Галина Сергеевна Голова
Проект по работе с детьми с ОВЗ «В семье особый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«В семье особый ребенок»
Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития педагогической компетентности родителей и создания оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
“Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…
Публикация «Проект по работе с детьми с ОВЗ „В семье особый ребенок“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога. ”
Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта заключается в том, что полноценное развитие ребенка, как личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является залогом успешной образовательной деятельности и коррекционной работы, так как семья оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие ребёнка, особенной в дошкольном возрасте. Сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, помочь родителям осознать свою миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка – одна из главных задач детского сада. Воспитание детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в обществе. Во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года законе N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 79 очень четко отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под определением ребенок с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
На современном этапе совершенствования образовательной системы дошкольного образования, каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, сегодня предоставляется возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Работа с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации.
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами
На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.
Задача педагогов, воспитателей помочь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Проблема, на которую направлена реализация проекта :
Проблема взаимодействия детского сада и семьи является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогике. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в коррекционно-образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи нашло сове отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
На данном этапе на первый план выдвигается создание условий для установления партнерских отношений между педагогами и родителями. Порой родители не хотят видеть и принимать реальную ситуацию, идут на конфликт с педагогами, игнорируют требования, рекомендации педагога, не хотят принимать помощь или просто не интересуются жизнью ребенка в детском саду.
Поэтому особую значимость приобретает внедрение в систему образования эффективных методов и форм работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.
Тип проекта : практико-ориентированный
Вид проекта : долгосрочный
Цель проекта : разработка и реализация системы взаимодействия детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и развития педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему организации взаимодействия ДОУ и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
2. Повысить компетенцию родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников по адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум,
3. Изучение особенностей использования форм работы с семьей;
4. Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей (по установлению партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, по привлечению внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ОВЗ).
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную - среду в группе.
Основная идея (идеи) предлагаемого проекта
установление партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
расширение форм общения с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью своевременной консультационной помощи используя различные формы работы, а также информационные и программные возможности сети Интернет;
формирование навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи;
формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки;
воспитание привычки обращаться за помощью к педагогам и медикам в вопросах коррекции и воспитания для своевременной помощи и построения индивидуального маршрута развития ребенка;
закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;
формирование чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Участники проекта :
• Администрация ДОУ
• Педагоги ДОУ;
• Дети;
• Родители.
Принципы реализации проекта :
• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;
• Единое внимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
• Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Гипотеза: взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективно влиять на создание оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и коррекции развития детей этой категории если:
-система работы с семьей дошкольника будет иметь комплексный характер, что обеспечивается через оказание интегрированной поддержки родителям;
- развивающая предметно пространственная среда в группе и дома будет соответствовать психофизическим особенностям детей.
Индикаторы и целевые показатели:
Показателями эффективности, проводимой в рамках проекта, в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
• положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционно-образовательного процесса,
• повышение уверенности родителей том, что ДОУ, с учетом мнения семьи и индивидуальности ребенка, поможет в решении педагогических проблем;
•проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, посещающих дошкольное учреждение;
•возможность реализации единой программы индивидуализации, социализации и частичной коррекции (в пределах компетенции ДОУ, развития ребенка в ДОУ и семье;
• повышение активности и заинтересованности родителей (законных представителей) в совместном процессе коррекции нарушений у своих детей;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогами и администрацией ДОУ,медицинскими службами;
Ожидаемые результаты :
• Создана картотека методической литературы ;
• Подобран пакет диагностических методик по определению особенностей взаимодействия ДОУ и семьи;
• Разработан и апробирован план работы с семьей по развитию различных компетенций;
• В процессе работы с родителями используются разновариантные организационные формы работы («Играем вместе», Творческая лаборатория, «Мастер класс»);
• В группе создана богатая развивающая предметно-пространственная среда;
• родители выступают равноправными партерами в коррекционно-образовательном процессе.
Ресурсное обеспечение проекта
Формы работы в проекте :
Формы работы
работы Наименование мероприятия Аудитория
Работа по индивидуальному образовательному маршруту - Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по индивидуальному маршруту, составленному на учебный год.
-Творческие мини-проекты с активным участием семьи Родители, имеющие детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ, посещающие МКДОУ
Информационно – просветительская работа.
Мастер классы
«В гостях у сказки»- метод сказкотерапии
«Волшебные краски» - нетрадиционные методы ИЗО.
«Мягкие ладошки»- работа с соленым тестом.
«Веселый язычок»- пальчиковая гимнастика
«Музыка детства»- влияние музыки на развитие процессов нервной деятельности
«Живой песок»- развитие мелкой моторики рук, воображения, памяти
«Мои пальчики расскажут»- игры с манкой.
Родители
Дети с ОВЗ
Информационно – просветительская работа.
Консультации - Подготовка индивидуальных тематических консультаций, рекомендаций для родителей.
-Распространение тематических памяток для родителей.
-Использование Интернет ресурсов
- Работа с сайтом МКДОУ «Мобильная страничка»(страница для родителей с информацией для родителей, консультации, полезные ссылки).
-Составление рекомендательного списка литературы «В семье особый ребенок». Родители.
Игровой центр
«Играем вместе» - Игровая деятельность в группе, на прогулке (игровые развивающие ситуации).
- Организация досуга (праздники, развлечения)
-Театрализация «Волшебный мир театра»
Родители.
Дети с ОВЗ.