Ирина Евграфова
Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» село Красная Горка
Проект
по приобщению дошкольников
к русской народной культуре "Ручеёк"
Направление: художественно - эстетическое
Ступень образования: дошкольное
Срок реализации: 1 год Возраст: дети дошкольного возраста 5 -7 лет Руководитель: воспитатель 1 категории Евграфова И. В.
Пояснительная записка
Публикация «Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре» размещена в разделах
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности
гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий, пришел к пониманию о необходимости создания в ДОУ соответствующей развивающей среды. Так, многолетними усилиями педагогов, при активном участии родителей, была создана стилизованная “Русская изба”.
“Русская изба” создает атмосферу национального быта. Это уникальный музей – хранитель подлинного свидетельства прошлого, является впечатляющим проводником в мир истории и быта русского народа.
Необходимо помнить, что приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях мы сумеем сформировать полноценную личность, которая станет носителем и гарантом сохранности и приумножения русской национальной культуры, носителем черт русского характера, русской ментальности. Только зная и понимая прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Цель деятельности:
Зажечь искорку любви и интереса к жизни русского народа в разное историческое время и его культуре, к природе.
Задачи:
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его;
- воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- развивать активный словарь детей;
- формировать умение доброжелательно обращаться со сверстниками;
- знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми приборами (утюг, самовар);
- формировать у детей навыки ритмичного движения с характером музыки;
- способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий, используя различные педагогические средства;
- поощрять желание участвовать в труде взрослых;
- укреплять здоровье детей, приобщать их к здоровому образу жизни;
- формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории бытовых приборов и предметов обихода;
- развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- приобщать детей к здоровому образу жизни.
Возраст детей
Программа рассчитана на один год обучения: для старшей разновозрастной группы (5 - 7 лет). Форма обучения - групповые и коллективные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Режим работы проекта
Проводится в соответствии с учебным планом МДОУ «Солнышко», во второй половине дня. Длительность 30 минут.
Формы проведения:
- Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;
- Беседы;
- Рассматривание подлинных предметов народного быта, изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
- Просмотр диафильмов, видеофильмов, художественных фильмов.
- Экскурсии;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;
-Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
- Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.
Технические средства: компьютер, аудиозаписи, видеофильмы.
Ожидаемые результаты работы
В планируемых результатах работы ожидается: сформированность у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства русского народа; знание фольклорных форм (песен, закличек, скороговорок, докучных сказок, сказаний и преданий); наличие представлений о русских народных играх, промыслах; уважения к семейным ценностям, становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка.
Перспективный план
Месяц Тема Задачи Содержание
сентябрь
октябрь
ноябрь
Декабрь
январь
февраль
март
апрель
май Мы живём на Пензенской земле
Моё имя. Именины.
Моя семья
Кто мы, откуда?
Древняя Русь.
Дружное братство - дороже богатства
Моё село: прошлое и настоящее.
Традиции моего села.
С новым урожаем!
Осень всех наградила, всё и погубила.
У нас сегодня капустник!
Покров – первое зазимье
Русский народный
костюм и головные уборы.
В тереме расписном я живу
Что расскажет нам старинная прялка
Я вышиваю заветный платочек
На печи лежим, сказки слушаем
Сказка ложь, да в ней намёк.
Мой добрый домовой.
Богатыри земли русской
Зимние традиции
русского народа
Традиция встречать
Новый год.
«Рождество»
Играем в забытые игры
Культура и традиции русского народа
«Масленица»
Мои помощники
Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы
«Каша – пища наша»
Русский пряник
Сердце матери лучше солнца греет
Любимые напитки наших прабабушек
«Хорош квасок, коль шибает в носок» стр. 42 Д/в №6 2009 Взвар, сбитень, морс.
«Взвар, сбитень, морс»
Русский самовар и чаепитие на Руси.
Матрёшка – игрушка на все времена.
Ждём весну
Весна идёт, весне дорогу.
«Сороки»
«Благовещенье»
Христос воскрес, воистину воскрес
Дух и природа
Белая берёза – русская берёза.
