о школьных принадлежностях, умение пользоваться ножницами, кисточкой, клеем Воспитатель, дети 11.09.20
9 Составление рассказа: «Кем и как работают родители?» Закрепить представление о труде родителей. Побуждать гордиться трудовыми успехами родителей. Учить составлять рассказ из личного опыта. Воспитатель, дети 14.09.20
10 Лепка: «Мебель для школы» Закрепить знания о школьной мебели.
Упражнять в различных приемах лепки. Воспитатель, дети 16.09.20
11 ФЭМП: Упражнения- «перевозка грузов»; «Веселые повара» Закрепить знания о профессиях. Счет в пределах 10.
Воспитатель, дети 18.09.20
12 Беседа: «Хочу всё знать»
«Профессия Учитель» Уточнить представление о школе, профессии учителя. Обобщить представление о том, как люди получают информацию, кто учит детей в школе. Воспитатель, дети 21.09.20
13 Рисование: «Учитель моей мечты» Продолжать знакомить детей с профессией Учителя. Развивать творческие способности, фантазию. Воспитатель, дети 22.09.20
14 Дидактические, настольно-печатные игры: «Назови профессии», «Где мы были, мы не скажем», «Кому что нужно для работы»
«Назови, что лишнее» Развивать мышление воображение, память. Воспитатель, дети 23.09.20
15 С-р игра «Школа»
Сопутствующие игры:
«Магазин», «Библиотека» Закрепить в играх знания о профессиях. Воспитывать желание играть в коллективе. Воспитатель, дети 25.09.20
16 Встреча с выпускниками детского сада Продолжать учить детей внимательно случать рассказы гостей о школе. Способствовать возникновению желания быть учеником Воспитатель, дети 28.09.20
III этап –Итоговый
Самореализация участников проекта и оценка результатов.
№ Мероприятия Задачи Участники Сроки
17 Оформление в группе мини-музея «Скоро в школу!» Закрепление всех полученных знаний Воспитатель, дети 28.09.20
18 Выставка рисунков «Школа моей мечты» Развивать фантазию детей, умение отражать ее в своих работах. Родители, дети 29.09.20
19 Итоговое открытое мероприятие: «Ура! Скоро в школу!»
С применением технологии развивающего обучения, направленная на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению. Воспитатель, дети 30.09.20
Ожидаемые результаты проекта :
• Заинтересованность темой «Профессии всякие нужны»
Профессия «Учитель»
• Более обогащенные знания по теме данного проекта;
• Умение воспитанников делиться полученными знаниями со сверстниками и педагогами;
• Понимание детьми значимости труда и необходимости профессиональной деятельности взрослых.
Список художественной литературы, которую можно использовать при знакомстве с профессиями.
1. Калинина Н. «Помощники»
2. Демьянов И. «Я теперь большая»
3. Кузнецова А. «Кто умеет»
4. Груданов Е. «Наша нянечка»
5. Синявский П. «Кастелянша»
6. Чуковский К. «Мойдодыр», «Айболит»
7. Емельянова О. «Повар», «Врач», «Тигр»
8. Беляева С. «Спасибо поварам»
9. Мирясова В. «Стихотворении про повара
10. Разумова Л. «Повар», «Доктор», «Дворник»
11. Барто А. «Мы с Тамарой», «Очки»
12. Токмакова И. «Мне грустно, я сижу больной»
13. Севрикова С. «Про дворника»
14. Михалков С. «Кем быть»