Алёна Куликова
Проект по приобщению детей к народной культуре и традициям «Хранитель старины далекой — великий русский самовар»
▼ Скачать + Заказать документы
Хранитель старины далекой — великий русский самовар
Актуальность:
Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения – он занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка – матушка, да самовар - батюшка».
Публикация «Проект по приобщению детей к народной культуре и традициям „Хранитель старины далекой — великий русский самовар“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды. Чай на Руси – один из самых любимых напитков. Но так было не всегда
Самовар - это русское изобретение. А изобрели его в самом сердце России – городе Туле. Самовары были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.
А еще самовары искусно украшали. Ручки, ножки и кран могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов.
В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской).
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.
По результатам опроса из 21 опрошенных семей имеют в доме самовар только 5 семей. Из 21 воспитанника группы видели самовар воочию только 6 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.
Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны. Тем более что в нашем городе открылся частный музей самоваров. Называется этот музей «Благовещенская старина». В нем находится большая коллекция самоваров и другой утвари. Здесь можно услышать удивительные истории про развитие самоварного дела на Руси, увидеть своими глазами красивые самовары - более 350 штук и ни одного одинакового. Здесь интересно и родителям и детям. В конце экскурсии можно сфотографироваться на память и попить чаю из большого самовара с баранками и вологодской пастилой. Поэтому и итогом нашего проекта мы выбрали посещение этого музея.
Гипотеза: Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : краткосрочный – 2 недели (время лексической темы).
Ожидаемые результаты реализации проекта :
У детей будут сформированы представления о самоваре как о предмете народного быта, его устройстве и истории появления в русской культуре, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Они научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны
У родителей будет формирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрёшка, балалайка, хохлома, гжель. На самоваре делали разные надписи, например «Самовар кипит - уходить не велит».
Самовар долгое время был дорогой вещью. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей к детям. Ставили не на кухне, а в гостиной. В богатых семьях было по 2 самовара : один повседневный, другой праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре стали появляться самоварные мастерские. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров там не делали!
- В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Цель: приобщать детей к русской народной культуре и традициям.
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта, показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.
Задачи:
- познакомить детей с традицией чаепития на Руси, с историей появления самовара;
-расширить представления детей о понятии «традиция», о семейных традициях;
-воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;
-упражнять в составлении описательных рассказов из личного опыта в начале проекта – о самоваре, как предмете прошлого, утратившего свою актуальность в современном мире, затем какой из самоваров запомнили после посещения музея;
-расширить общий кругозор, словарный запас детей, активизировать произношение имен прилагательных;
-развивать двигательную активность, ловкость, внимание, творческие способности связную выразительную речь;
- приобщать к здоровому питанию детей;
-воспитывать у детей интерес к русской народной культуре, смекалку, сообразительность;
- совершенствовать артистические данные, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование и материалы:
Самовар с сушками, декорации (печка, русская изба, муляжи хлеба, булочек, атрибуты для выступления (люлька, кукла, народные костюмы, медицинские халаты, шапочки, ведра, шишки, иллюстрации разных самоваров, аудиозаписи русских народных песен, посуда для чаепития, скатерть, салфетки. Разные сорта чая. Иллюстрации с изображением чаепития.
Итоговое мероприятие:
Выставка детско – родительских продуктивных работ и поделок по теме
«Посещение музея самоваров в Череповце в рамках совместного выходного дня».
В восемнадцатом веке, очень-очень давно
Появилось в России чудо-диво одно.
Символ нашей России: свежескошенных трав,
озер наших синих, и полей, и дубрав…
И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,
Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!
Благородно и чинно на столе он стоит,
И гостей, и хозяев чаем он напоит…
Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,
Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,
Но бывает, что в праздник на столе он опять:
И сиять продолжает, и чайком угощать.
Не огнем, не дровами добываем мы жар –
Электрический с нами уж теперь самовар.
Пусть проходят столетья, пролетают года –
Самовар в русском сердце остается всегда!
Мероприятия по проекту :
Подготовительный этап:
- подготовка к проекту, изучение литературы, подбор материалов,
анкетирование детей «Что мы знаем о самоваре», Родительские анкеты «Жив ли в семьях самовар?»