Расширять представление детей об именах. Вызвать интерес к истории своего имени. Познакомить с обычаем на Руси – праздновать День рождения и именины. Доставить детям радость от встречи с народным творчеством.
Закрепить представления детей о семейно – родственных отношениях. Познакомить с родословным древом. Пробуждать интерес каждого ребёнка к членам своей семьи, воспитывать к ним любовь и уважение.
Откуда пошло название родины Русь.
Расширять представление о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на Пензенской земле, развивать интерес к культуре разных народов, Формировать убеждение, что народы, живущие вместе дружная семья, обогащать словарный запас детей.
Формировать представление об истории возникновения родного населённого пункта. Развивать у детей интерес к историческим фактам, связанным с историей возникновения и названия родного села.
Формировать элементарные сведения о том, что история населённого пункта есть часть истории всего Пензенского края.
Экскурсия в библиотеку.
Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах.
Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени.
Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле.
Познакомить детей русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения.
Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве.
Конкретизировать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, старинном русском быте (лавка, стол, качка, люлька, прялка, посуда, сундук и др.). Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками.
Рассказать о прялке, о том, какое место она заняла в жизни женщины на Руси.
Знакомить с историей русской вышивки, орудиями труда вышивальшиц; обогащать словарь пословицами и поговорками, словами «мастерица», «вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы
и народного творчества.
Закрепить знания детей о русских народных сказках. Знать сказки наизусть, уметь драматизировать отрывки. Развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Познакомить с персонажем русских народных сказок и поверий. Воспитывать интерес к культуре своего народа.
Формировать представление о героическом прошлом русского народа; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России;
Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать;
Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством закрепления знаний о былинах, как о жанре народного творчества; закрепить в памяти названия элементов костюма русского богатыря, названия видов древнерусского оружия вызвать интерес к языку былин, песен, преданий через театрализацию.
Формировать мировоззрение на лучших традициях русской культуры. Воспитывать чувство национальной гордости, формирование стремления к утверждению себя как носителя национальной культуры.
Познакомить детей традицией празднования Рождества.
Способствовать ознакомлению детей со старинными народными играми, восстановлению связи времён и утраченных ценностей. Повышать двигательную активность детей и способствовать их физическому развитию. Вводить в словарь детей через разучивание игровых речитативов слова – архаизмы. Воспитывать интерес к самобытности народной культуры и традициям.
Познакомить детей со старинным русским праздником Масленица. Углублять интерес к культуре своего народа.
Конкретизировать элементарные представления о предметах старинного быта (сундук, прялка, посуда); сопоставление с современными бытовыми приборами.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками.
Познакомить с традицией хлебосольства. Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям его сотворившим. Вызвать интерес к русскому фольклору.
Воспитание уважения к труду. Познакомить с ценностью каш, приготовленных из различного зерна.
Дать элементарные сведения об истории и эволюции хлебных продуктов
Расширять знания о продуктах, изготавливаемых из муки. Что значит слово пряник. Выяснить, какие секреты скрываются за известным словом «пряник». Различать на запах приправы (тмин, ваниль).
Воспитывать любовь и уважение к матери; желание научиться тому, что она знает и умеет.
Познакомить с традиционными русскими напитками : квас, взвар, сбитень, морс, как они готовились, чем отличались. Воспитывать уважение к традиции народа, желание познакомиться с обычаями предков.
Познакомить с историей появления чая на Руси и особенностями традиции чаепития;
Продолжать учить пользоваться чашкой с блюдцем для чаепития.
Приобщать детей к прошлому и настоящему культуры русского народа
Воспитывать чувство любви к своей Родине.
Формирование у детей представлений о народной игрушке – матрёшке (истории создания, характерных особенностях).
Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны. Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение. Воспитывать любовь к народному искусству.
Познакомить со старинными обычаями встречи весны.
Познакомить с весенним праздником «Сороки» (прилёт птиц, с приметами этого праздника.
Работа с тестом (делать жаворонков).
