Елена Елисеева
Проект по познавательному развитию «Зимующие птицы» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно-творческий.
По времени проведения: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5 лет.
Проблема: недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Публикация «Проект по познавательному развитию „Зимующие птицы“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
В ходе образовательной деятельности выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Зимующие птицы» Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи:
1. Образовательные
- сформировать у детей представления о зимующих птицах условиях их обитания, повадках, сходстве и различии;
- формировать умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»;
- формировать музыкальные способности детей посредством слушания звуков природы, голосов птиц.
2. Развивающие
- развивать любовь и интерес к родному краю в процессе экологического воспитания, умения отражать это в своих творческих работах;
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений за птицами в природе;
- развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания стихотворений, загадок о птицах;
- продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах.
3. Воспитательные
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
- привлечь родителей к проблеме экологического воспитания детей в семье.
Предполагаемый результат проекта: После завершения проекта, дети приобретут следующие знания:
о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, сходстве и различиях, о роли человека в жизни зимующих птиц;
умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного;
практические навыки ухаживания за птицами.
для педагогов:
самореализация, повышение творческого потенциала;
пополнение предметно-развивающей среды группы: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах;
установление партнерских отношений с родителями в вопросах воспитания и образования детей.
для родителей:
приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
активное участие в акции «Кормушка для пичужки».
I этап. Разработка проекта.
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Подготовка видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
3. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, подвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
4. Пополнить предметно-развивающую среду группы наглядным и информационным материалом.
5. Составить содержание выполнения проектной деятельности.
Формы работы в проекте.
1. Образовательная деятельность.
2. Наблюдения в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой и двигательной деятельности.
6. Самостоятельная деятельность
7. Проведение бесед.
8. Продуктивная деятельность.
9. Музыкально – ритмические движения.
10. Заучивание стихов, загадок.
11. Наглядная информация, домашнее задание и консультация для родителей.
12. Организация совместно с родителями акции «Кормушка для пичужки»
II этап. Реализация проекта.
Календарно-тематический план проекта.
1 день. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц нашего края.
Просмотр развивающего видеофильма «Зимующие птицы».
Беседа «Трудно птицам зимовать».
Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.
Дидактическая игра «Какой птички не стало?»
Цель: развивать память и внимание.
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Подвижная игра «Воробышки и кот».
Заучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
Чтение художественной литературы: стихотворения Н. Грибачевой «Морозы»; В. Бианки «Синичкин календарь»
2 день. НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы»
Цель: создать условия для формирования представления о птицах и роли человека в их жизни.
Дидактическая игра «Какая птица лишняя?» (Презентация)
Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Дидактическая игра «Новая столовая»
Цель: развивать слуховое внимание, умение узнавать зимующих птиц.
Подвижная игра «Совушка»
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 2. «Какая ворона, и какой воробей?»
Дидактическое упражнение по ФЭМП «Состав числа три»
Чтение художественной литературы: Алёна Бесс из книги "Сказки моего деда или десять любопытных"Почему?"
«Почему птица клёст выводит птенцов зимой?»; Н. Сладков «Азбука леса» рассказы «Зимовка», «Птичья столовая»; В. Бианки «Сова».
Трудовая деятельность: подкармливание птиц.
Самостоятельная деятельность: раскраски «Зимующие птицы».
3 день. Просмотр развивающего видеоролика «Голоса птиц»
Заучивание потешки «Ах, ты совушка-сова»
НОД по художественно-эстетическому развитию «Совушка-сова». (Рисование)
Цель: расширить представления детей о лесной птице - сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.
Чтение художественной литературы Н. Сладкова «Азбука леса» рассказы «Свиристели», «Совы», «Поползень».
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?», Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»
Подвижная игра ««Птички в гнёздышках»
Чтение и пересказ П. Соколов «Снегирь».
4 день. НОД по художественно-эстетическому развитию «Снегири на ветках». (Аппликация)
Цель: формировать умение, создавать образ снегиря из нетрадиционных материалов.
Чтение стихотворения Е. Груданова «На сосне заснежанной».
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»
Дидактическое упражнение по развитию речи «Объясни словечко»
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
5 день. Чтение и пересказ А. Аксенова «Мы - ваши друзья»
Викторина «Зимующие и перелётные птицы».
Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.
Настольная игра «Разрезные картинки».
Цель: закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Цикл наблюдений за зимующими птицами. Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».
Подвижная игра «Перелёт птиц»
Конструирование: «Голуби» (оригами).
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание, сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей, работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
III этап. Заключительный
Результаты работы над проектом
Дети: сформировалась система знаний о зимующих птицах (они узнали, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; как различить птиц по окраске; какие корма предпочитают птицы); появилось желание помогать птицам в зимнее время года (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц); они научились отличать перелётных птиц от зимующих; у детей развивалась связная речь.
Родители: стали активными и заинтересованными участниками проекта, через совместную деятельность (были изготовлены кормушки из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок); повысилась заинтересованность родителей в формировании экологического воспитания детей.
Педагог: созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц; пополнил предметно-пространственную среду методическим, дидактическим и наглядным материалом; оформлена картотека по развитию связной речи, пальчиковых игр на тему: «Зимующие птицы».
Итог:
1. Викторина – «Зимующие и перелётные птицы»
2. Оформление выставки «Кормушка для пичужки».
Перспективы проекта:
В дальнейшем планируем разработать весенний проект «Перелётные птицы».
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.