Основной этап:
- С детьми:
-беседа «Что такое самовар?»;
-беседа «Как появился самовар на Руси»;
- чтение сказки Колесова «Царь – самовар»;
- заучивание стихотворения В. Тароват «Чаем угощаем»;
- п / игра «Баба, баба самовар, чайник кипятила»;
- хороводная игра «Самовар, самовар»;
- составление описательных рассказов;
- оформление альбома «Русь самоварная»;
-выставка работ и поделок «Русский самовар»;
- презентация «Знакомство с самоваром»;
- просмотр мультфильмов «Пых, пых самовар», «Иван Иванович Самовар»;
- опыты с чаем, рассматривание разных сортов чая;
-рассматривание иллюстраций с чаепитием;
- рисование «Чайный сервиз»;
- лепка «Чашка для чая», «Баранки – бараночки»;
- аппликация «Русский самовар»;
- разучивание песен «Пых, пых самовар», «Наш красавец самовар»;
- презентация «Чаепитие в картинках русских художников»;
- пальчиковая гимнастика «Тара – бара, растабара»;
- сюжетно – ролевые игры «Семья», «Чаепитие», «День рождения»;
- дидактические игры «Кухонная утварь», «Сложи самовар», «Накроем на стол», «Ждем гостей», «Какой детали не хватает у посуды».
- С родителями:
- Консультация «Воспитание детей на традициях народной культуры
- Консультация «Русская народная культура в воспитании дошкольников»
- Папка – передвижка «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
- Посещение совместно с детьми частного музея самоваров «Благовещенская старина в рамках выходного дня.
Заключительный этап:
- подведение итогов работы;
- анализ результатов;
- итоговая диагностика по проекту;
-презентация проекта;
- подготовка фотоматериалов;
-распространение опыта по теме;
-для педагогов подготовка консультаций «Воспитание детей на традициях народной культуры», «Историческая судьба самовара».
Литература:
1. Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
2. Иванова Е. А., Русские самовары. - Л. – 1971.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
4. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа : Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб. : Паритет, 2004.- 448с.
5. Лобанева Т. А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С. 43-46.
6. Москалева Л. А, Ашевский С. Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
7. Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
8. Русский самовар/ Сост. А. А. Гилодо. - М. : Советская Россия, 1991 - 225 с.
9. Русские самовары/Сост. Е. А. Иванова. - Л. : Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
10. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.
11. Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула : Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.
12. Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.
Приложение
Пословицы о русском гостеприимстве :
- Дорог не обед, а привет.
- Пей чай – удовольствие получай.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
- Чай пить - долго жить.
- Чем богаты, тем и рады.
- Умел в гости звать, умей и угощать.
-Много гостей, много новостей.
- Рад не рад, а говори: милости просим.
- Самовар кипит – уходить не велит.
-С самоваром буяном чай важнее и беседа веселее.
Загадки по теме:
Был листок зелёным –
Чёрным стал томлёным,
Был листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине.
(Чай.)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар.)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
(Самовар.)
Под одной крышей два брата стоят.
(Стол.)
Жил в лесу и зеленел
И под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел,
А остыл – и почернел.
А теперь им для красы
Можно рисовать усы.
(Уголь.)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота.
(Печка.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины.)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье!
(Бублик, баранка.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник.)
Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.
(Самовар.)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
(Хлеб.)
В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пуговица, одна рука –
И та на спине.
(Чайник.)
Стихи:
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,
прибауточки пою.
Ой, чай, крепкий чай! Пейте чай - чаечек
Чтобы радость приносил каждый день - денечек!
Чай пить - не дрова рубить! :
У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем!
Чай с вареньем и лимоном, с кренделями и поклоном
После бани свежий чай русским удальцам подай!
Он - бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.
Кто здоровым хочет быть- больше чая надо пить!
Мы за чаем не скучаем, вместе песни сочиняем!
Рады мы вам угодить, вволю чаем угостить.
Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Логоритмика:
Вечером над озером ходит белый пар.
Это рыбы в озере ставят самовар.
Или, или, или на базар ходили
На базар ходили, самовар купили.
Продавал Прокоп 3 самовара – великана
Да 3 самоварика :
Старикашку - самоваришку,
Старушку – самоварушку,
Мамашу – самоваршу
И деток самовариков.