Дать представление о весеннем православном празднике, о большом праздником на небесах и на земле.
Познакомить с народным праздником
Пасха. Уточнить происхождение слова.
Формировать представление о том, как празднуется Пасха.
Духовная жизнь и природа
соединены на Руси в единой
гармонии. На том стоит истинное
русское искусство : песни, былины,
приметы, пословицы, поэзия и
проза, загадки.
Сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нём, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в её охране.
Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета)
Рассматривание семейных фотографий.
Изготовление семейного древа (родословное древо).
Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукций)
Рассматривание кары России.
Рассматривание картинок: люди в русских, мордовских и татарских костюмах.
Разучивание пословиц о дружбе.
Рассматривание картин с изображением быта русских и татар.
Прослушивание народных песен, частушек, наигрышей в аудио записи.
Знакомство с традиционными народными играми.
Чтение русских, мордовских, татарских сказок.
Экскурсии по селу.
Экскурсия в школьный музей.
Игра «Путешествие на машине времени».
Сюжетно – дидактическая игра «Мы – архитекторы»
Рассказ библиотекаря о возникновении села.
Чтение и беседа по прочитанному Л. Родина «Строим дом», Е. Каменева «Топор - всему голова»
Привлечение родителей к изготовлению альбома «Моё село»
Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени.
Подготовка к выставке
«Щедрые дары осени».
Приготовление салата.
.Загадки, поговорки о капусте.
Игра «Вейся,
капустка!»
Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
Наблюдение за погодой, приметами поздней осени.
Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.
Рассматривание соответствующих репродукций.
(В. М. Васнецова «Иван Грозный» элементы одежды царя)
Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрейка, сарафан, рубаха, картуз.
Д/и «Укрась полотенце, поясок, платок».
Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель, (люлька) и т. д.
Отгадывание загадок о предметах быта.
Целевые прогулки к одноэтажному (деревянному и каменному) дому с целью ознакомления с внешними характеристиками зданий.
Д/и «Где какие дома»
Рассматривание прялки.
Загадывание загадок о прялке, веретене.
Учить прясть пряжу на прялке (по желанию)
Наблюдения детей в природе – рассматривание цветочных клумб.
Загадывание загадок, чтение стихотворений про нитку, иголку.
Инсценировка сказки Г. Х. Андерсена «Штопальная игла»
Беседа по содержанию сказок.
Драматизация отрывков.
Чтение по желанию детей.
Рассказ воспитателя.
Инсценировка
Чтение былин
Рассматривание иллюстраций к книгам.
Знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри»
Прослушивание былин через ноутбук.
Просмотр художественного фильма «Илья Муромец» Показ детской презентации «Древняя Русь и её Былины»
Досуг «Богатыри земли русской».
Коллективный труд по оформлению группы к празднику Нового года.
Проведение Новогоднего утренника.
Просмотр презентации «Празднование Нового года».
Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования.
Разучивание загадок о зиме, зимних примет, колядок: «Коляда, коляда, поехали по дрова»,
«Коляда, коляда. Я у батюшки одна…»
Дидактические игры
«Угадай, что получится», «Ёлка с подарками».
Подвижные игры «Два Мороза»,
«Снежная карусель», «Мороз».
Просмотр презентации
«Празднование Рождества»
.
Знакомство с разными видами жеребьёвки
(выбором водящего игры).
Рассказ воспитателя о старинном народном обычае - проводах Зимы
Разучивание считалок, слов к играм.
Развлечение
«Широкая Масленица»
Разучивание песенок, закличек.
Загадывание загадок.
Просмотр презентации
Рассказ воспитателя и домовёнка Кузи о старинных и современных бытовых приборах. Загадывание загадок, чтение стихов.
Разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен о хлебе.
Рассматривание иллюстраций, репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»
Беседа о том, как «хлеб на стол пришёл».
Д/и «Отличи колосок»
Рассматривание иллюстраций
злаковых культур.
Д/и «Назови крупу».
Просмотр мультфильма «Маша + каша».
Рассказ воспитателя о русском прянике.
Д/и «Узнай по запаху»
Изготовление теста для пряников детьми.
Знакомство детей с литературными и фольклорными произведениями, посвящёнными матери.
Заучивание стихов и песен о матери.
Чтение нанайской народной сказки «Кукушка».
Инсценировка рассказа В. Сухомлинского «Семь дочерей».
Беседы.
Рассматривание иллюстрации и картины известных художников: В. Перова «Чаепитие в Мытищах», Б. Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень»; Разучивание поговорок.
Рассматривание иллюстраций о матрешках. Чтение стихотворений о матрешках. Загадывание загадок об игрушках.
Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке»
Собирание пазлов «Матрёшка»
Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
Загадывание загадок о весне.
Разучивание закличек птиц и весны.
Знакомство с народными приметами.
Прилетите, жавороночки, к нам.
Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим пусканием по
ветру на улице.
Знакомство с народными приметами,
Загадывание загадок про птиц, народные игры, хороводы, заучивание закличек.
Знакомство с праздником Пасхи:
обрядами, традициями.
Участие детей в празднике.
.
Чтение стихов о природе детьми. Чтение рассказов воспитателем.
Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета)
Рассказ о берёзе – главной героине праздника Троица.
Разучивание песен о берёзке, хороводных игр.
Загадывание загадок о берёзе, о лете.
Литература:
1.«История развития Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста. Методическое пособие, Пенза 2008.
2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы). Москва 2005
3. Т. А. Шорыгина «Беседа об этикете с детьми 5-8 лет», Москва 2010
4. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», под. ред. Л. А. Парамоновой, Москва, ОЛМА Медиа Групп 2009.
5. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет», под. ред. Л. А. Парамоновой, Москва, ОЛМА Медиа Групп 2010.
6. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
7. Шелухина И. П. «Мальчики и девочки».Москва, Сфера, 2008.
8. Козлова С. А. «Я – человек. Программа социального развития ребёнка» Москва, школьная пресса 2010.
9. О. Александрова. «Уроки вежливости для малышей», Москва, 2012
10. «Ребёнок в детском саду» № 4 200 4; № 5 2004;
№ 1 2005; №2 2005; №3 2005.
11. «Дошкольное воспитание», № 4 2004; № 9 2004
№ 3 2009; №5 2009; №6 2009
№ 10 1990
12. Интернетресурсы.
13. И. Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», Сфера. Москва, 2007.
14. Г. П. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Аркти. Москва, 2003.
15. Е. К. Ривина «Герб и флаг России». Аркти. Москва 2005.
16. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. УЦ Перспектива. Москва 2008.
17. «Праздники России» Раскраска. ООО «Хасбер – пресс», 2010
18. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду». Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет. Мозаика – Синтез, Москва 2008.
Дидактический материал и оснащение.
1.«Хлеб в картинках». Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. ООО «Издательство Гном», 2013.
2.«Славянская семья: родство и занятия». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Игра «Забавы в картинках», 2012.
3. «Как наши предки выращивали хлеб». Наглядно – дидактическое пособие. Мозаика-Синтез. Москва, 2012.
4. «Как наши предки шили одежду». Наглядно – дидактическое пособие. Мозаика – Синтез. Москва, 2012
5. «Народы России и ближнего зарубежья». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Игра «Забавы в картинках», 2010.
6. Календари, альбомы с изображением костюмов народов Пензенской области.
7. Альбом с рецептами «Национальные блюда народов Пензенской области : русских, мордвы, татар, чувашей».
8. Куклы в народных костюмах.
9. Комната «Русская изба».
10. Русский народный костюм, мордовский народный костюм (оригинал,
11. Старинная домашняя мебель: лавки, сундук, люлька;
12. Посуда: деревянные миски, ложки, разделочные доски;
Утварь: - рушники, вышитые, ажурные салфетки; пуховые платки, вязаные шали, варежки, носки, домотканые половики;
- прялка, рубель; свечи, коса, цепы.
13. Географическая карта России.
14. Глобус.